Ливия: о некоторых внутренних экономических инициативах Правительства национального единства

Глава министерского комитета по увеличению субсидий на топливо, министр экономики и торговли ПНЕ Мухаммед аль-Хвейдж подтвердил, что выбор наиболее подходящей альтернативы для замены субсидий на топливо основан на всестороннем исследовании экономического положения государства и уровня жизни граждан, «установив его реальную стоимость и ориентируясь на равновесную цену». По сообщению Министерства финансов 28 марта, комитет, в состав которого входили министр финансов Халед аль-Мабрук Абдулла и государственный министр по экономическим вопросам Салама аль-Гвейль. в присутствии министра социальных дел, заместителя министра экономики и торговли, заместителя министра планирования и ряда советников и экономических экспертов, провел свое первое заседание под председательством М.аль-Хвейджа, для обсуждения предлагаемых альтернатив замены субсидий. Комитет обсудил «ряд предложенных альтернатив для замены топливных субсидий и определил процедуры, которым они следуют, с помощью визуальной презентации, которая включает рабочий механизм представленных альтернатив, плюсы и минусы каждой из них, ожидаемые препятствия на пути их реализации. и способы их преодоления». Министр финансов по итогам заседания заявил: «Комитет рассмотрит альтернативы с точки зрения реальной выгоды для граждан и будет тщательно изучать все предложенные варианты», добавив: «Цель замены субсидий, которую пытается осуществить Правительство национального единства, состоит в том, чтобы обуздать контрабанду топлива, повысить уровень жизни граждан и устранить экономические диспропорции». Глава комитета отметил, что «проводятся постоянные встречи для обмена мнениями и идеями о предлагаемых альтернативах, для внесения замечаний и недостатков, для их устранения, для подготовки проекта решения и передачи его в Совет министров». 26 марта, премьер-министр ПНЕ Абдель Хамид Дбейба решил сформировать министерский комитет для изучения предложения об отмене субсидий на топливо и замене их прямой финансовой поддержкой.

В итоге первого заседания комитета аль-Хвейдж подчеркнул, что «выбор наиболее подходящей альтернативы основан на всестороннем изучении экономического положения государства и уровня жизни граждан, и интересы граждан, и их покупательная способность должны быть приоритетом, и только затем, выбор должен быть наименее затратным для государственного бюджета, определяя реальную стоимость и ориентируясь на сбалансированную цену».

ПНЕ впервые после 2011 года решило изменить один из базовых «столпов» уклада жизни ливийцев при М.Каддафи. Речь идет о том, что во времена Джамахирии цены на топливо, прежде всего, на автомобильный бензин и сжиженный баллонный газ, субсидировались из бюджета. Эта мера в условиях джамахирийской экономики носила по большей части не практический, а имиджевый характер и выражалась, главным образом в том, что на цене бензина и газа не отражались те затраты, которые государство несло при их производстве в части закупки партий бензина и газа бутан за границей. В основном, в Испании и в Италии. В самой Ливии мощностей по выпуску премиумных сортов бензина традиционно не хватало, и он ввозился по схеме, близкой к печально известному «толлингу», когда ливийская нефть отправлялась на переработку в Европу, а какая-то ее часть затем возвращалась в Ливию в виде бензина. Там же закупались компоненты для приготовления пропан-бутановой смеси газа, на котором все население готовило пищу.

Конечная цена топлива для населения при этом была столь смехотворна по российским меркам, что, в примерном пересчете, на рубли литр Аи-95 бензина до 2011 года стоил около 20 копеек. Теперь предполагается сделать следующее – отменить те самые субсидии и заменить их прямой выплатой населению некоторой суммы – например, 100 динар в месяц. Для рядового ливийца это будет психологически приятнее и ощутимее, даже если цена на бензин подрастет, и он станет стоить, например, на четверть динара дороже. При этом в экономике больших цифр, бюджет сэкономит, особенно, если учесть, что количество автотранспорта в Ливии будет только возрастать, а потребление бензина – увеличиваться. Еще один аспект экономии будет по плану реформаторов состоять в том, что Ливия сократит импорт бензина, как только сможет увеличить его местное производство. Для этого имеются определенные предпосылки, поскольку ННК всерьез взялась за наведение порядка в отрасли после десяти лет, скажем прямо, административного хаоса и бандитской вольницы, царившей на большинстве месторождений и НПЗ.

Председатель Совета директоров компании Arab Gulf Oil (это дочерняя компания ННК Ливии, одна из 28, действующая, главным образом, на востоке страны) Фадлалла Ахатита и ряд членов Совета директоров и директоров департаментов компании посетили нефтеперерабатывающий завод в Тобруке где были приняты старшим руководителем на объекте и рядом координаторов работ. В офисе руководителя прошла встреча для обсуждения реализованных и незавершенных проектов по преодолению всех препятствий, с которыми они сталкиваются. Председатель Совета директоров и его спутники совершили поездку на нефтеперерабатывающий завод в Тобруке, чтобы увидеть и проверить завершенные работы в Умре, где располагается предприятие. Он посетил район доков и ознакомился с судоходными операциями и дальнейшими действиями по отгрузке одного из нефтяных танкеров, поблагодарив всех сотрудников за вклад в ремонт и модернизацию НПЗ в Тобруке.

Правительство А.Х.Дбейбы, проводя такие инициативы совершенно ясно дает понять: речь идет о гораздо более дальше простирающихся планах хозяйственников, пришедших к власти, нежели чем техническая подготовка к декабрьским выборам. Основываясь на опыте опытных  джамахирийских управленцев, наподобие аль-Хвейджа, мисуратские бизнесмены, похоже, формируют экономический базис новой Ливии, постепенно нивелируя ставшие ненужными механизмы и вводя новые. При этом они демонстрируют незаурядную хватку и, похоже, совсем не собираются куда-то подеваться после декабрьских выборов и назначения нового кабинета министров.

Наведение порядка в экономике и финансах сулит значительные выгоды: объем средств, аккумулируемых в государственном бюджете в результате такой политики резко возрастет, что позволит Ливии вновь стать одним из самых платежеспособных заказчиков. Такие меры предпринимаются не только в топливном секторе и в нефтяной промышленности.

Глава Аудиторского бюро Ливии (аналог Счетной палаты РФ), Халед Шакшак сообщил, что в начале апреля будет проведена его реструктуризации, чтобы попытаться исправить некоторые из предыдущих ошибок, указав, в частности, что бюро принимает новый механизм для информирования о результатах своей работы государственных органов и СМИ. В интервью во время видеоконференции «Экономический салон», осуществлявшемуся через платформу «Табадуль» он подчеркнул, что для реального желания снизить коррупцию в Ливии необходимо соблюдать два важных момента: один —  на уровне государственных секторов, а другой — на уровне компаний-инвесторов. Государственное казначейство подчеркнуло необходимость составления собственных бюджетов в соответствии с четкими и точными критериями, поскольку отсутствие ясности и точности бюджета является одним из ворот коррупции. Что касается компаний и учреждений, главный ливийский аудитор пояснил, что государство еще не приняло правила управления и предотвращения конфликтов интересов, прозрачности и раскрытия информации, подчеркнув, что это средства, с помощью которых можно противостоять коррупции и уменьшить ее размер. Он отметил, что преувеличение расходов, выявленное в проекте бюджета, представленном ПНЕ, сделает отчет за следующий год шокирующим, отметив, что ни одна администрация в Ливии не может тратить таким образом, особенно в свете короткого периода, который правительство будет находится во власти, а также, учитывая, влияние размера бюджета на экономическую ситуацию. Что касается задержки с публикацией отчета Аудиторского бюро, он сказал, что есть несколько факторов, которые привели к этому, включая ситуацию с безопасностью, политическую напряженность и начало пандемии коронавируса. Кроме того,  публикация отчета во время начала политического процесса была бы рассмотрена как обвинение бюро в его влиянии на путь, которым ливийцы начали пытаться достичь решения кризиса, и это бы отвлекло внимание от политического процесса, что могло привести к его «отрицательной кривой».

Отвечая на вопросы тех, кто следит за Аудиторским бюро, он подчеркнул, что бюджет организации представляет собой бюджет заработной платы и колеблется в течение последних лет от 5 млн динаров в год, самое большее, он составлял 12 млн, включая стоимость обучения внешних комитетов и миссий и компаний, что означает, что это не тот фактор, который может повлиять на задержку публикации отчета. Он добавил, что Аудиторское бюро, которое является высшим надзорным органом в Ливии, отчитывается перед Палатой представителей, в дополнение к тому, что оно ежегодно выпускает отчет о проверочной работе, проведенной специализированным комитетом, который включает объем расходов и потраченные средства.

Он добавил, что закон уполномочил Палату представителей формировать комитеты для проверки надзорных органов, включая Аудиторское бюро, при этом он подтвердил, что бюро выполняет любой процесс проверки, который от него требуется. Аудиторское бюро запретило перевод своих сотрудников в любую организацию, которая подлежит контролю, чтобы сохранить независимость членов и сотрудников, а также предотвратить операции делегирования, а также что у него есть положение о найме даже в привлечении экспертизы в соответствии с международными стандартами. Х.Шакшак напомнил о том, что три компании, обвиняемые в коррупции, которые подали на бюро жалобу в Палату представителей, сами были причастны к крупным коррупционным операциям, что подтверждено соответствующими отчетами, и имели не обычные нарушения, а, скорее, хищение и конфискацию государственных средств, некоторые из которые были незаконно вывезены за границу, отметив, что есть дела за границей, которые расследуются. Главный аудитор добавил, что отправил сообщение генеральному прокурору с просьбой уволить причастных чиновников со всех государственных должностей, а также обратился к премьер-министру с просьбой помешать им и всем причастным к этому эпизоду занимать какую-либо государственную должность. Он добавил, что есть еще одна компания, которая обходила Президентский совет в течение предыдущего периода, чтобы получить контракты и пересмотреть долги по лечению ливийских граждан в стране и за рубежом, и было обнаружено, что это мошенничество было совершено в частных интересах, в то время как третья компания истощала свой уставный капитал, расходуя его в заработной плате, бонусах и льготах, а также было совершено мошенничество с целью увеличения капитала дочерней компании. В результате махинаций в разгар войны ПНС с Временным правительством в Тобруке это предприятие отправило дочерней компании в городе Бенгази ​​сумму, превышающую 165 млн динаров.

Таким образом, можно констатировать: все, чем занимается правительство А.Х.Дбейбы в течение неполного первого месяца своих полномочий, характеризуется высокой степенью эффективности, прагматичности и приводит к положительному результату. Менее всего деятельность ПНЕ походит на временную, настолько серьезно и обстоятельно оно подходит к исполнению своих обязанностей: это действительно правительство, а не буффонада, которую, например, являет собой правительство в том же Ираке.

55.89MB | MySQL:105 | 0,463sec