Проблемы экологии и морская война Израиля

Месяц назад израильское побережье было загрязнено нефтепродуктами. Анализы показали, что причина загрязнения – сырая нефть, возможно разлитая с одного из танкеров, предположительно танкера Emerald, перевозящего контрабандой иранскую нефть в Сирию. (см. материал «Об экологической катастрофе на средиземноморском побережье Израиля» от 5 марта, 2021 ).   Представители Министерства экологии и защиты окружающей среды заявили, что пока неясно, были ли выброс намеренным или случайным, но говорят, что не получали никаких предупреждений — до тех пор, пока нефтепродукты не были обнаружены на израильском берегу.

События последний лет показывают, что Иран пытаясь прорвать американскую блокаду, регулярно поставляет контрабандным способом свою нефть в Сирию и Ливан.[[i]] Доходы от ее реализации идут так же и на финансирование террористической детальности «Хизбаллы» и ХАМАСа. В соответствии с эмбарго, наложенным на Иран администрацией Д.Трампа, перевод денег в Сирию запрещен, и, таким образом, организация финансовой помощи ливанской  «Хизбалле» становится более сложной. Ни для кого не секрет, что несмотря на различную идеологию основным двигателем  террористических организаций являются деньги. «Хизбалла», которая страдает от экономических трудностей, и иранцы, которые явно заинтересованы в ее укреплении ищут «творческие» способы поддержать ее финансово. В этой связи появилось решение — продать нефть. Сирийский режим получает для поставки из Ирана и переводит оплату, по крайней мере частично, «Хизбалле».

Масштабы продаж иранской нефти трудно оценить, учитывая их зачастую скрытый характер. Несколько компаний, которые следят за мировой торговлей нефтью, сообщают, что поставки из Ирана примерно удвоились по сравнению с низкими уровнями, наблюдавшимися ранее в этом году, хотя оценки сильно разнятся.[[ii]] По оценкам американского портала TankerTrackers.com, который использует спутниковые снимки для отслеживания поставок, экспорт иранской сырой нефти за осень составил 1,2 млн баррелей в день по сравнению с 481 000 баррелей в день в феврале.

Между тем, SVB International в Вашингтоне сообщила, что Иран экспортировал 585 000 баррелей сырой нефти в день в ноябре по сравнению с 230 000 ранее в 2020 году. Petro-Logistics увеличила иранский экспорт примерно до 447 000 баррелей в день с 222 000.

Более консервативные данные предполагают, что санкции США привели к закупориванию большей части иранской нефти. Но резкий рост, наблюдаемый по трем анализаторам рынка, предполагает, что Тегеран в последнее время более успешно продавал свою нефть.

Израиль отслеживая всевозможные пути поставок в Сирию и Ливан вооружения и денег естественно пытается пресечь их. О чем говорят многочисленные авиаудары по зонам складирования возле аэропортов и других объектов в Сирии и Ливане. Вполне возможно, что попытка Ирана прорвать блокаду с помощью пиратских танкеров, так же  попала в поле зрения израильских спецслужб. По сообщения прессы израильский спецназ неоднократно обвинялся в саботажах иранского судоходства в международных водах.

Издание Wall Street Journal сообщает со слов американских официальных лиц, что Израиль с 2019 года нанес не менее 12 ударов по иранским танкерам и грузовым судам. Все они направлялись в Сирию с грузом нефти или оружия. Использовалось разное вооружение, в том числе, подводные мины, а атаки проводились по пути из Персидского залива в Сирию, в Красном море и других регионах.

Согласно сообщениям из Вашингтона[ [iii]], в октябре 2019 года в результате этих атак в Красном море произошел как минимум один крупный разлив нефти. Поэтому произошедший недавно разлив нефти вдоль израильского и ливанского побережья в котором израильские политики обвинили танкер, перевозивший сырую нефть из Ирана в Сирию, теперь будет рассматриваться в другом свете.

В 2019 году израильская атака на иранский танкер в Красном море привела к массивному разливу нефти, и причиной экологической катастрофы на израильском побережье тоже могла быть операция ЦАХАЛа, — пишет британская Times.  Авторы статьи — бейрутский корреспондент Times Ричард Спенсер и иерусалимский корреспондент Аншель Пфефер отмечают, что Израиль не отреагировал на сообщение Wall Street Journal о регулярных атаках израильских военных на иранские танкеры в Красном и Средиземном морях, а Иран сообщил после публикации о «террористическом нападении» на его грузовое судно в Средиземном море.

Журналисты сообщают, что в феврале 2021 года израильские спецназовцы установили мину на иранский танкер у берегов Ливана. Хотя причиной загрязнения побережья, судя по географии экологической катастрофы, вряд ли стала именно эта диверсия, катастрофа могла быть вызвана другой, неудачной операцией ЦАХАЛа, — заключают авторы Times.

В тот же день военный обозреватель «Хадашот 12» Рони Даниэль объясняет израильской аудитории смысл диверсионной войны на море, которую ведет Израиль против Ирана. Комментируя (и фактически подтверждая) сообщение Wall Street Journal о регулярных атаках на иранские танкеры в Средиземном и Красном море, ветеран военной журналистики анализирует стратегический смысл этих атак (блокирование иранских субсидий «Хизбалле») и разъясняет даже, в чем преимущество диверсий против танкеров именно в Средиземном, а не в Красном море — в последнем случае получившее пробоины судно может малым ходом вернуться в порт отправления, а в Средиземном море такой возможности нет, и доставка груза задерживается на более долгий срок.

12 марта по заявлениям пресс-секретаря государственной судоходной компании IRISL иранский контейнеровоз Shahre Kord подвергся «террористической атаке» в Средиземном море и получил небольшие повреждения [[iv]]. Представитель иранской судоходной компании сообщил, что по пути в Европу судно Shahre Kord пострадало от взрыва, вызвавшего небольшой пожар на борту. Никто из членов экипажа не пострадал, после ремонта судно продолжит свой путь к порту назначения. По его словам, на момент нападения судно направлялось в Европу и после ремонта уйдет в пункт назначения.

Судно шло из Бандар-Аббаса в порт Латакия с грузом для сирийского режима. После прохода через Суэцкий канал судно вышло в Средиземное море и пошло к Сирии  вдоль побережья. В районе Хайфы на судне прогремел взрыв и начался сильный пожар. Судно прибыло в Латакию 11 марта. В иранских СМИ обвиняют в произошедшем Израиль. По версии иранской прессы, по судну была выпущена управляемая ракета без боеголовки.

Три других иранских корабля были повреждены в последние недели по неизвестным причинам во время плавания через Красное море. Инцидент произошел через две недели после того, как израильское судно MV HELIOS RAY пострадало от взрыва в Оманском заливе.

Причина не была сразу выяснена, хотя представитель Министерства обороны США заявил, что в результате взрыва остались дыры в корпусе судна с обеих сторон. Израиль обвинил Иран в причастности к взрыву, но Исламская Республика отвергла это обвинение.

Грузовое судно Helios Ray, принадлежащее израильской судоходной компании Ray Shipping, пострадало от взрыва в Оманском заливе. Судно получило пробоины, команда не пострадала. Повреждения были устранены, и Helios Ray продолжил плавание из Саудовской Аравии в Сингапур. Владелец Ray Shippin, миллиардер Рами Унгер, не думает, что атака была прицельно направлена против израильтян. Он сказал Ynet, что в Оманском заливе уже случались взрывы, и речь идет об «игре иранцев и американцев». Что именно взорвалось, владелец еще не знает — «наши службы безопасности выясняют это совместно с компанией».

В июне 2019 года в Оманском заливе пострадали от взрывов и загорелись два нефтяных танкера, США обвинили в атаках Иран. Израильские службы безопасности полагают, что взрыв в Оманском заливе был иранской атакой против Израиля. Военные корреспонденты передают, что, по мнению израильских спецслужб, организаторы атаки знали, что судно Helios Ray принадлежит израильскому владельцу, и именно поэтому избрали его объектом атаки.

Однако не стоит считать, что только Израиль и США борются с нелегальными поставками нефти из Ирана. Так береговая охрана Индонезии сообщила , что  зарегистрированный в Иране танкер MT Horse и танкер MT Freya, у которого панамская регистрация, но китайский владелец, были остановлены в территориальных водах у побережья провинции Калимантан ранним утром 24 января. Корабли были без флагов, их трансмиттеры были выключены. При этом они переливали нефть с иранского на панамское судно. Как утверждается, часть нефтепродуктов пролилась в море. Танкеры доставлены в порт и взяты под охрану, 61 член экипажа задержан.

Случается и наоборот. Так 5 января Танкер Hankuk Chemi, шедший под флагом Южной Кореи из Саудовской Аравии в Объединенные Арабские Эмираты с грузом этанола, был захвачен КСИР. Иран обвинил судно в загрязнении Персидского залива. Однако , как показывают события истинная подоплека  захвата КСИР корейского судна — месть за арест иранских счетов. На связь этих вопросов указывают слова представителя иранского правительства Али Рабии. Когда его спросили, следует ли расценивать захват корабля как взятие заложников, он заявил, что взятие заложников – это арест Южной Кореей принадлежащих Ирану миллиардов. Ранее сообщалось, что эти средства предполагалось использовать для приобретения вакцины от коронавируса через созданный международный механизм. Однако Южная Корея отказалась их размораживать.

Между тем Wall Street Journal сообщила, что Израиль нацелен как минимум на дюжину судов, направляющихся в Сирию и в основном перевозящих иранскую нефть, из опасения, что нефтяные доходы финансируют терроризм на Ближнем Востоке. Иран, который постоянно угрожает решительным возмездием за любое нападение Израиля, часто отказывался указывать пальцем на него в связи с неоднократными воздушными ударами по поддерживаемым Ираном силам в Сирии, явно пытаясь избежать полномасштабной войны.

Израильские официальные лица отказались комментировать отчет, в котором цитируются неназванные официальные лица США и регионов и который был опубликован в связи с пересмотром администрацией Дж.Байдена политики в отношении Ирана. Посольство США в Иерусалиме не дало никаких комментариев.

Выступая перед курсантами израильского ВМФ в 2019 году, премьер-министр Биньямин Нетаньяху обвинил Иран в увеличении контрабанды нефти по морю в обход санкций США и сказал, что Израиль «будет играть более важную роль в блокировании этих действий Ирана». Он не уточнил, что это может повлечь за собой. Израиль отдельно заявил, что ведет скрытую «межвоенную кампанию», чтобы лишить иранских союзников на своих границах оружия и другой поддержки со стороны Тегерана.

«Мы не комментируем кампанию, которую мы ведем, в оперативном отношении», — сказал министр Израиля Цахи Ханегби в беседе с радиостанцией 102 FM, когда его спросили об этом. «Но мы всегда подчеркиваем (что) мы должны противостоять иранской воинственности на всех фронтах … и я полагаю, это также включает в себя воздушные и морские арены, а также сушу». Израильский ВМФ, крупнейшими кораблями которого являются ракетные корветы и пять дизельных подводных лодок, в основном активен в Средиземном и Красном морях.

[i] Что стоит за сообщениями об ущербе, нанесенном Израилем иранским нефтяным судам? https://www.mako.co.il/news-columns/2021_q1/Article-b03e1c3896f2871027.htm?sCh=31750a2610f26110&pId=173113802

[ii] Экспорт иранской нефти растет, поскольку Тегеран обходит санкции и находит новых покупателей/ https://www.wsj.com/articles/iranian-oil-exports-rise-as-tehran-circumvents-sanctions-finds-new-buyers-11608052404?mod=article_inline

[iii] Израиль тайно атаковал иранские нефтеналивные танкеры

https://www.thetimes.co.uk/article/israel-secretly-attacked-iranian-oil-tankers-and-weapons-carriers-h3ngwknmh

[iv] Компания заявляет, что иранский корабль подвергся нападению в Средиземном море

euters.com/article/iran-ship-int/iran-ship-damaged-in-attack-in-mediterranean-state-company-says-idUSKBN2B41SC

 

62.88MB | MySQL:102 | 0,556sec