Израильские СМИ и эксперты о развитии ситуации в регионе после соглашения между Ираном и Китаем. Часть 1

Исламская Республика Иран и Китайская Народная Республика в лице своих министров иностранных дел – соответственно иранского главы МИДа Мохаммада Джавада Зарифа и его китайского коллеги Ван И – 27 марта 2021 г. подписали «Всеобъемлющее стратегическое партнерство», рассчитанное на 25 лет и направленное на решение экономических вопросов на фоне жестких санкций США. Сообщения об этом событии в израильских СМИ основывались на информации Reuters, хотя выделялись разные аспекты соглашения и комментарии.

Официальный представитель иранского МИДа Саид Хатибзаде сказал, что «это комплексная дорожная карта в политической, военной и экономической сферах», которая должна «углубить связи между Китаем и Ираном». По его словам, инициатором сотрудничества в 2016 г. выступил председатель КНР Си Цзиньпин во время визита в Тегеран, в ходе которого он договорился с президентом Ирана Хасаном Роухани разработать план осуществления «взаимных инвестиций в транспортную систему, порты, энергетику, промышленность и сферу услуг». Си Цзиньпин занимался продвижением инициативы «Один пояс, один путь» – плана по финансированию инфраструктурных проектов, являющихся частью внешней долгосрочной стратегии Пекина. «Правительство и народ Ирана, как и всегда, стремятся к расширению отношений с заслуживающими доверия независимыми странами, такими как Китай», – сказал тогда верховный лидер ИРИ аятолла Али Хаменеи, охарактеризовав предлагаемое соглашение о сотрудничестве как «правильное и разумное». Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф объявил летом 2020 г., что кабинет президента ИРИ его одобрил[i].

Ирано-китайское «Всеобъемлющее стратегическое партнерство» стало первым в своем роде. Ранее Тегеран не заключал столь долгосрочных соглашений с крупными мировыми державами. В 2001 г. Иран и Россия подписали 10-летнее соглашение о сотрудничестве, в основном в ядерной области, которое дважды продлевалось на пять лет.

Китай намерен инвестировать в Иран около 400 млрд долларов в обмен на нефть. Соглашение охватывает различные виды экономической деятельности, от нефти и добычи полезных ископаемых до развития промышленности в Иране, сотрудничество в области банковской системы, транспорта и сельского хозяйства с особым акцентом на частный сектор c обеих сторон. В обмен на значительные инвестиции Китая в десятки проектов он получит стабильные поставки иранской нефти в течение последующих 25 лет и с большой скидкой.

Пункты, предусматривающие поддержку туризма и культурные обмены, приурочены к 50-летию установления ирано-китайских дипломатических отношений. Помимо обозначенного выше, никаких дополнительных деталей соглашения не разглашается.

Накануне официальной церемонии подписания Ван И встретился с президентом Хасаном Роухани и Али Лариджани, ответственным за соглашение с иранской стороны. По словам главы МИДа КНР, «наши отношения с Ираном не будут зависеть от текущей ситуации, но будут постоянными и стратегическими». Он добавил, что «Иран самостоятельно решает свои отношения с другими странами, что отличает его от тех, которые меняют свою позицию по одному телефонному звонку».

Президент Роухани призвал Китай к экспорту большего количества вакцин против коронавируса в Иран, который является наиболее пострадавшей от пандемии страной Ближнего Востока. Ван И пообещал помочь иранцам в решении этой проблемы.

По словам Роухани: «Иран приветствует сотрудничество с Китаем в борьбе с терроризмом и экстремистскими группировками. Общие позиции Ирана и Китая на международной арене свидетельствуют о необходимости таких взаимоотношений, вмешательство США здесь не приветствуется»[ii].

Иранцы выразили готовность организовать прямые переговоры между Израилем и палестинцами, что также предполагает уменьшение влияния США в регионе.

Ван И одобрил намерение новой администрации США пересмотреть свою политику и вернуться к ядерной сделке с Ираном.

Израильское экономическое издание «Калькалист» отмечает, что ирано-китайское соглашение, к которому стороны шли не один год, было подписано на фоне «напряженных переговоров» между Китаем и США на Аляске и разговоров о возвращении Вашингтона к ядерному соглашению.

Китай является ведущим торговым партнером Ирана и был одним из крупнейших покупателей иранской нефти до того, как в 2018 г. предыдущий президент США Дональд Трамп вышел из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД от 2015 г.) и возобновил масштабные односторонние санкции против Ирана.

В последние годы ирано-китайский торговый оборот ежегодно составлял около 20 млрд долларов, тогда как в 2014 г. он достигал 52 млрд долларов. Сокращение стало результатом не только падения цен на нефть, но и санкций США, введенных в 2018 г.

Проект «Всеобъемлющего стратегического партнерства» был подготовлен в 2020 г. на фоне усилий Трампа воспрепятствовать продвижению иранцев в разработке ядерной программы. Подписание документа означает, что Китай получит стратегическое присутствие в регионе и укрепит свои позиции в качестве экономической державы, в то время как по американским позициям в регионе будет нанесен серьезный удар. Возобновление Трампом санкций США и угроза наказать компании, которые поддерживают деловые связи с Тегераном, оттолкнули инвесторов от Ирана и ограничили его внешнеторговые связи. От безысходности Иран устремился «в объятия Китая».

Иран и Китай активизируют также военное сотрудничество путем проведения совместных учений, обмена разведданными и научно-исследовательскими разработками в области  вооружений – все для «борьбы с терроризмом, торговлей наркотиками и людьми, а также трансграничными преступлениями». Израильские СМИ отмечают, что углубление военного сотрудничества между сторонами может привести к «китайскому плацдарму» в регионе, имеющем большое стратегическое значение для Соединенных Штатов. В 2019 г. Иран и Китай уже приняли участие в совместных с Россией военно-морских учениях в северной части Индийского океана.

Газета «Маарив» обращает внимание на то, что в условиях, когда Иран и Китай испытывают санкционное давление со стороны США, достигнутое между ними соглашение может его ослабить. Кроме того, соглашение может помешать усилиям Соединенных Штатов и европейских стран-партнеров по возвращению Ирана к ядерной сделке от 2015 г. И это несмотря на то, что Китай сам является подписантом СВПД. Издание «Калькалист» отмечает, что ирано-китайское соглашение в целом может подорвать возможности  США оказывать давление на Иран в преддверии ожидаемых переговоров и ослабить американское влияние на Ближнем Востоке. Однако, несмотря на это соглашение, санкции США против Ирана способны затруднить его торговлю с Китаем.

The Times of Israel пишет, что «после выхода США из СВПД и возобновления более жестких антииранских санкций, Тегеран отказался соблюдать ограничения, предусмотренные ядерной сделкой, чтобы оказать давление на других ее участников – Германию, Францию, Великобританию, Россию и Китай – с целью преодоления экономических ограничений в результате политики США. В преддверии ожидаемых переговоров с администрацией Байдена, Иран продолжает маневрировать в поисках рычагов давления на Вашингтон».

Новостной интернет портал Walla  напоминает, что Иран сейчас в ожидании президентских выборов, назначенных на июнь 2021 г., когда будет избран преемник Роухани, который отслужил на своем посту уже два срока. Следующим президентом может стать представитель консервативного лагеря, что еще больше затруднит контакты с Западом.

Как известно, президент США Джо Байден заявлял о намерении обсудить более жесткие условия ядерной сделки с Ираном, в том числе путем ограничения его ракетной программы и «дестабилизирующей деятельности в регионе». Иран исключил такие переговоры, требуя, чтобы сначала США сняли санкции, и только потом он готов вернуться к соблюдению условий СВПД,  что завело ситуацию в тупик. Однако 27 марта с.г. официальный представитель Белого дома заявил, что не имеет значения, «кто первым» вернется к соблюдению условий ядерной сделки, «это может произойти одновременно». По его словам, «мы [США] будем прагматичными в этом вопросе», что означает смягчение позиции Вашингтона в отношении Тегерана. На данный момент США публично демонстрируют большую готовность вернуться к переговорам, чем Иран, хотя так и неясно, произойдет ли это до президентских выборов в Иране в июне с.г.

На прошлой неделе министр торговли Китая объявил, что Пекин попытается обеспечить выполнение условий СВПД, защищая свои законные интересы в отношениях с Ираном. Это происходит на фоне сообщений о том, что Иран в последние месяцы поставил Китаю некоторое количество нефти, несмотря на данные, свидетельствующие о том, что Китай не импортировал иранскую нефть. Также в 2016 г., т.е. после подписания СВПД, Китай, являющийся главным торговым партнером Ирана, согласился увеличить объемы двухсторонней торговли до 600 млрд долларов в течение десяти лет[iii].

Что касается позиции Израиля, премьер-министр Биньямин Нетаньяху выразил несогласие с желанием администрации Байдена вернуться к СВПД, что является пунктом разногласий в американо-израильских отношениях. Некоторые ведущие израильские официальные лица в последние месяцы предупреждали о возможности рассмотрения военных вариантов с целью остановить ядерную программу Ирана. Во время недавних переговоров по стратегическим вопросам Израиль и США на официальном уровне создали совместную группу для обмена разведданными о ядерной программе Ирана[iv].

[i] וכלכלי צבאי פעולה לשיתוף הסכם על חתמו וסין איראן // Calcalist. 27.03.2021 — https://www.calcalist.co.il/world_news/article/B1SGaPnN00

[ii] סין ואיראן חתמו על הסכם כלכלי היסטורי, רוחאני: «התערבות ארה»ב אינה רצויה»

«רצויה אינה ב»רהא התערבות» : רוחאני,היסטורי כלכלי הסכם על חתמו ואיראן סין // Maariv. 27.03.2021 — https://www.maariv.co.il/news/world/Article-830307

[iii]  שנה 25-ל פעולה שיתוף הסכם על חתמו וסין איראן :הסנקציות את עוקפות // Walla. 27.03.2021 — https://news.walla.co.il/item/3426112

[iv] Iran, China sign huge 25-year strategic deal; could reduce US regional influence // The Times of Israel. 27.03.21 — https://www.timesofisrael.com/iran-china-sign-major-25-year-strategic-cooperation-agreement/

62.59MB | MySQL:102 | 0,961sec