О конференции «Цифровой мир» в Стамбуле. Часть 6

6 марта в Стамбуле состоялась Конференция под названием «Цифровой мир». Её организатором выступила Ассоциация анатолийских медиа – структура, которая объединяет частные региональные медийные компании, включая телевизионные и радиоканалы, а также газеты.

Это мероприятие было поддержано Управлением по связям с общественностью при Администрации президента Турции и лично его главой проф. д.н. Фахреттином Алтуном.

Помимо всего прочего, следует обратить внимание на то, что Управление по связям с общественностью ответственно за ведение пропаганды и контрпропаганды как внутри Турции, так и за её пределами. И можно сказать, что этот аспект явился одним из лейтмотивов состоявшегося мероприятия – а, именно, ответственность турецких СМИ, как традиционных, так и альтернативных за наилучшее представление и продвижение образа Турции за рубеж.

Часть 5 нашей публикации доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=76074

Напомним, что мы остановились на рассмотрении первой сессии мероприятия, которая получила название: «Новые технологии связи. Вклад местных и национальных СМИ в продвижение страны».

Модератором этой сессии стал заместитель главы Верховного совета Турции по радио и телевидению (RTÜK) Ибрагим Услу.

Другими спикерами панельной сессии стали директор по общественной политике Netflix (Турция) Пелин Мавили, генеральный директор платформы Exxon Уммю Бурхан Арда, заместитель генерального директора beIN Media Group Онур Гюнель, исполнительный директор по контенту и платформам Türk Telekom Мухаммед Варол, генеральный директор платформы BlueTV Айдын Доган Ялчиндаг.

Представительница компании Netflix в Турции Пелин Мавили указала на то, что сейчас в Турции у их платформы около 3,5 млн абонентов. При этом, она указала, что сама компания работает как, своего рода, посольство. Как она подчеркнула, подобные им цифровые платформы, а точнее создаваемый и распространяемый ими контент, должны рассматриваться в качестве «возможности» для страны. Иными словами, не поленимся повторить ещё раз то, что турки – весьма патриотически настроенный народ и они не преминут рассмотреть любое свое место службы в качестве возможности для страны. Любопытно вдвойне, что об этом заговорила турецкая представительница американской компании цифрового вещания.

Далее докладчица показала собравшейся публике два видеоролика из различных шоу платформы Netflix, продемонстрированных на зарубежные страны.

В первом шоу происходит дегустация турецкой пахлавы и определение дегустаторами её компонент. Мягкая сила в действии с учетом того, что, к настоящему времени, пахлава является уже достаточно забрендированным продуктом в мире, который однозначно ассоциируется именно с Турцией, хотя и присутствует в других странах региона. Допустим, в Азербайджане или в арабских странах.

Во втором случае, речь идет о нынешней гордости турецкого ОПК – беспилотных летательных аппаратах марки «Байрактар», предприятие по выпуску которых было показано в одном из документальных фильмов, снятых и показанных платформой.

И эти сюжеты про Турцию попадают, таким образом, не в региональный, а уже и в глобальный контент, и начинают «работать», формируя взгляд на страну, про которую они сняты, со стороны иностранцев. «Месседж» простой: Турция – это «сладко» и «жестко». Кому – пахлава, а кому и беспилотные летательные аппараты.

Как отметила представительница платформы, подобного рода программы и контент формируют интерес к стране, а также оказывают влияние на возрождение туристического потока по мере того, как ослабевают карантинные меры в связи с эпидемией коронавируса. При том, что Турция, однозначно, рассматривает коронавирус для своей туристической индустрии как возможность, в результате которой могут выпасть её самые главные конкуренты, включая, допустим, те же Испанию и Грецию.

При этом представительницей платформы оказалась приведена достаточно любопытная статистика, которая призвана продемонстрировать, что велика доля пользователей Netflix, которые предпочитают смотреть турецкий контент именно на турецком языке с субтитрами, а не, допустим, дублированный закадровым голосом текст. И, далее, как показал проведенный компанией опрос влияет на симпатию к стране, приблизительно в два раза.

То есть, доля тех, кто ощущает близость к Турции, которые потребляют контент на турецком языке составляет около 46%. При этом, среди тех, кто не смотрит турецких контент, доля тех, кто испытывает симпатию к Турции составляет 23%.

Здесь, разумеется, дискуссионно, что сначала возникло – симпатия и близость к Турции или желание посмотреть контент на турецком языке? Разумеется, есть среди абонентов платформы и те, кто изначально к Турции относился положительно и именно поэтому смотрел контент турецкий и на турецком же языке, пользуясь возможностью посмотреть его с субтитрами.

Впрочем, это служит лишний раз убедительным подтверждением того тезиса, что одним из важнейших инструментов по пропаганде Турции и продвижение её положительного образа является именно сериальная продукция, которая охотно покупается и показывается очень и очень во многих странах мира, включая и нашу страну, где весь Интернет забит группами по просмотру турецких сериалов, изучению турецкого языка, приготовлению блюд турецкой кухни, и брачных агентств, которые обещают отечественным читательницам обретение личного счастья на берегах Босфора.

Следующим докладчиком на 2-й панельной сессии конференции «Цифровой мир» стал заместитель генерального директора beIN Media Group Онур Гюнель.

Напомним, что beIN – это катарская медийная группа. В Турции, помимо всего прочего, она локализована под брендом платформы цифрового вещания Digitürk. Это, пожалуй, самая старая, крупная и престижная платформа телевизионного вещания в стране. Встать в её сетку вещания может себе позволить далеко не каждый канал. Стоимость этого составляет приблизительно несколько миллионов турецких лир. Скажем более, что указанная компания, изначально, отделилась от катарской Аль-Джазиры.

В своем выступлении Онур Гюнель, в качестве примера продвижения образа Турции, отметил не только турецкий кинопром, но и те зарубежные фильмы, которые либо снимаются на турецкой территории, либо, так или иначе, посвящены в стране.

Разумеется, мы не имеем в виду фильмы из серии «Полуночного экспресса» (1978 год). В конце концов, с тех пор, было снято на территории Турции немало всего международного.

Мало кто знает, что для съемок ряда эпизодов в знаменитой киносаге «Звездные войны» декорациями служили «лунные пейзажи» Каппадокии. Но и в Стамбуле любят снимать различные эпизоды «Бондиан». Более того, по событиям 1915 года, с участием знаменитого Рассела Кроу, был снят фильм «Искатель воды». При этом, если, допустим, говорить о последнем, то снят он, по отношению к Турции, достаточно благожелательно. Что, само по себе, является редкостью по отношению к Турции, которая воспринимается в событиях Первой мировой войны как союзница Германии, потерпевшая поражение. За чем последовали планы по разделу Османской Империи. Которые, к слову сказать, так или иначе, но увенчались успехом.

Так что, если говорить о событиях 1915 года, то у всех будет перед глазами Первая мировая война и поражение Германии и Османской Империи. А отнюдь не турецкая Война за независимость. Все же Война за независимость и одержанная в ней турками победа (в том смысле, что не удалось разделить на части между странами-победительницами и Анатолию – И.С.) – это чисто турецкая патриотическая тема, которая не близка, пожалуй, никому кроме самой Турции. Как и почти любое национально-освободительное движение.

Не говоря уже о тех событиях, которые во многих странах мира признаны в качестве геноцида армянского народа. Которые продолжают лежать бременем на турецком образе за рубежом и избавиться от которого Турция пока никак не может, предложив миру свою военную трактовку произошедших событий, приведших к массовой гибели армян. В этом смысле, в отличие от событий в Нагорном Карабахе турки пока армянам проигрывают. Один из тех не слишком, скажем сражу, многочисленных случаев, где дает сбои знаменитая турецкая мягкая сила. Пожалуй, слово «знаменитая» теперь уже можно писать, не рискуя впасть в крайности.

Так что благожелательный по отношению к Турции и к событиям Первой мировой войны «Искатель воды» с Расселом Кроу в главной роли — это «самое оно» в плане продвижения «неизвестной» Турции и в плане продвижения темы её Войны за независимость. Которая остается неизвестными для широкой массы за рубежом страницами истории.

Ну никто не рассматривает Турцию в качестве арены борьбы за свое выживание и независимость, на которую высадились зарубежные интервенты. Все, опять же, вспоминают «агрессивную и жестокую» Османскую империю, которая к моменту Первой мировой войны окончательно превратилась в «больного человека Европы», пережившего, в результате, свою последнюю агонию. Опять же, подчеркнем, что «Искатель воды» — это редкость.

Зато разного рода боевики и блокбастеры на территории Турции снимаются достаточно охотно. Стамбул и турецкое Средиземное море для этого представляют отличные декорации. Которые, прямо с нужной, стороны подсвечивают достоинства Турции – прежде всего, для гостей страны.

В этом смысле, докладчик упомянул, к примеру, фильм Five Eyes, с участием известного «механика» Джейсона Стэйтема. Частично этот фильм, выдержанный в жанре очередной «Бондианы», снимается на территории Турции – в Анталье. Надо ли говорить о том, что это, как мы сказали выше, – несомненная нативная реклама для турецкого Средиземноморья. Как сообщил докладчик, съемки этого фильма возобновились в начале этого года, после вынужденной паузы из-за пандемии коронавируса.

Следующим докладчиком на сессии стал генеральный директор платформы Exxon Уммю Бурхан Арда.

Как он отметил в ходе своего выступления, контент местного производства пользуется в Турции повышенным спросом. Он отметил, что 100% контента, производимого платформой, снимается именно в Турции. На самом деле, отметим лишь простую деталь. Если чисто визуально, сравнить количество кинофильмов зарубежного производства и производства турецкого в турецких кинотеатрах, то можно сказать, что турецких фильмов можно увидеть, пожалуй, что не меньше одной трети. А далее, в зависимости от сезона, бывает и более богатые на турецкие фильмы годы. То есть, Турция снимает достаточно много своих собственных фильмов и достаточно охотно их просматривает. Хотя, конечно, американское засилье не может оставить в стороне и Турцию, как «образцового партнёра» США.

Следующим выступающим стал генеральный директор платформы BlueTV Айдын Доган Ялчиндаг.

Его выступление началось с объявления о том, что платформа вещания BlueTV стала официальным партнёром канала Discovery, что стало безусловным прорывом для достаточно молодого проекта. Впрочем, проект, действительно, молодой. Зато вот семья, из которой происходит основатель этой платформы – далеко не новички в большом бизнесе. Достаточно отметить, что Айдын Доган Ялчиндаг – это внук того самого Айдына Догана, который является основателем и почетным президентом Dogan Holding. В свое время – одной из самых известных и крупных медиагрупп в Турции, которая оппонировала президенту Турции после чего, в значительной мере утратила свои активы и влияние.

Как отметил внук известного турецкого медиамагната в своем выступлении, целью его платформы является повышение популярности именно турецкого контента. Что, в свою очередь, должно оказать благотворное влияние на экспорт страны, на туризм в нее, вызывать симпатию к стране и вносить свою лепту в развитие её мягкой силы.

Будучи спрошенным о готовности ставить в сетку вещания контент, произведенный турецкими региональными СМИ, он достаточно открыто заявил о том, что да, его компания открыта, однако, в день они получают по 50 – 60 различных проектов и у них нет физической возможности для того, чтобы разбираться во всем потоке деловых предложений, который у них есть. Так что, компания-то готова, но с некоторыми техническими ограничениями.

Ещё одним представителем турецких цифровых платформ на сессии стал исполнительный директор по контенту и платформам Türk Telekom Мухаммед Варол. В частности, представитель ведущей телекоммуникационной компании страны говорил о её платформе цифрового вещания TVbu. Как он отметил, их платформа цифрового вещания со своими 3 млн абонентов является второй по размеру в Турции. От себя отметим, что, после того, домашние телефоны стали, в принципе, рудиментом, одним из главных источников дохода Türk Telekom стал домашний Интернет. Восприняв это как возможность, главная телекоммуникационная компания страны стала пакетным образом продвигать вместе с Интернет-услугами ещё и цифровое вещание. Что, как мы видим из показателей площадки, явилось достаточно плодотворной идеей.

Опять же модератор этой сессии, заместитель главы Верховного совета Турции по радио и телевидению (RTÜK) Ибрагим Услу, отметил, обращаясь к спикерам то, что они, действительно, являются представителями международных компаний в Турции, но, прежде всего, они, все-таки, являются турками.

Что должно, как можно понять обратившегося, являться доминантой для них в выстраивании своей профессиональной деятельности. В частности, в плане того, что надо создавать и предлагать контент, как в Турции, так и за рубежом, который в выгодном свете представляет Турцию, служа её национальным интересам. Что, опять же, от бизнеса возвращает нас к теме пропаганды и контрпропаганды, которая являлась лейтмотивом мероприятия «Цифровой мир», состоявшегося в Стамбуле.

И, наконец, третья, заключительная сессия мероприятия получила свой заголовок «Глобальные информационные сети – Безопасность данных и связь».

Председательствовал на этой сессии проф. д.н. Фарук Билир, который является главой Агентства по защите персональных данных.

Спикерами на сессии выступили: директор по развитию и новому предпринимательству «турецкого Твиттера» — компании Yaay İletişim  Мухаммед Озхан, генеральный директор «турецкого WhatsApp» — компании BİP A.Ş. Бурак Акынджи, глава ещё одной турецкой компании, основавшей свой собственный мессенджер Dedi İletişim Омер Фарук Соргун и, наконец, помощник главы Совета по информационным технологиям и связи (ВТК) д.н. Газали Чичек.

Безо всякого преувеличения отметим, что на заключительной пленарной сессии конференции «Цифровой мир» организаторами был собран, без преувеличения, весь «цвет» турецких социальных сетей и мессенджеров. Интерес к этим работам многократно возрос после того, как случились выборы в США, где самую активную роль в приходе ко власти (не говорим «в победе» — И.С.) Джо Байдена сыграли именно глобальные ИТ-корпорации. На что наложилась ещё новая политика по персональным данным со стороны компании WhatsApp. И, в итоге, состоялся массовый исход пользователей на альтернативные площадки.

Соответственно, как не раз звучало в ходе третьей сессии конференции, побеждает тот, кто оказывается готов в нужный момент. Турецкий компании много и усердно инвестировали своих средств и труда в альтернативные площадки и нужный им момент представился.

52.29MB | MySQL:103 | 0,630sec