О проблемах урегулирования внутреннего конфликта в Южном Судане

Южный Судан рискует столкнуться с еще одной полномасштабной гражданской войной, если лидеры страны не разработают систему, позволяющую более справедливо распределять власть в центре, предупредила Международная кризисная группа (МКГ) в своем докладе в среду 10 февраля. Доклад под названием «На пути к жизнеспособному будущему Южного Судана» выходит почти через год после того, как в стране было сформировано правительство единства. Согласно докладу, выборы, которые, вероятно, состоятся в 2022 году, грозят обострением напряженности между сторонами, подписавшими мирное соглашение в сентябре 2018 года. «Стимулы для насилия после выборов будут очень острыми. Крайне централизованная структура власти и политическая экономия Южного Судана повышают ставки на выборах, поскольку существуют ограниченные утешительные призы, особенно если [Сальва] Киир продолжает попирать Конституцию, отказываясь передавать нефтяные доходы и отстраняя могущественных губернаторов декретом», — отмечается в нем. В 38-страничном докладе содержится настоятельный призыв к южносуданской элите, религиозным лидерам и гражданскому обществу переосмыслить систему управления страной и создать политическую систему, которая будет работать в интересах одного из самых разнообразных африканских государств с более чем 60 различными этническими группами. Общий вывод: «В то время как перспективы этого на данный момент кажутся слабыми, реформаторские элиты страны, гражданское общество и внешние партнеры должны все еще работать над более справедливым разделением власти в центре и большей передачей полномочий». Между тем в докладе рекомендуется выделить видные посты в национальном правительстве для кандидатов, занявших вторые места на выборах, чтобы гарантировать им влиятельные позиции и не дать им взяться за оружие. Доклад также настоятельно призывает региональных лидеров вести предвыборный диалог, добиваться гарантий от проигравших партий, чтобы снизить ставки, а также заранее гарантировать еще одно широкое правительство национального единства. Этот доклад и изложенные в нем пункты «дорожной карты» надо полагать коллективным посланием Запада Джубе с точки зрения формулирования реперных точек будущего мирного урегулирования Южного Судана.

В этой связи отметим, что фокус посредничества в организации полновесных мирных переговоров между правительством Южного Судана и последними воюющими с Джубой боевиками, которые уже были скомпрометированы расколом внутри  Альянсом оппозиционных движений Южного Судана (SSOMA) в декабре, сместился в формат «челночной дипломатии»  между Римом и Найроби. После последнего по времени  раунда переговоров в Риме в октябре 2020 г.  следующий этап мирного процесса между правительством  SSOMA все больше и больше отодвигается. По предложению посреднической католической общины Сант-Эгидио (этот инструмент активно используется Римом в рамках посреднических усилий в ряде кризисных точек в Африке. Например, в той же Ливии), переговоры должны были возобновиться в Найроби в январе, чтобы облегчить участие различных делегаций в рамках из-за коронавирусного  ограничения на поездки. Но кенийские власти до сих пор не одобрили эту смену места проведения переговоров, и понятно, что они не дадут своего окончательного  решения до конца февраля. Эти заминки в планировании усугубляются политическими осложнениями: в ходе переговоров SSOMA раскололась на две фракции. С одной стороны, это лидер реального Народно-освободительного движения Судана Паган Амум Окич, к которому присоединился глава Объединенного фронта Южного Суданапол Малонг Аван, оба из которых согласились перенести посреднический процесс в Найроби. Другая сторона — лидер Фронта национального спасения Томас Сирилло Свака, который категорически отказался ехать в Кению и обвиняет Найроби в том , что он играет роль ангажированного фаворита в конфликте. Учитывая эти противоположные точки зрения, посредники рассматривают возможность продвижения вперед в два этапа. Это предполагает проведение первой встречи в Найроби — при условии, что она будет одобрена кенийскими властями — с участием групп Амума и Малонга, а затем второй встречи в Риме с Сирилло. При этом сам лидер Южного Судана Сальва Киир   спешит продвинуться вперед в этом процессе. Он хочет показать себя  выгодном свете  в глазах новой администрации президента США Джо Байдена, которая быстро восстанавливает отношения США с новыми властями в Хартуме.  Или вернее, воспользоваться приходом в новую администрацию своих давних спонсоров в лице той же С.Райс, которая собственно и была в свое время главным архитектором государственного отделения Южного Судана.  Президент Южного Судана Сальва Киир в этой связи всерьез надеется, что США снимут свои санкции в отношении Джубы, но как уже дали понять в Белом доме это решение может быть обусловлено только прогрессом дальнейших  переговоров с SSOMA. При этом тема санкций становится для Джубы вопросом критическим. Экономика страны находится в плачевном состоянии.  9 февраля 2021 года Центральный банк Южного Судана был вынужден ввести банкноту в 1000 южносуданских фунтов стерлингов, поскольку он борется с гиперинфляцией на фоне сокращения валютных резервов. Выступая перед журналистами в столице, Джуба, управляющий Центральным банком, Диер Тонг Нгор сказал, что банк отныне начнет общенациональную кампанию по просвещению общественности о новых банкнотах. «Именно, исходя из необходимости сделать нашу валюту более удобной в использовании, мы сегодня вводим в обращение банкноту SSP 1000, чтобы дополнить существующие банкноты, обеспечить удобство и повысить эффективность печати валюты для создания сбережений для страны», — пояснил он. Нгор сказал, что самая молодая страна в мире в последние несколько лет боролась с тем, как справиться с ситуацией, характеризующейся высокой инфляцией, включая постоянное обесценивание валюты, которое подорвало общественное доверие и денежную ценность банкнот. «Эта новая деноминация с более высокой стоимостью лишь частично восстановит долларовую стоимость SSP 10 в 2011 году, но достаточно высокую, чтобы значительно снизить дедвейт потерь и высокие транзакционные издержки при совершении дорогостоящих покупок в экономике, основанной на наличных деньгах, такой как Южный Судан», — подчеркнул он. Некоторые экономисты ставят под сомнение влияние новой банкноты на восстановление экономики, ссылаясь на дальнейшую дестабилизацию потребительских цен и ускорение инфляционного поведения. Южный Судан на 98% зависит от нефтяных доходов своего бюджета, но с тех пор добыча значительно сократилась из-за политического конфликта, разразившегося в декабре 2013 года, из-за чего большинство нефтяных компаний прекратили разведочные планы и прекратили работу на нефтяных месторождениях.

55.87MB | MySQL:106 | 0,398sec