Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (6-12 октября 2008 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Пакистане и в районе турецко-иракской границы. Обстановка в Пакистане и вокруг него продолжает осложняться. Вооруженные силы Турции резко активизировали действия против боевиков сепаратистской Курдской рабочей партии (КРП) в приграничных районах Северного Ирака.

Мировой финансовый кризис масштабно проявляет себя в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Причем его негативное воздействие усугубляется значительным падением цен на нефть на мировых рынках. Тяжелая ситуация складывается на крупнейшем в регионе финансовом рынке Саудовской Аравии. Устойчиво снижается главный саудовский финансовый индекс «таси». Так, 11 октября уже в первые минуты торгов он упал на 450 пунктов. И это, не взирая на заявления руководства Саудовского монетарного агентства вложить 93 млрд долларов в национальную банковскую систему. На минувшей неделе лихорадило биржи Иордании, Ливана, Египта, Абу-Даби. Несколько лучше была ситуация в Катаре, Кувейте, Бахрейне и Дубае. С падения котировок начались 12 октября торги на бирже Израиля.

Повышенная напряженность сохраняется на северо-западе Пакистана в районах, прилегающих к афганской границе. Проводимые здесь правительственной армией и военизированными формированиями на протяжении длительного времени крупные войсковые операции против местных и иностранных боевиков не привели пока к заметным успехам. На минувшей неделе в регионе был совершен крупный теракт, жертвами которого стали десятки человек. Теракты также были совершены в провинции Пенджаб и столице страны – Исламабаде. 11 октября американские беспилотные летательные аппараты нанесли очередной ракетный удар по пакистанской территории в Северном Вазиристане. Имеются человеческие жертвы. Вместе с тем, США обратились к Пакистану с предложением организовать совместное патрулирование местности в пакистано-афганском приграничье.

Очень тяжелая ситуация сложилась в национальной экономике. Президент Пакистана А. А. Зардари заявил, что стране срочно требуется финансовая помощь от международного сообщества в размере, как минимум, 100 млрд долларов. Валютных резервов центрального банка осталось на два месяца, чтобы в необходимом объеме осуществлять закупки нефти и продовольствия. Зардари утверждал, что без массированной иностранной помощи пакистанские власти не в силах гарантировать мир и безопасность в стране, эффективно бороться с экстремизмом и терроризмом.

8 октября состоялось закрытое заседание обеих палат пакистанского парламента, на котором обсуждались вопросы обеспечения внутренней стабильности, противодействия политическому и религиозному экстремизму, операции против боевиков в приграничных с Афганистаном районах. Выступивший перед парламентариями новый руководитель Директората межведомственной разведки генерал А. Ш. Паша рассказал о ситуации на северо-западе страны. Особый упор генерал сделал на психологической войне, активно ведущейся талибами и их союзниками.

Продолжаются перестановки в высшем военном командовании страны. 7 октября новым командующим ВМС Пакистана назначен адмирал Н. Башир до этого руководивший главной базой флота в Карачи. Ожидается, что недавно ушедший в отставку генерал С. А. Али будет назначен секретарем министерства обороны. Это вторая по значимости гражданская должность в военном ведомстве. С. А. Али станет отвечать за координацию действий МО с кабинетом министров.

После нападения в ночь на 4 октября боевиков КРП на блокпост турецкой армии, в результате чего погибли, по уточненным данным, 17 военнослужащих, ВС Турции резко активизировали действия против опорных баз и лагерей сепаратистов на Севере Ирака. На прошедшей неделе турецкие ВВС и артиллерия регулярно наносили удары по различным объектам боевиков. Генштаб вооруженных сил Турции заявил о намерении продолжать операции против сил противника на иракской территории, а 8 октября турецкий парламент продлил еще на один год мандат армии на проведение таких операций. Турецкие и американские военные продолжают обмениваться развединформацией о действиях курдских сепаратистов. Правительство Турции потребовало от иракских властей принять надлежащие меры по «обеспечению противодействия сепаратистам и террористам, проникающим на турецкую территорию», «закрыть границу с Турцией на замок». Правительство также рассматривает предложение оппозиционных партий о создании в турецко-иракском пограничье зоны безопасности (буферной зоны) с целью воспрепятствования проникновению боевиков из Ирака. В Анкаре мало верят в возможность налаживания действенного сотрудничества с багдадским правительством и властями иракской курдской автономии и поэтому намерены самостоятельно бороться с сепаратистами.

Между тем обстановка в самом Ираке в последнее время осложняется. Участились случаи терактов, в т. ч. в Багдаде, вооруженных нападений, других видов насилия. В крупнейшем городе севера страны – Мосуле исламистские боевики развязали кампанию массового преследования христианского населения. Многие христиане вынуждены покидать места своего постоянного проживания. Только в последние дни это сделали свыше трех тысяч человек. Власти, хотя и с опозданием, дополнительно направили в Мосул 1000 полицейских для защиты местных христиан.

По оценкам американского военного командования, по мере приближения намеченных на январь 2009 г. выборов в органы власти провинций, ситуация в Ираке будет становиться все более напряженной, участятся случаи покушений и нападений по политическим мотивам, активизируют свои действия боевики, часть из которых, по заявлениям военных США, прошла обучение в Иране.

Возможность установления контактов и ведения переговоров нынешнего правительства Афганистана с некоторыми представителями радикального исламистского движения «Талибан» с целью нормализации обстановки в стране находит все большую поддержку у ведущих государств Запада. Так, по мнению министра обороны США Р. Гейтса, предполагаемое сотрудничество с вооруженной оппозицией может стать «ключевым фактором» для будущего Афганистана. В то же время с теми, кто не захочет сотрудничать, Гейтс предлагает «разобраться военными средствами». Министр иностранных дел Франции Б. Кушнер также поддержал идею афганского президента Х. Карзая начать переговоры с талибами, «за исключением наиболее экстремистских элементов», к числу которых он отнес лидера движения «Талибан» муллу Омара. Подобные заявления американских и европейских политиков и высокопоставленных военных свидетельствуют об углубляющемся кризисе в Афганистане, когда, по словам начальника генштаба ВС Франции генерала Жан-Луи Жоржелена, Запад и его афганские союзники «не смогут одержать победу над талибами исключительно военными средствами».

Со своей стороны, талибы, по заявлению муллы Омара, используя свое растущее влияние в стране, намерены сорвать запланированные на лето 2009 г. президентские выборы, которые они называют «посмешищем».

10 октября на встрече в Будапеште министры обороны стран-членов НАТО принято решение о совместной борьбе с наркобизнесом в Афганистане с тем, чтобы перекрыть один из основных источников финансирования талибов. По имеющейся информации, в настоящее время на Афганистан приходится до 90 проц производимого в мире опиума и героина.

Президент Афганистана Х. Карзай произвел на минувшей неделе ряд перестановок в правительстве. Наиболее значимой из них стало назначение на пост главы МВД Х. Атмара, ранее занимавшего пост министра образования.

По заявлению одного из руководителей радикального палестинского движения ХАМАС М. аз-Захара, в результате посреднических контактов с руководителем египетской разведки генералом О. Сулейманом достигнута договоренность о проведении 25 октября в Каире прямых переговоров между представителями ХАМАС и движения ФАТХ. При этом исламисты по-прежнему отвергают идею формирования нового палестинского правительства, в котором не будут представлены их лидеры, но не возражают против вхождения в его состав политиков ФАТХа и других палестинских организаций. В ответ представитель ФАТХа заявил, что движение изучает предложение о возможности прямого диалога с соперниками из ХАМАСа.

11-12 октября глава Палестинской национальной администрации М. Аббас находился с визитом в Дамаске. На переговорах с президентом САР Б. Асадом обсуждались вопросы межпалестинского диалога, возможность примирения между ФАТХом и ХАМАСом, палестино-израильский переговорный процесс, обстановка на палестинских территориях.

М. аз-Захар заявил, что движение ХАМАС заинтересовано в продлении полугодового перемирия с Израилем, срок действия которого истекает в декабре. Аз-Захар считает, что действующее перемирие отвечает интересам исламистов, но для его продления потребуется новый раунд непрямых (при египетском посредничестве) переговоров с Израилем.

Исполняющий обязанности премьер-министра Израиля Э. Ольмерт посетил на минувшей неделе Москву, где обсудил с российским руководством вопросы, связанные с поставками оружия из РФ в Иран и Сирию, а также состояние двусторонних экономических и политических отношений. По заявлению Ольмерта, Россия и Израиль согласились «открыть линию постоянного диалога по вопросам обороны» и создать «стратегическую группу» для продолжения обсуждения проблем продажи оружия.

Генеральный секретарь НАТО Я. де Хооп Схеффер заявил 9 октября, что принимая во внимание ядерную программу Ирана, мир не может требовать от Израиля разоружить свои предполагаемые ядерные силы.

На севере Израиля в г. Акко с 8 октября происходили массовые беспорядки, вызванные столкновениями между евреями и арабами. Имеются раненые, разбито свыше 100 автомобилей, нанесен ущерб десяткам магазинов, арестовано 54 человека. Стороны обвиняют друг друга в провоцировании столкновений. Для прекращения беспорядков в Акко введены дополнительные полицейские подразделения. На всей территории Израиля полиция приведена в состояние повышенной готовности.

Сирия направила в район границы с Ливаном дополнительные военные силы. Ведется морское патрулирование вблизи ливанских территориальных вод. По заявлениям Дамаска, это делается для усиления борьбы с контрабандой и нелегальным пересечением границы, в т. ч. исламистскими экстремистами. США выразили свое недовольство действиями САР, рассматривая их как «угрозу суверенитету Ливана» и предупредили сирийское руководство о возможных последствиях вооруженного вмешательства в ливанские дела. В то же время президент Ливана М. Сулейман подтвердил, что перемещения сирийских войск в приграничных районах преследуют цель борьбы с контрабандой, а он находится в контакте с президентом Сирии Б. Асадом по этому вопросу. Премьер-министр Ливана Ф. ас-Синьора высказался за координацию военных и сил безопасности двух стран в борьбе с контрабандой.

Совет Безопасности ООН 7 октября принял резолюцию 1838, призывающую все государства, заинтересованные в безопасности морского судоходства, принимать активное участие в борьбе с пиратством у берегов Сомали. В частности, с этой целью предлагается направлять к сомалийскому побережью боевые корабли и самолеты.

Министры обороны стран-членов НАТО на встрече в Будапеште решили направить к берегам Сомали боевые корабли для обеспечения безопасности торговых судов, доставляющих в эту страну продовольственную помощь.

США 6 октября объявили о введении в одностороннем порядке эмбарго на поставки оружия Эритрее. Вашингтон обвиняет эритрейское правительство в пособничестве сомалийским исламистам, передаче им оружия и боеприпасов в нарушение запрета, введенного ООН. По данным разведорганов США, в Эритрее скрывается лидер сомалийских исламистов Х. Д. Авейс.

Приложение

О военном сотрудничестве Ливана с США

7 октября с. г. в Бейруте министр обороны Ливана М. Мурр и заместитель министра обороны США по вопроса международного сотрудничества М. Бетлонг подписали три контракта на поставку ливанской армии оружия, боеприпасов и снаряжения на сумму 63 млн долларов. Кроме того, было объявлено о создании двусторонней комиссии, которая изучит потребности Ливана в вооружении, военной технике и снаряжении на 2009 г. Подписанные документы стали еще одним шагом в длительной истории военного сотрудничества между Ливаном и США.

Первое соглашение об американских военных поставках Ливану было подписано еще в 1957 г. и через год национальная армия получила 75 легких танков М41 «Бульдог». В последующие годы США продолжили оказание военной помощи Ливану (поставки оружия, обучение военных кадров). Ко времени начала в стране гражданской войны (1975 г.) американцы сумели занять прочные позиции в ливанской военной сфере, потеснив традиционно господствовавших здесь Францию и Великобританию. Американские военные поставки эпизодически продолжались и в первые годы гражданской войны. Более того, осенью 1982 г. после прекращения Израилем боевых действий в Ливане и ввода в Бейрут многонациональных сил во главе с США военные связи между двумя странами значительно расширились. В конце 1982 г. при участии американских советников был разработан план реорганизации правительственной армии Ливана и подписано соглашение о предоставлении этой стране американской военной помощи на сумму 238 млн долларов. В Бейруте открылось Бюро по американо-ливанскому военному сотрудничеству, а в страну прибыли из Соединенных Штатов 80 военных советников, в т. ч. 52 человека из состава сил специальных операций. В 1982-1984 гг. американцы поставили армии Ливана крупные (по масштабам этого государства) партии вооружения, военной техники и различного военного имущества. Ливанские военнослужащие проходили обучение на территории США. Однако в условиях усиления гражданской войны, фактического распада правительственной армии и роста сирийского влияния в ливанских делах американцы в 1984 г. прекращают военное сотрудничество с Ливаном.

В 1991 г. вскоре после окончания в стране гражданской войны Вашингтон заявил о готовности «обеспечить ливанскую армию всем необходимым для выполнения ее национального долга», а в 1993 г. Ливан и США заключили соглашение о военной помощи, передаче вооружения и подготовке военных кадров. На протяжении 1990-х гг. в Ливан поступали крупные партии вооружения, транспортные средства, техника связи, различное военное имущество, большая часть которых ранее принадлежала американским войскам, дислоцированным на территории Германии. Ливан получал все это безвозмездно и лишь в ряде случаев платил символическую цену, а также оплачивал транспортировку. Среднегодовая стоимость поставок составляла 30 млн долларов.

Полученная от США техника (860 БТР М113, 300 военных грузовиков и др.) позволили ливанскому командованию преобразовать все пехотные бригады (11) в мотопехотные, а приобретенные запчасти к ранее поставленному вооружению значительно улучшили его техническое состояние. В частности, это касается танков М48 (110 ед.). Поступившие на вооружение 24 транспортных вертолета UH-1H «Белл» до 2007 г. были единственной реально летавшей техникой национальных ВВС. В военно-учебных заведениях и учебных центрах США прошли подготовку большое число ливанских военнослужащих, в основном офицеров. Американцы совместно с англичанами создали отряд спецназначения ВМС (десантно-диверсионный отряд) численностью в 100 человек, который предназначен для борьбы с терроризмом и действий в качестве подразделения быстрого реагирования на конфликтные ситуации. По оценкам иностранных специалистов, ливанский морской спецназ является одним из лучших подразделений такого рода в регионе.

Вместе с тем, США, учитывая сложную военно-политическую ситуацию в Ливане и вокруг него, не передавали этой стране тяжелой боевой техники – танков, артиллерийских систем, противотанковых средств, вооружения ПВО, боевых самолетов и вертолетов, боевых кораблей и катеров. Программа передачи американского вооружения и техники была завершена к 2005 г.

Новый импульс военные связи между двумя государствами получили в 2005 г. после вывода из Ливана сирийских войск и прихода к власти в стране прозападного правительства во главе с Ф. ас-Синьорой. В конце 2005 г. военные специалисты США провели инспекцию ливанских вооруженных сил на предмет возможностей дальнейшего сотрудничества. В феврале 2006 г. президент США Дж. Буш обещал выделить на модернизацию армии Ливана 50 млн долларов.

Война между Израилем и ливанским радикальным шиитским движением «Хизбалла» летом 2006 г. способствовала значительному увеличению объемов военной помощи Соединенных Штатов правительству Ливана. При этом американцы стремятся к тому, чтобы ливанская армия стала ««нейтральным» национальным военным институтом под управлением центрального правительства» и «эффективным контртеррористическим инструментом», а в идеале они хотели бы превратить ее в силу, способную в случае необходимости успешно противостоять боевым отрядам «Хизбаллы».

В конце 2006 г. министерство обороны Ливана сделало в США запрос на приобретение в течение трех лет вооружения и военной техники на сумму в 800 млн долларов. Ливанские военные желали приобрести боевые вертолеты, танки М60, ПТРК ТОУ-2, 155-мм самоходные гаубицы (СГ) М109, патрульные катера, средства ПВО, различное военное снаряжение. В 2007 г. стоимость американской военной помощи Ливану составила 270 млн долларов. Армии и силам безопасности страны были поставлены 270 армейских внедорожников «Хамвей», 124 армейских грузовика, четыре вертолета АВ-212 и др. Но боевая техника, как и прежде, не передавалась.

Летом 2007 г., когда ливанские военные проводили контртеррористическую операцию против исламистских экстремистов из группировки «ФАТХ аль-Исламий» вблизи г. Триполи на севере страны, США оказали властям Ливана срочную помощь: по воздуху (40 самолетов-вылетов военно-транспортных самолетов С-130) были доставлены боеприпасы, стрелковое оружие, в т. ч. снайперские винтовки, гранатометы, различные современные средства для ведения боевых действий в городских условиях, внедорожники «Хамвей», запчасти для вертолетов и автомобильной техники.

Вопросы военно-технического сотрудничества стали одной из главных тем, обсуждавшихся в сентябре с. г. на встрече в Вашингтоне президентов Ливана М. Сулеймана и США Дж. Буша. Причем глава ливанского государства настаивал на продолжении реализации программы американской военной помощи своей стране, на которую в 2006-2008 гг. Соединенные Штаты израсходовали около 400 млн долларов. На 2009 г. вашингтонская администрация затребовала в Конгрессе на оказание военной помощи Ливану 60 млн долларов. В настоящее время стороны ведут переговоры о приобретении для ливанской армии бывших в эксплуатации боевых вертолетов АН-1 «Кобра» (12 ед.) и ОН-58 «Кайова», учебно-тренировочных самолетов ТА-3 «Скай Уориер».

Вместе с тем, Вашингтон, расширяя масштабы военного сотрудничества с Ливаном, отказывается предоставлять этой стране современные образцы тяжелого вооружения и всячески препятствует его получению у других государств. Так, в 2007 г. не состоялся визит в Москву ливанского министра обороны М. Мурра, хотя Россия предлагала продать ливанцам запрашиваемое ими вооружение. Ранее, не состоялась сделка по закупке в Бельгии бывших в эксплуатации 45 немецких танков «Леопард-1» и 24 американских СГ М109, причем это оружие современным и не назовешь. Основная причина столь жесткой позиции военно-политического руководства США заключается в неустойчивости внутриполитического положения в Ливане, неуверенности американской администрации в прочности позиций нынешнего ливанского правительства. Учитывается и возможность прихода к власти оппозиции, основной силой которой является «Хизбалла». В этом случае, как считают американские эксперты, военное сотрудничество с Ливаном будет приостановлено. Американцев также беспокоит то значительное влияние, которое исламисты имеют в ливанской армии, большая часть личного состава которой представлена выходцами из шиитской общины. И здесь имеются опасения насчет того, что полученные от США оружие и военная техника могут попасть в руки той же «Хизбаллы».

Таким образом, перспективы дальнейшего развития сотрудничества между двумя странами в военной сфере в значительной степени будут зависеть от развития внутриполитической ситуации в Ливане.

51.97MB | MySQL:101 | 0,359sec