Ситуация в Алжире: сентябрь 2008 года

Одним из главных событий сентября алжирские СМИ назвали публикацию проекта новой конституции, давно готовившегося властями в условиях, далеких от гласности. О некоторых особенностях этого документа рассказал сайт партии Национальное демократическое объединение /НДО/, руководитель которой Ахмед Уяхья возглавляет в настоящее время правительство страны. Согласно этим данным, в проекте есть три пункта, которые разительным образом отличают его от предыдущего основного закона страны. Во-первых, он снимает какие-либо количественные ограничения на число раз, которые действующий президент может вновь баллотироваться на избрание. Во-вторых, он предусматривает учреждение поста вице-президента. В-третьих, он предлагает, чтобы глава правительства не был ответствен перед Национальной народной ассамблеей. Таким образом, этот проект предусматривает резкое усиление исполнительной власти в лице трех фигур — президента, вице-президента и премьера.

Принятие новой конституции в данной редакции позволит Бутефлике сделать то, чего он не может по действующему основному закону, — в третий раз баллотироваться на пост президента. Учреждение поста вице-президента позволит избежать досрочных президентских выборов в случае, если что-либо случится с действующим президентом. Третье нововведение позволит премьеру не представлять в парламенте программу своих действий при назначении, а также не отчитываться за ее выполнение.

По данным НДО, в настоящее время проект новой конституции проходит экспертную оценку в Конституционном совете.

И предшественник Уяхьи, и он сам неоднократно объявляли, что проект новой конституции будет представлен на всенародное обсуждение. Теперь остается дождаться, будет ли это сделано на самом деле.

В сентябре много событий произошло на антитеррористическом «фронте». В частности, поступление новых видов вооружений и боевой техники позволило Национальной народной армии /ННА/ впервые прибегнуть к новой форме ведения боевых действий против формирований «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» /АКМ/. Это выразилось в массированном применении в ночных условиях боевых вертолетов, оснащенных управляемыми ракетами класса «воздух-земля». Как сообщила газета «Экспресьон», ночные удары с воздуха были нанесены по семи предполагаемым районам базирования исламистских бандформирований в труднодоступных зонах центра и на востоке страны. Такие рейды стали возможными после того, как алжирские вертолетчики получили инфракрасное оборудование, позволяющее совершать полеты и разведку целей в ночных условиях.

6 сентября алжирские СМИ сообщили об уничтожении видного полевого командира АКМ Абделькадера Селами. Он был убит в провинции Тизи-Узу в ходе операции по прочесыванию местности. Официально его смерть не подтверждалась. В иерархии АКМ Селами занимал пост «военного советника» главаря АКМ Абдельмалека Друкделя.

В сентябре Алжир с крайним раздражением отреагировал на критику в свой адрес, появившуюся в опубликованном ранее ежегодном докладе Госдепа США о соблюдении прав человека в Алжире, в котором утверждалось, что ситуация со свободой вероисповедания в стране ухудшилась. В ответ министр по делам религии АНДР Буабдалла Гуламалла заявил, что в его стране «нет никакого подавления» религиозных свобод. Он назвал доклад Госдепа сборником «лжи, нацеленной на очернение облика» Алжира. По словам министра, Алжир «принимал и всегда принимает немусульман, которые живут в стране в полном спокойствии и не подвергаются какой-либо дискриминации».

Как утверждалось в докладе Госдепа, в 2007-2008 гг. «политика алжирского правительства как де-юре, так и де-факто вызвала ухудшение ситуации в части, касающейся религиозных свобод». В качестве аргумента, подтверждающего такой вывод, авторы доклада привели появившийся в феврале 2008 г. закон, который сделал уголовным преступлением /христианский/ прозелитизм. В его исполнение 3 июля двое алжирцев, принявших протестантство, были условно осуждены на 6 месяцев тюрьмы каждый. В вину им вменялось распространение религиозной литературы. Со своей стороны, Гуламалла заявил: «Я заверяю христиан, проживающих в Алжире — будь они приезжие или алжирцы по национальности, — что свобода их вероисповедания гарантированна».

Одной из главных и очень актуальных задач социально-экономического развития Алжира считается решение проблемы бесперебойного обеспечения крупных городов пресной водой. 10 сентября президент АНДР Абдельазиз Бутефлика потребовал ускорить изучение и разработку трех проектов по перекачке воды из гигантского подземного озера, находящегося под Сахарой на юго-востоке Алжира, в зону так называемого Высокого плато, простирающегося с запада на восток вдоль Средиземноморского побережья страны и находящегося в нескольких десятках километров от него. Нормальное водоснабжение позволит развивать в этой зоне сельское хозяйство. Как заявил Бутефлика, «Высокое плато станет со временем настоящей житницей для Алжира».

Подземное озеро находится под Сахарой на стыке границ Алжира, Туниса и Ливии. Его площадь оценивается в 1 млн кв. км, запасы содержащейся в нем воды — около 60000 млрд куб. м. В настоящее время только Ливия наладила использование этого природного источника пресной воды.

Другое направление работы по обеспечению страны пресной водой — строительство установок по опреснению морской воды. В планы Алжира входит строительство 13 таких станций, которые к концу 2009 г. будут давать 2,26 млн куб. м воды в день для обеспечения водой крупных приморских городов. Две такие станции уже функционируют в Алжире и Оране. Контракты на строительство остальных уже подписаны и находятся в стадии реализации.

Третье направление — строительство плотин и создание водохранилищ. В 2000 г. в стране насчитывалось 44 таких объекта. С того времени было построено 15 новых плотин, еще 13 возводятся в настоящее время.

19 сентября, в разгар мирового финансового кризиса, А. Уяхья на заседании Национального совета НДО предупредил, что Алжир может оказаться среди пострадавших от него, в частности, из-за ожидаемого снижения спроса на нефть, что неизбежно повлечет за собой снижение цен на «черное золото». Как известно, экспорт углеводородов является практически единственным источником валютных поступлений для АНДР. Предупредив, что в данном вопросе он выступает не как премьер-министр, Уяхья отметил: «При стоимости барреля нефти 70 долларов мы окажемся в опасности, при 60 долларах — в плохом положении, при 50 долларах — в очень плохом». Премьер и лидер входящей в правительственную коалицию НДО подтвердил неизменность курса Алжира на строительство рыночной экономики. «У нас не было провалов в проведении экономической политики, поэтому не будет изменения курса. Будет только уточнение методов. Реформы продолжатся по либеральной модели», — заявил он.

Премьер одновременно подтвердил намерение Алжира лучше контролировать зарубежных инвесторов, которые отныне могут вкладывать не более 49% общей суммы конкретных проектов. В каждом из них доля государственных инвестиций должна составлять как минимум 51%. Отныне еще одно из нововведений касается отказа государства продавать землю иностранным инвесторам. Теперь они могут только арендовать ее на 33 года. Договоры аренды могут возобновляться, но ее общая продолжительность не должна превышать 99 лет. Алжир также предложил зарубежным компаниям платить 15-процентный налог на средства, вывозимые ими в качестве прибыли из страны. Кроме того, он обязал их вкладывать часть прибыли в новые инвестиции в стране.

Алжир пошел на подобные меры после того, как в декабре 2007 г. компания «Orascom cement» — филиал египетского холдинга «Orascom» — уступил свои алжирские цементные заводы за 8,8 млрд евро французской группе «Lafarge», при этом Алжир никоим образом не смог повлиять на эту сделку.

24 сентября действующий президент ОПЕК, министр энергетики и шахт Алжира Шакиб Хелиль прояснил ситуацию относительно слухов о возможном присоединении России к нефтяному картелю. «Как президент ОПЕК, я не получал никаких официальных запросов от России относительно присоединения к картелю, хотя мы бы хотели, чтобы она стала его участником», — сказал он. «В работе ОПЕК участвуют страны-наблюдатели. Этот статус имеют Россия, Сирия, Оман и Египет. Для них решения картеля не являются обязательными. Они также не имеют права участвовать в чрезвычайных заседаниях ОПЕК», — пояснил Хелиль. Он отметил, что Россия примет участие в качестве наблюдателя во встрече ОПЕК, которая пройдет 17 декабря в г. Оран на западе Алжира.

52.3MB | MySQL:103 | 0,476sec