О публикации документа ООН о деятельности иностранных наемников в Ливии

То, что, за наемников и непонятных людей с военной техникой, невесть откуда появившихся в Ливии, возьмутся всерьез мы уже ранее не раз писали на страницах сайта Института Ближнего Востока. Первым, но весьма недвусмысленным звонком для любителей путешествовать с оружием в чужой стране, без всяких на то оснований, стала опубликованная накануне информация, тут же распространенная многими новостными каналами, в том числе, такими как турецкие TRT World и Anadoly о результатах расследования деятельности в Ливии структур небезызвестного Эрика Принса, нарушавших эмбарго ООН и поставлявших оружие силам Х.Хафтара.

Их информация основывается на конфиденциальном отчете Организации Объединенных Наций, полученном газетой «Нью-Йорк таймс» и переданном следователями Совету Безопасности в четверг. Этот документ снимает завесу тайны с того, как Эрик Принс развернул силы иностранных наемников, вооруженных дронами, боевыми кораблями и средствами радиоэлектронной борьбы, в Ливии, во время апогея битвы за Триполи в 2019 году. Не двумя годами раньше, предоставляя пилотов и самолеты для «антитеррористических» миссий, а в разгар наступления ЛНА на столицу Ливии. То есть, читаем, Э.Принс и его люди тождественны  российской ЧВК «Вагнер». Получается, что и те, и те, были тогда главной ударной силой ЛНА. В отчете подтверждается, что Эрик Принс, бывший глава компании-подрядчика по обеспечению безопасности Blackwater и видный сторонник бывшего президента Дональда Трампа, нарушил эмбарго на поставки оружия, введенное ООН в отношении Ливии, и утверждается, что наемники также планировали сформировать команду убийц, которая сможет выследить и убить ливийских лидеров, сообщает «Нью-Йорк таймс». Эрик Принс, бывший военнослужащий ВМС США и брат Бетси Девос, министра образования при администрации Д.Трампа, стал символом бесчинств частных  военных компаний США, когда его подчиненные из Blackwater убили 17 мирных жителей Ирака в 2007 году. «Нью-Йорк таймс» поинтересовалась, извлек ли Э.Принц выгоду из связей с администрацией Трампа для реализации своих действий в Ливии (на самом деле, Э.Принс действовал в Ливии и до прихода Д.Трампа на пост президента США–  авт.). Газета указывает, что нынешняя администрация во главе с Джо Байденом призвала все стороны вывести наемников и регулярные иностранные силы из Ливии, на что Россия в ответ, заявила, что там присутствуют силы или наемники, но не ее, а неизвестно чьи, в то время как Турция не только заявила, что ее силы находятся в Ливии по официальной просьбе международно признанного ПНС, но объявила о своей готовности вывести свои войска и советников в случае ухода остальных наемников . «Нью-Йорк таймс» сообщает, что «помимо Blackwater, присутствие которой в отчете ООН было выявлено, в Ливии есть наемники из российской компании «Вагнер», которая имеет прочные связи с Кремлем и лицами из ближайшего круга президента России Владимира Путина».

Обратим внимание несколько моментов. Во-первых, отчет делался экспертами ООН, и в нем прямо указывается на присутствие в Ливии российских наемников. Во-вторых, Э.Принсу и его команде, в каких бы качествах они не выступали, как Blackwater, или Academy, так же как и их турецким коллегам из ЧВК Sadat, подобные разоблачения ничем не грозят, им не привыкать, ведь они те самые «сукины дети, но наши», вне зависимости от того, кто находится у власти в США, демократы или республиканцы. К тому же, их основная деятельность в Ливии, если говорить о Э.Принсе, практически завершена, а турки действуют под прикрытием и в рамках подписанных официальных договоров с ливийскими  государственными органами и всячески акцентируют внимание на гуманитарных аспектах своей деятельности: разминирование, обучение использованию разных технических новинок из сферы безопасности, полевой медицине, организации правопорядка и  контртеррористической деятельности. Одним словом, вещам легальным и респектабельным.   И тем не менее, готовы уйти. Но только после других.

Зная методику действий ООН в таких случаях мы предположим, что это был первый официальный сигнал ОАЭ и РФ: «Мы знаем, что вы там были и есть. Вам пора покинуть сцену. Если этот сигнал будет проигнорирован, а накануне ОАЭ (вместе с КСА) попали под ограничения по военно-техническому сотрудничеству с США, то прозвучит второй сигнал: «Мы знаем, чем вы там занимались, и тут, Amnesty International, если что, подтвердит, в зависимости от степени трудности дохождения посыла до адресатов, на свет появятся свидетельские показания и факты военных преступлений такого рода, что многократно упоминаемая Тархуна с ее массовыми захоронениями, покажется мелочью, будет генерированы новая Сребреница или Вуковар, и прозвучит слово «геноцид», а там уже недалеко не только до новых санкций  по этой причине, но и до вызова в Гаагу.

«Непонятные люди» с оружием, действующие в Ливии, начинают нервировать Вашингтон. Поэтому, отчет ООН о действиях в ней наемников ( в принципе, готовый почти год назад) появился именно сейчас.  Процесс перезагрузки ливийской государственности набирает обороты и наступает пора убирать все то, что ему мешало, или выполняло, до поры до времени, роль страховочного механизма. Диалектика, так сказать, налицо, в действии.

Спецпосланник ООН в Ливии, Ян Кубиш провел серию встреч с ливийскими официальными лицами в столице страны, Триполи, в которых участвовали делегация ПНС с Совместным военным комитетом «5 + 5», глава Национальной нефтяной корпорации и назначенный премьер-министр А.Х.Дбейба. Миссия ООН по поддержке в Ливии заявила  в заявлении, сделанном20 февраля сообщила,  что Я.Кубиш обсудил во время встречи с делегацией СВК «5 + 5» способы, с помощью которых Организация Объединенных Наций и международные партнеры могут помочь ускорить все процедуры и выполнять соглашение о прекращении огня, подписанное 23 октября 2020 года, которое включает вывод всех иностранных сил и наемников. Миссия подтвердила, что на встрече также затрагивались вопросы нарушения эмбарго на поставки оружия, введенного Организацией Объединенных Наций, объединения военных и силовых структур, а также способов ускорения открытия прибрежной дороги Мисурата — Сирт. Я.Кубиш подтвердил полную поддержку СВК «5 + 5» в его сложной миссии, выразив свое восхищение работой и достижениями, заявив: «Вы показали замечательный пример того, что при наличии политической воли, ливийцы могут объединиться ради Ливии, ее народа и создания подходящего климата для политического процесса».

Наличие такой воли и понимание того, что в поезд нужно успеть сесть, до его отбытия, демонстрирует спикер восточной фракции Палаты представителей Акила Салех, который встретился в своем офисе, в городе Аль-Кубба, с членом Президентского совета (ПС) и известным триполийским эмиссаром, Ахмедом Майтыгом, в присутствии министра финансов Временного правительства Амира Гейса и министра финансов в ПНС Фараджа Бумтари. В ходе встречи А.Майтыг, номинальный глава ПС, подтвердил, что продолжит свою работу по объединению государственных институтов до тех пор, пока новый орган исполнительной власти не приступит к выполнению своих обязанностей, подчеркнув важность принятия парламентом единого бюджета государства на 2021 год. Со своей стороны, спикер парламента подчеркнул, что утверждение общего бюджета государства является неотъемлемой компетенцией Палаты представителей, которая издает закон об общем бюджете после его утверждения парламентом для получения законной легитимности для дальнейшей работы.  Ахмед Майтыг прибыл в четверг утром на восточную ливийскую авиабазу Лабрак в сопровождении министра финансов ПНС Фараджа Бумтари.

Новый председатель Президентского совета, д-р Мухаммед аль-Манафи  20 февраля обсудил в Триполи с начальником штаба ВС ПНС генерал-лейтенантом Мухаммедом аль-Хаддадом «способы объединения военного ведомства». Как сообщает пресс-служба главы Президентского совета, на встрече обсуждались некоторые препятствия, с которыми столкнулся  штаб в Триполи, а также способы объединения военного ведомства и поддержки Совместного военного комитета «5 + 5». В связи с этим Мухаммед аль-Манафи встретился с некоторыми военными руководителями в Триполи в рамках своих усилий по объединению военного ведомства, предпринимаемых через СВК «5 + 5», «для достижения стабильности».

Силовики в Киренаике, в преддверии начала ре-интеграции с  коллегами, из Триполитании также не сидят сложа руки. Министр внутренних дел ливийского временного правительства Ибрагим Бушнаф, принял участие в ежегодной церемонии сбора сотрудников Управления безопасности Бенгази, которая проводилась в его исторической штаб-квартире в районе Хавари через 10 лет после того, как она была разрушена во время нападения «разбойных вооруженных формирований и террористов» (здание пострадало в ходе мятежа 2011 г., а некоторые из его защитников подверглись линчеванию — авт.) На ежегодном собрании директор службы безопасности округа Бенгази полковник Ванис аль-Шукри, провел обзор сил управления, включая офицеров, унтер-офицеров и служащих, в присутствии ряда руководителей службы безопасности, в т.ч. начальника Департамента моральной ориентации ЛНА, генерал-майора Халеда аль-Махджуба и директора Главного управления инспекций при Министерстве внутренних дел полковника Шарифа Хвайдера. Ежегодное собрание также включало ревизию фактических сил Управления и проверку всех членов полицейского управления, сотрудников, наличия транспортных средств, оружия и боеприпасов, в то время как министр внутренних дел высоко оценил работу Управления и продвижение сектора безопасности в различных областях, находящихся под контролем временного правительства Ливии, призывая ливийский народ «повысить осведомленность и применение общественной безопасности». Бушнаф сослался на символичность собрания в штаб-квартире Управления в районе Хавари «через десять лет после его разрушения разыскиваемыми правосудием людьми  и террористами», и выразил надежду «на сохранение темпа работы и выполнения всех поставленных задач», пожелав успехов своему преемнику в управлении ведомством. В конце собрания Управление безопасности округа Бенгази «направило памятный знак главнокомандующему ЛНА, штаб-фельдмаршалу Харбу Халифе Абу аль-Касиму Хафтару, а также вручило «Почетный щит» министру внутренних дел за его работу», — сообщается в пресс-релизе Управления безопасности. Подобные вещи в военно-штабной культуре арабских стран принято делать на память. Тем, кто покидает свои посты.

52.23MB | MySQL:103 | 0,504sec