Дарфурская инициатива президента Судана О. аль-Башира

В понедельник 13 октября, выступая на открытии сессии Национальной ассамблеи Судана, Омар аль-Башир предложил в качестве еще одного варианта решения проблемы Дарфура, на этот раз национального, так называемую «Инициативу народа Судана». Суть данного варианта разрешения дарфурского кризиса заключается в координации усилий суданского государства с деятельностью международных посредников в рамках переговорного процесса в Дохе (Катаре), а также с совместной миротворческой активностью ООН и АС.

Главное в этой координации — помощь «катарской инициативе», так как от результатов переговоров в Дохе зависит, удастся ли сдвинуть миротворческий процесс с мертвой точки или нет. Во всяком случае, хорошо осведомленный о ходе этих переговоров суданский президент выражает по их поводу нескрываемый оптимизм: «Предварительные результаты этих контактов показывают, что мы на правильном пути к миру».

Таким образом, колоссальное международное давление, оказанное на аль-Башира и его окружение в последнее время (угроза выдачи Международным уголовным судом (МУС) ордера на арест суданского лидера и дипломатическая активность вокруг нее), возымело благотворный действие: официальный Хартум заявляет о полной поддержке миротворческих усилий в рамках «катарской инициативы» и действий ООН/АС.

Ключевой момент, однако, в другом: что нового предложит на этот раз Хартум, уже не единожды заявлявший о полной поддержке воли международного сообщества в деле урегулирования дарфурского кризиса. Не сведется ли вся эта «инициатива народа Судана» к попытке аль-Башира и его окружения уйти от ответственности за уже принятые и реализованные решения по Дарфуру, которые привели к огромным человеческим жертвам?

Отвечая на поставленные вопросы строго по порядку, начнем с первого: что же может предложить Хартум мировому сообществу, чтобы совершить прорыв в деле решения дарфурского кризиса?

По большому счету, у команды аль-Башира остается лишь несколько «козырей»:

— отказ от вооруженной поддержки «Джанджавид» и ему подобных арабских племенных вооруженных формирований;

— выдача МУС Ахмеда Харуна, министра по гуманитарным делам (экс-главы суданского МВД), и Али Кошейба, одного из полевых командиров «Джанджавид», подозреваемых в совершении геноцида на территории Дарфура;

— всесторонняя помощь развертыванию контингента сил смешанной операции Африканского союза/Организации Объединенных Наций в Дарфуре (ЮНАМИД).

Но решится ли Хартум пойти на эти меры, особенно на вторую, и что вообще будет означать отход правящей верхушки Судана от столь яростно отстаиваемых в последнее десятилетие политических принципов, очень большой вопрос.

Как нам кажется, эти «козыри» так и останутся в рукаве умелого политика Омара аль-Башира. Что же тогда остается?

А остается имитация командой аль-Башира плодотворной деятельности по разрешению в рамках «инициативы народа Судана» дарфурской проблемы, чтобы уйти от возможного международного уголовного преследования за свои дарфурские «грехи». Здесь, по определению, все средства хороши.

Их арсенал не так скуден, как может показаться на первый взгляд. Тут и обращение к дарфурским повстанцам с призывом «обратиться к миру» и начать работы по «примирению и оздоровлению» региона (это вообще очень популярный прием официального Хартума), и активизация военных действий в Дарфуре под предлогом защиты транспортных гуманитарных коридоров, и учреждение решительного вида, но бесполезных по сути госучреждений (как, например, Специальный суд по Дарфуру, возникший еще в 2004 г.), и многое другое.

Самое приятное для команды аль-Башира в этих мерах то, что при любом их конечном результате Хартум получит положительный эффект. Действительно, разве неправильно обращаться к повстанцам с призывом вернуться к нормальной жизни и сдать оружие? Правильно, но только в том случае, когда этот призыв подкреплен конкретной программой мер по «оздоровлению» региона, а то получается как в старом добром политическом афоризме: «Хотели как лучше, а получили как всегда». Зато в последнем случае аль-Башир и его окружение не виноваты: они ведь предложили повстанцам мир, а те отказались.

Военные операции правительственных войск в Дарфуре под предлогом обеспечения безопасности функционирования транспортных гуманитарных коридоров являются «ноу-хау» суданского режима, ставящие в тупик ООН и АС. С одной стороны, международное сообщество требует прекращения военных операций суданской армии в Дарфуре, но с другой стороны, должен же кто-то обеспечивать бесперебойную поставку грузов нуждающемуся населению Дарфура в рамках Всемирной продовольственной программы (ВПП).

Раз военнослужащие ЮНАМИД не могут это сделать, то за эту миссию возьмется суданская армия, а заодно она поможет своим дарфурским союзниками решить вооруженным путем спорные вопросы с другими дарфурскими военизированными формированиями. Как же можно в таком случае осуждать суданские силовые структуры, столь «благородно» подставившие плечо своим «коллегам» из ЮНАМИД?

Про Специальный суд по Дарфуру, который осудил всех, кроме реальных виновников этой страшной бойни на Западе Судана, лучше вообще умолчать.

Возникает закономерный вопрос: что же, аль-Башир и его окружение не понимают, что рано или поздно эту «плодотворную имитацию» раскроют и осудят?

Наоборот, команда суданского президента это прекрасно понимает и потому отчаянно тянет время, рассчитывая на то, что ей вновь, как и всегда, выпадет «счастливая карта»: за нее заступятся Китай и/или Россия, радикально изменится международная обстановка, Хартуму удастся «по-тихому» договориться с ключевыми «игроками» на дарфурской арене, разгромив остальных, и т.д.

Похоже, разрастающийся мировой экономический кризис, в котором все отчетливее проглядываются очертания «Великой депрессии XXI века», грозящий продлиться несколько лет, может стать новой «счастливой картой» Хартума: когда рушатся ведущие экономики мира, кому какое дело до того, что творится в Дарфуре, тем более когда суданский режим уверяет мировое сообщество, что у него все под контролем.

52.29MB | MySQL:103 | 0,542sec