Ситуация в Ливии: сентябрь 2008 года

В сентябре в Ливии из года в год традиционно самым обильным на новости днем является первый день месяца, когда лидер ливийской революции выступает с программной речью по случаю очередной годовщины революции 1969 г. Не стало исключением и 1 сентября этого года.

Главное из объявленного — Каддафи сообщил, что уже в начале 2009 г. все должности госслужащих в Джамахирии будут упразднены за ненадобностью, а доходы от экспорта нефти будут распределяться непосредственно среди граждан страны. Он поспешил уточнить, что первая мера, впрочем, никоим образом не коснется ведомств, занимающихся вопросами обороны, внутренних и иностранных дел, а также юстиции. Остальные ведомства Каддафи собирается упразднить из-за многочисленных обвинений в коррупции в адрес их персонала. Он предупредил о неизбежности хаоса в первые год-два после такой «ампутации», но выразил уверенность в том, что общество само мало-помалу сорганизуется с тем, чтобы вести все дела.

Стоит напомнить, что аналогичная инициатива уже звучала из уст Каддафи в марте этого года, но кроме слов она не получила какого-либо развития. Теперь остается немного подождать, чтобы узнать, не постигнет ли такая же судьба новую выходку ливийского лидера.

Главная новость международного плана из числа объявленных Каддафи — он полагает, что конфликтное досье, касавшееся отношений между Триполи и Вашингтоном, «закрыто окончательно». «Отныне между нами не будет каких-либо войн, налетов или террористических атак», — полагает он. Тем не менее Каддафи утверждает, что Ливия не будет навязывать США свою дружбу. «Все, чего мы хотим, так это чтобы нас оставили в покое», — сказал он, отдав при этом должное усилиям Катара и ОАЭ, которые позволили урегулировать кризис.

Среди гостей на праздновании 39-й годовщины ливийской революции значился премьер-министр Италии Сильвио Берлускони. За несколько дней до этого Рим подписал с Триполи соглашение относительно урегулирования всех проблем, касающихся колониального прошлого Ливии. Отдельные положения этого соглашения стали известны 3 сентября. Как объявил посол Ливии в Италии, одно из положений соглашения предусматривает, что территория Италии не может быть использована для нанесения возможного удара против Ливии, как это случалось в прошлом. «Никто не собирался аннулировать ранее подписанные международные соглашения. Тем не менее Триполи хотел получить гарантии того, что то, что произошло в прошлом, когда американская база на итальянской территории была использована в ходе нападения на Ливию в 1986 г., больше не повторилось», — заявил Абдельхафид Гаддур. «Мы должны быть уверены в том, что Италия не позволит использовать эти базы — американские или НАТО, которые расположены на ее территории», — сказал он.

Аналогичное обязательство взяла на себя и Ливия. Как заявил в этой связи Каддафи, Ливия настояла на включении этого пункта в двустороннее соглашение, и его содержание долго обсуждалось.

Итальянская оппозиция воспользовалась подписанием этого соглашения, а главное — наличием в нем этого достаточно деликатного пункта, для того чтобы атаковать Берлускони. По ее мнению, этот пункт находится в явном противоречии с международными обязательствами Италии как участницы НАТО. В ответ пресс-служба премьера заявила, что подписанное итальяно-ливийское соглашение «уважает все обязательства, ранее принятые на себя нашей страной». Это заявление никоим образом не прояснило вербальную коллизию.

Другим высоким зарубежным гостем на торжествах в Ливии был российский вице-премьер Сергей Иванов. Его сопровождала представительная делегация, и в частности, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. Последний использовал эту поездку для того, чтобы заявить, что ОАО «РЖД» в срок и с высоким качеством справится с реализацией контракта по строительству железнодорожной ветки Сирт – Бенгази. Он отметил, что стоимость проекта превышает 2 млрд евро, и «это действительно очень большое количество искусственных инженерных сооружений». По его словам, речь идет о «более чем 30 станциях, причем должны быть еще построены и оборудованы предприятия по обслуживанию локомотивов, — все это настоящая железнодорожная работа».

В. Якунин подчеркнул в этой связи, что «такого опыта у российских железных дорог достаточно: за 170-летнюю историю мы построили 86,5 тыс. км железных дорог и собираемся, в соответствии со стратегической программой развития до 2030 г., построить еще 20 тыс. км». «Поэтому для нас это привычная и знакомая работа, с которой мы, безусловно, сможем справиться и в срок, и с высоким качеством», — сказал глава «РЖД» в ливийском городе Бенгази.

3 сентября генеральный прокурор швейцарского кантона Женева объявил о прекращении расследования по делу об избиении сыном ливийского руководителя Ханнибалом прислуги в одном из швейцарских отелей. Это стало возможно после того, как двое потерпевших — марокканец и гражданка Туниса — отозвали свои заявления. Можно только догадываться, что они получили за это. Прекращение расследования инцидента с Ханнибалом открыло бы дорогу к нормализации отношений между двумя странами, если бы не одно препятствие — требование Ливии, чтобы перед ней извинились за происшедшее.

12 сентября в Вене был распространен доклад МАГАТЭ, в котором сообщалось, что Ливия, до того как в 2003 г. она отказалась от реализации своей ядерной программы, начиная с 1984 г. пыталась обзавестись атомным оружием. Именно тогда эмиссары Каддафи вступили в контакт с пакистанским атомщиком Абдул Кадыр Ханом, названным позднее «отцом» пакистанской атомной бомбы.

Согласно этому документу, в январе 1984 г. «Хан в ходе встречи с официальным представителем Триполи представил ему пояснения относительно необходимых технологий, финансовых ресурсов и компетентного персонала». Одновременно Хан «предложил Ливии приобрести технологию обогащения урана с помощью центрифуг». Как утверждается в докладе, в то время «ливийский представитель расценил технологические и финансовые требования как слишком завышенные, и тогда было решено приостановить диалог».

Очередные контакты на «высоком уровне» между Ханом и Триполи состоялись в 1989 и 1991 гг. Тогда Ливия получила всю необходимую информацию по технологии обогащения /урана/ с помощью центрифуг первого поколения. Тем не менее Триполи не изменил своей практике поторговаться и вновь расценил, что «информация, предоставленная Ханом, не стоит затребованных им денег». Поэтому Ливии не была поставлена ни одна центрифуга.

Вплоть до появления этого доклада считалось, что первые известные контакты между Ливией и Ханом относились к 1995 г., когда Триполи заинтересовался центрифугами второго поколения.

О существовании тайной ливийской атомной программы стало известно в октябре 2003 г., когда американский боевой корабль задержал германское судно, перевозившее из Малайзии в Ливию тысячи центрифуг. Именно тогда Ливия, судя по всему, получила некий сигнал, после которого она предпочла за лучшее отказаться в декабре 2003 г. от реализации своей атомной программы.

12 сентября стало известно, что премьер-министр Великобритании Гордон Браун пригласил Каддафи посетить его страну с официальным визитом. Это приглашение было передано лидеру ливийской революции бывшим премьером, ныне представителем «четверки» по Ближнему Востоку Тони Блэром. Сообщившее об этом ливийское официальное информационное агентство Джана не уточнило, каким был ответ Каддафи на данное приглашение.

Ранее британские СМИ сообщили, что Великобритания планирует провести в середине декабря с.г. в Лондоне международную встречу на высшем уровне по проблеме поставок нефти с приглашением на нее среди прочих Каддафи и президента Венесуэлы Уго Чавеса. Если Каддафи примет это приглашение, его визит в Великобританию станет первым после многих лет напряженных отношений между двумя странами, особенно обострившихся после взрыва в 1988 г. в небе над шотландским городком Локерби американского авиалайнера /270 погибших/. Формальную ответственность за совершение этого теракта позднее взяла на себя Ливия. Что касается Тони Блэра, то он в качестве британского премьера посетил Ливию в марте 2004 г.

Из экономических новостей следует отметить сделанное 29 сентября объявление ливийский национальной нефтяной компании /NOC/ об открытии новых месторождений нефти в Ливии. Эти открытия сделали нефтяные компании Verenex /Канада/ и RWE /Германия/ в бассейнах Гадамес /блок С1-47/04/ и Сирт /блок G1-ТС-193/ соответственно. В первом случае Verenex и NOC связаны соглашением о разделе доходов в соотношении 13,7 и 86,3% соответственно, во втором — доля RWE составляет 32%, NOC — 68%.

62.85MB | MySQL:102 | 0,640sec