Ливия: большая дипломатическая неделя Правительства национального единства

25 марта президент АРЕ Абдель Фаттах ас-Сиси обсудил с главой Президентского совета Ливии Мухаммедом аль-Манфи перспективы сотрудничества и координации между двумя странами. Согласно заявлению пресс-службы главы Президентского совета, визит в Египет (состоявшийся сразу после поездки аль-Манфи в Париж) был направлен на «укрепление исторических связей, связывающих две страны, и в рамках укрепления двусторонних отношений и доведения их до уровня устремлений двух братских стран. народов, и, параллельно, чтобы синхронизировать внутренние и внешние проблемы страны в той части, в которой они касаются соседнего государства». Стороны обсудили «развитие событий на ливийской арене и региональную ситуацию». Это второй визит ливийского официального лица в Каир после визита премьер-министра ПНЕ Абдель Хамида Дбейбы, в начале этого месяца и, собственный второй зарубежный визит главы Президентского совета, после Франции. 23 марта М.аль-Манфи посетил Париж в ходе своего первого зарубежного визита после получения вотума доверия ливийского парламента. Такой выбор маршрута отнюдь не случаен: Париж и Каир выступали на ливийском направлении с весьма схожей позицией и одно время бытовало мнение о выстраивании внешнеполитической оси Абу-Даби – Париж – Каир в противовес оси Доха-Анкара-Рим. Но, это не более, чем ситуативные отдельные совпадения интересов, поскольку у Дохи с Парижем всегда существовал собственный круг интересов, Абу-Даби везде и всегда ведет только свою собственную игру, покупая союзников и нанимая исполнителей. В данном конкретном случае, аль-Манфи, бывший дипломат, занимался в Париже и в Каире обсуждением главного вопроса – их дальнейшего отношения, роли и участия в процессе внутриливийской стабилизации, поскольку обе эти страны поддерживали ЛНА и Бенгази. Ни ЛНА, ни Бенгази в их недавних ролях больше не существует, и «восточник» аль-Манфи, как нельзя лучше подходит для разговора от лица элит Киренаики со своими внешними союзниками.

Что на сегодня больше всего интересует Египет в Ливии? Это два момента: чтобы с ее территории не проникали вооруженные экстремисты, и в ней не находили убежище собственные египетские радикальные элементы, в любом их проявлении. И чтобы египетская рабочая сила могла, как и раньше, трудиться в Ливии. Это все касается Киренаики непосредственным образом, как граничащего с АРЕ, региона.   О чем с аль-Манфи говорили в Париже – мы уже сообщали ранее, Ливия, прежде всего, интересует Париж с точки зрения поддержания французского доминирования в регионе Сахеля – именно поэтому речь зашла об участии французов в обустройстве южных ливийских границ. То есть – та же египетская модель в отношении террористов, радикалов и неуправляемых контрабандистов, перемещающихся между Ливией, Нигером, Мали и Чадом. К слову, это желание Франции уже столкнулось с резкой критикой племенных элит Феццана, которые заявили 25 марта журналистам канала «218», что не нуждаются ни в какой французской помощи и сами справятся с охраной южных границ Ливии во взаимодействии с ливийскими и больше никакими государственными органами.

Отметим также, что несмотря на всю свою показную воинственность, с самого начала ливийского кризиса Египет стремился подтолкнуть своего западного соседа на путь политического урегулирования, принимая различные ливийские фракции за столом диалога. В июне прошлого года Египет опубликовал «Каирскую декларацию», в которой были изложены основные направления решения конфликта в Ливии. Один из ее пуектов выражала доверие будущим переходным властям.

С точки зрения логики ливийского политического процесса маршрут аль-Манфи логичен и оправдан. Франция — все-таки крупнейшая Средиземноморская держава, член НАТО и, хотя ее собственное влияние и позиции в Ливии нельзя сравнить ни с итальянским, ни с турецким, ее не следует сбрасывать со счетов, поскольку, навредить, если что, французы могут опосредованно, и с разных сторон. Плюс, Франция союзник и крупный военный поставщик Египта, плюс есть отношения Франция-Тунис, Франция-Алжир, есть ее голос в Евросоюзе, поэтому было необходимо обсудить и нивелировать возможные точки напряжения в отношениях между Триполи и Парижем, высказать мнение, что и как будет делаться с ЛНА, пообещать Франции участие в обустройстве южных границ Ливии, одним словом – минимизировать ее возможное негативное влияние на развитие ситуации в стране. Потому что, хоть Париж номинально и поддержал все решения ФЛПД и линию ООН в Ливии, веры ему у ливийцев нет, слишком свежи в их памяти события 2011 г. и деятельность таких личностей, как «рупор Февральской революции», Бернар Леви.

Корреспондент Ливийского информационного агентства «24» подтвердил прибытие М.аль-Манфи 25 марта в аэропорт Тобрук из Каира после его встречи с президентом АРЕ Абдель Фаттахом ас-Сиси. По прибытии глава Президентского совета встретился с мэром муниципалитета Тобрук, а также с некоторыми членами муниципалитета и должностными лицами. Аль-Манфи сказал во время встречи, что Ливии была предоставлена ​​денежная ликвидность примерно в один миллиард ливийских динаров, которая будет распределена между банками до начала месяца рамадан. Он добавил, что стране было предоставлено 5 млн доз вакцины от коронавируса, и они будут доставлены в Ливию в течение следующей недели, указав, что было решено их распределить по 13 провинциям. Аль-Манфи заявил во время встречи, что он договорился с должностными лицами некоторых электроэнергетических компаний в АРЕ о начале проектов по развитию и совершенствованию электроэнергетики в Ливии. То есть, в Египте, кроме «больших» тем обсуждались вполне земные вопросы приграничного экономического сотрудничества.

Вояж аль-Манфи в Париж и Каир не является спорадическим действием, а представляет собой одно из звеньев активной ливийской внешнеполитической линии, направленной на скорейшую реинтеграцию страны в международные политические и экономические отношения.

Глава ПНЕ Абдель Хамид Дбейба 25 марта в Триполи принял европейскую делегацию высокого уровня, в которую входили министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан, министр иностранных дел ФРГ Хайко Маас, и министр иностранных дел Италии Луиджи, Ди Майо. Во время этой встречи три министра иностранных дел «Большой Европы» выразили свои поздравления ливийскому народу и Правительству национального единства с началом реализации «дорожной карты», одобренной Форумом ливийского политического диалога, которая положила конец состоянию институционального разделения и формированию единой исполнительной власти. Министры иностранных дел проинформировали Дбейбу о стремлении своих стран укрепить стабильность в Ливии, учитывая ее большое значение для соседних стран и сран Средиземноморского бассейна, и что их визит представляет собой «единое европейское послание в поддержку усилий Правительства национального единства». Делегация подтвердила решимость своих стран предоставить различные средства поддержки и помощь ПНЕ для выполнения всех его обязательств в отношении многих приоритетных дел в его работе. Со своей стороны, премьер-министр Абдель Хамид Дбейба выразил благодарность и признательность за позицию Германии, Франции, Италии и всех европейских партнеров за их поддержку «дорожной карты» и их заинтересованность в достижении консенсуса между ливийскими фракциями, выразив «готовность ПНЕ к укреплению уз дружбы и сотрудничества со всеми странами, тем самым повышая роль Ливии в закладке основ безопасности и стабильности в регионе и в мире». На встрече были затронуты несколько вопросов, таких, как установление правил для совместного сотрудничества и возвращение европейских компаний для завершения их замороженных проектов в Ливии, а также возобновление полетов авиакомпаний в Ливию и из Ливии, а также укрепление дипломатического присутствия европейских стран и решение проблемы нелегальной иммиграции, поскольку это «ответственность солидарности двух берегов Средиземного моря». В ходе переговоров состоялся обмен мнениями по различным вопросам, представляющим общий интерес, и о подготовке к выборам 24 декабря. На ней присутствовали министр иностранных дел и международного сотрудничества Ливии, Наджла аль-Манкуш и ряд экспертов и специалистов с обеих сторон.

Министр иностранных дел Наджла аль-Манкуш заявила, что немедленный выход наемников из страны является «неотложной необходимостью и определенной суверенной необходимостью», отвергая любое посягательство на суверенитет Ливии. Аль-Манкуш добавила на совместной пресс-конференции с министрами иностранных дел Франции, Италии и Германии, что с министрами европейских стран была достигнута договоренность вернуть посольства и предоставлять въездные визы их гражданам по прибытии Ливии. Со своей стороны, министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан выразил надежду своей страны на то, что президентские и парламентские выборы пройдут вовремя, подчеркнув, что уход наемников необходим для восстановления суверенитета ливийского государства. Что касается министра иностранных дел ФРГ Хайко Мааса, он охарактеризовал переговоры с министрами ПНЕ как «хорошие», отметив, что они касались многих вопросов, и подчеркнув необходимость соблюдения режима прекращения огня и наблюдения за процессом эмбарго на поставки оружия Министр иностранных дел Италии, Луиджи Ди Майо считает, что присутствие европейских министров в Триполи является свидетельством поддержки Европейским союзом Ливии, находящейся на пути к миру и политическим преобразованиям, и выразил готовность Европы к сотрудничеству на ближайших этапах этих преобразований. Ди Майо подчеркнул, что у ливийского кризиса не может быть военного решения, указав, что всем наемникам необходимо покинуть страну и соблюдать режим прекращения огня. Министр иностранных дел Италии призвал к совместному диалогу по проблеме нелегальной иммиграции, выразив удовлетворение своей страны возвращением объемов ливийского экспорта нефти к довоенным показателям.  Глава МИД Италии подчеркнул, что «сегодня Европа является свидетелем легитимного правительства в Ливии благодаря доверию Палаты представителей», указав, что Рим поддерживает все европейские усилия по установлению мира и прекращению огня.

Последняя полная неделя марта ознаменовала собой продолжение переходного процесса и высокие темпы восстановления хозяйственных и политических связей как внутри страны, так и за рубежом. «Большая» европейская тройка совокупно и ее члены, в отдельности, выразили поддержку и готовность оказывать полное содействие восстановлению единства и мира в Ливии. Доброжелательно и конструктивно восприняты ливийские перемены ее соседями: Египтом, Тунисом и Алжиром. О скором восстановлении дипмиссий в Триполи заявили Италия и Мальта.  Сообщается о выводе Турцией части ее прокси, ранее развернутых в Триполитании. К сожалению, приходится констатировать полное отсутствие в формирующемся ливийском внешнеполитическом пространстве российских инициатив и какой-либо внешнеэкономической активности. Возможно, в Москве рассчитывают на асимметричность внешнеполитического курса в Ливии по принципу, «мол, никуда она не денется». Ливия, действительно, никуда не денется, вот только шансы и возможности для ливийско-российского сотрудничества стремительно уменьшаются.

52.25MB | MySQL:103 | 0,472sec