Об обострении политического кризиса в Сомали

Политический кризис в Сомали, обусловленный отсрочкой и неясной перспективой парламентских и президентских выборов в этой стране, продолжает обостряться. Прошло уже два месяца с того дня, когда истек предусмотренный Временной конституцией Федеративной Республики Сомали 4-хлетний срок полномочий президента Махамеда Абдулахи Махамеда ( Фармаджо), однако до сих пор центральному правительству и региональным властям страны не удалось договориться по ряду организационных вопросов, относящихся к порядку проведения очередных выборов. Хотя под давлением международного сообщества лидеры федеральных регионов (ФР) Сомали и собрались в Могадишо ещё месяц тому назад, первое заседание Национального консультативного совета (НКС) в полном составе (с участием президента, премьер-министра, руководителей всех ФР и столичной провинции Бенадир) состоялось лишь 3 апреля, а к обсуждению имеющихся разногласий по существу члены НКС так и не приступили. Как и прежде, президенты Пунтленда и Джубаленда, Саид Дени и Ахмед Мадобе, выдвигают перед президентом Фармаджо заведомо неприемлемые предварительные условия для начала обсуждения ключевых разногласий по порядку проведения выборов. В частности, они требуют до проведения выборов существенно ограничить полномочия президента и правительства, отменить все их указы и постановления, принятые после 7 февраля, признать противозаконными действия правительственных войск и полиции по отношению к оппозиции в событиях 19 февраля, подключить к обсуждению спорных вопросов представителей оппозиции из числа претендентов на президентское кресло.

А между тем, компромиссные предложения по устранению существующих разногласий были выработаны ещё 15-16 февраля на состоявшемся в гор. Байдабо совещании технической комиссии по организации выборов, в состав которой вошли представители всех заинтересованных сторон, включая министров Пунтленда и Джубаленда. Эти предложения относились к ранее выдвинутым оппозицией претензиям по составу Центральной избирательной комиссии, по порядку выбора депутатов от Сомалиленда, по организации выборов в пров. Гедо и другим. 23 марта президент Фармаджо, премьер-министр Махамед Хуссейн Робле и поддерживающие их главы Юго-Западного региона, Хиршабелле, Гальмудуга и пров. Бенадир одобрили предложения технической комиссии, однако президенты Пунтленда и Джубаленда по-прежнему отказываются обсуждать их.

Вместо этого Саид Дени и Ахмед Мадобе используют своё вынужденное пребывание в Могадишо (где им со стороны ООН обеспечено проживание в гостинице на хорошо охраняемой территории аэропорта) для дальнейшего объединения всех оппозиционных сил и придания им лидирующей роли в вопросе урегулирования политического кризиса в Сомали. После проведения серии встреч Саида Дени и Ахмеда Мадобе с оппозиционными сомалийскими политиками, представителями ООН, ЕС, АС и западными дипломатами,18 марта было объявлено о создании так называемого Форума национального спасения (ФНС), целью которого провозглашены «обеспечение проведения выборов, сохранения государственности, единства и территориальной целостности Сомали, достижение политической стабильности и общественной безопасности в стране». В действительности цель оппозиции остаётся прежней – отстранение любыми способами от власти всё ещё действующего президента Фармаджо.

В руководство ФНС помимо президентов Пунтленда и Джубаленда вошли председатель «Союза кандидатов на пост президенда ФРС» Шариф Шейх Ахмед (бывший президент Сомали) и председатель «Политического совета Сомалиленда», спикер верхней палаты Федерального парламента Абди Хаши Абдуллахи, избранный председателем этой новой оппозиционной организации (все названные организации официально не зарегистрированы). В числе активных участников Форума – до 80 депутатов нижней и верхней палат парламента, ряд старейшин племён хавие, представители сомалийских деловых кругов.

С первых же дней своего образования Форум развернул активную пропагандистскую деятельность, обращённую как к сомалийскому населению, так и к мировому сообществу, и направленную на дискредитацию президента Фармаджо и его правительства. И если пропагандистская деятельность ФНС в рядах Сомалийской национальной армии пока не возымела сколь-нибудь заметного эффекта, то на экономическом состоянии Сомали она может негативно отразиться уже в ближайшее время, поскольку в марте заметно снизились государственные доходы из-за неуплаты налогов крупными компаниями. Это, в свою очередь, вызвало задержки выплат жалования госслужащим и военнослужащим. А на фоне продолжающейся пандемии COVID-19 и очередной засухи ухудшение экономического положения в стране может стать серьёзным аргументом оппозиции в борьбе за власть.

Очередной политической акцией ФНС стала попытка блокировать работу Федерального парламента Сомали. 27 марта группа оппозиционных депутатов сорвала открытие заседания Народного Собрания, на котором планировалось обсудить вопросы по борьбе с пандемией. Свои действия эти депутаты объяснили опасением того, что председатель НС  Махамед  Мурсал Шейх Абдирахман может вынести на обсуждение вопрос о продлении срока полномочий президента. Из-за вспыхнувших беспорядков в здании парламента заседание пришлось отложить, а 15 депутатов, затеявших беспорядки, решением комиссии по регламенту и депутатской этике были лишены права участвовать в пяти следующих заседаниях.

Следует признать, что возможность продления полномочий высших органов государственной власти Сомали действительно уже давно неофициально обсуждается в сомалийских политических кругах. Значительная часть депутатов и пропрезидентских политиков допускают такую возможность в случае неспособности НКС найти общее приемлемое решение по вопросу о выборах. В этом случае предлагается вернуться к подготовке и проведению выборов по принципу «один избиратель – один голос» в соответствии с ранее принятым федеральным законом, на что потребуется значительный период времени и дополнительные ресурсы. Кроме того, не стоит забывать о том, что примерно 1/3 территории страны по-прежнему остаётся под контролем экстремистской исламистской группировки «Аш-Шабаб», которая не намерена ослаблять свою вооружённую борьбу и будет всячески препятствовать проведению выборов.

Полагаем, что в случае принятия парламентом решения о продлении срока полномочий президента Фармаджо оппозиционные силы в Сомали могут перейти к открытой вооружённой борьбе. Во всяком случае, подготовка к этому уже ведётся политиками и старейшинами, поддерживающими ФНС. Косвенно на это указывает тот факт, что цены на оружие на «чёрном» рынке в Могадишо выросли в 1,5-2 раза.

В сложившейся ситуации, на наш взгляд, наиболее реальным и оптимальным путём разрешения политического кризиса в Сомали стало бы проведение выборов в соответствии с Соглашением от 17 сентября 2020 года и дополнительными договорённостями от 16 февраля 2021 года. В условиях взаимного недоверия между участниками переговорного и избирательного процесса в Сомали влиятельные международные организации, прежде всего ООН, Африканский союз, Лига арабских государств, должны активизировать свою посредническую деятельность, а возможно и выступить гарантами выполнения достигнутых соглашений. В то же время необходимо выработать чёткий механизм применения санкций по отношению к тем сомалийским политикам и группировкам, которые бойкотируют или срывают выполнение достигнутых договоренностей. С другой стороны, важно объективно оценивать позиции и практические действия каждой из сторон, участвующих в переговорах, и избегать предвзятого отношения к ним, что, к сожалению, порой прослеживается в заявлениях некоторых западноевропейских дипломатов.

62.86MB | MySQL:102 | 0,670sec