Оценки американских экспертов ситуации в экономике Алжира

Серьезный резонанс среди алжирских экономистов вызвала мартовская публикация американским мозговым центром Heritage Foundation ежегодного аналитического доклада международный «Индекс экономической свободы», в котором его эксперты поместили АНДР на самые низшие позиции.

В целом данный документ с точки зрения западных экономистов отражает общее положение дел в алжирской экономике и ее привлекательность для иностранных инвесторов. И это действительно важный индикатор в первую очередь для зарубежных компаний, желающих работать в этой стране.

Так, американские эксперты поместили Алжир на 162-е место из 178 в список стран, в которых работа для иностранных компаний чрезвычайно затруднена. По их мнению, чтобы в следующем выпуске заметно улучшить свои позиции, он должен улучшить соответствующие показатели состояния своих финансов и экономики.

Согласно выводам сотрудников упомянутого выше экспертного органа, Алжир, набирающий 49.7 баллов в общем рейтинге экономической свободы, заметно отстает по данным показателям не только от всех развитых государств мира, но и от большинства стран третьего мира.

Соответственно, алжирские коллеги американских составителей доклада решили разобрать вердикт последних «по полочкам. По их общему мнению, отведенное Алжиру американскими аналитиками 162-е место из 178 среди рассмотренных стран наглядно демонстрирует реальное отставание АНДР на данном направлении.

Показательно, что в общем рейтинге Heritage Foundation представлены пять блоков государств в зависимости от категорий экономик, начиная с «самой свободной» (80 – 100 баллов), затем «по существу свободной» (70 — 79,9 баллов), далее «умеренно свободной» (60 – 69.9 баллов), «по существу несвободной» (50 – 59.9 баллов) и, наконец, «репрессивной» (0 — 49.9 баллов).

В последней пятой группе, относящейся к категории государств, где экономическая свобода наиболее «подавлена» или «подавлена» и оказался Алжир, пропустив вперед африканскую Бурунди, находящуюся на 161-м месте. Данную группу замыкает Северная Корея.

Показательно, что американские аналитики уделили Алжиру в указанном выше исследовании особое внимание, заявив, что он занимает 13-е место из 14 стран в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, и его общий балл ниже средних региональных и глобальных показателей».

Вместе с тем, они отметили небольшое улучшение оценки АНДР на 2.8 пункта по сравнению с предыдущим ежегодным рейтингом и связано это во многом с продекларированными алжирскими властями обещаниями изменить ситуацию к лучшему.

Составители доклада считают, что для перехода в более привилегированную группу Алжиру «необходимо встать на путь большей экономической свободы, в частности, путем укрепления своей судебной системы и других институтов, обеспечивающих верховенство права».

Заметим, что в документе 2021 года данной организации отмечаются слабые места в алжирском законодательстве, обеспечивающем экономическую свободу, включая право на собственность, низкую эффективность судебного разбирательства в случае возникновения споров, в том числе с представителями власти и «отсутствие целостности и единства управления в отношениях с бизнесом».

Особой критики власти АНДР со стороны американских экономистов удостоились за то, что алжирское «Правительство контролирует большую часть недвижимости в стране. Нечетко прописанные права собственности и часто противоречивые требования к ней затрудняют покупку недвижимости частными лицами».

В этой связи особое внимание американские аналитики уделяют действующим в стране «ограничениям на приобретение иностранцами собственности, что по-прежнему ограничивают динамизм инвестиций, которые так необходимы этой стране».

 

Хотя имущественные права гарантируются и признаются, судебные разбирательства могут быть длительными и с непредсказуемыми результатами.

Судебная власть, как правило, слаба, медлительна и подвержена политическому давлению. Коррупция поражают бизнес и государственный сектор, особенно в энергетической сфере».

В тот же отчете представителям алжирских властей предлагается «осуществить большую открытость» и «предоставить дополнительную финансовую свободу для улучшения делового климата».

Отдельной критике руководство АНДР подверглось со стороны американских экономистов за «чрезмерное вмешательство государства в экономические дела» и в том числе речь идет «об избыточном налоговом давлении». Так, указывается, что ставка налога на доходы физических лиц доходит до 35%, тогда как самая высокая ставка налога на корпорации — в 26 %, причем «Общая налоговая нагрузка равняется 37.2%от общего внутреннего дохода».

Согласно их оценке, это неприемлемое положение для прихода зарубежных инвесторов.

Также власти АНДР остро критикуются за то, что «Государственные расходы составили 38.5% от общего объема производства ВВП за последние три года, а бюджетный дефицит – в среднем 5.4% ВВП при государственном долге в 46.3% ВВП».

По мнению американских экспертов, это неприемлемое положение для осуществления комплексного экономического реформирования страны.

Ввиду всего вышеизложенного аналитики Heritage Foundation считают «присутствие государства в алжирском бизнесе чрезмерным».

И раз пока серьезных позитивных изменений в АНДР в ближайшей перспективе не предвидится, они прогнозируют, что в этом году экономика Алжира сократится на 5.5%.

Составители доклада отмечают в своих замечаниях, что «После десятилетнего снижения оценка экономической свободы Алжира впервые выросла, тем не менее, он очень близок к порогу для вхождения в более высокий рейтинг».

Некоторой похвалы в этой связи власти АНДР заслужили тем, что «Создание бизнеса, выдача разрешений на строительство и подсоединение к электричеству стали дешевле», однако данные достижения сводятся по мнению аналитиков Heritage Foundation на нет в результате все более частых отключений электроэнергии, увеличения дефицита бюджета, вызванным падением цен на нефть, резким сокращением топливных субсидий в 2020 году».

Также руководство АНДР критикуется за то, что «в Алжире действуют два преференциальных торговых соглашения. Средневзвешенная тарифная ставка в торговле составляет 13.8%, и существуют слои нетарифных барьеров», что существенно увеличивает издержки бизнеса, все чаще делая его нерентабельным.

Практически все алжирские эксперты, соглашаясь с американской оценкой, отмечают, что «рынок капитала слабо развит, а в финансовом секторе по-прежнему доминируют государственные банки».

Их общее мнение – «Включение в эту категорию стран отражает реальный характер ложно открытой и по существу закрытой алжирской системы. И заявленный алжирскими властями «выход из экономического дирижизма» 1970-х годов — лишь громкие слова, а принцип свободы инициативы и предпринимательства соблюдается слабо».

По мнению независимых алжирских экономистов, данные выводы являются взвешенными и в целом верно отражают экономические реалии их страны, а именно – тотальную зависимость властей АНДР от углеводородных доходов, которые в условиях кризиса традиционно «ужимаются» и весь Алжир поэтому оказывается во всё более сложной ситуации.

По мнению этих экспертов, «алжирское руководство, привыкшее к жизни богатого рантье, застрявшее в бесплодном теоретизме, сдерживает любую инициативу по отходу от нефтегазовой системы получения доходов, физически не представляя пути решения данной перезревшей проблемы».

Парадокс подобного положения состоит, по их мнению, в том, что Алжир, имеющий «множество природных богатств, лишь умножает плохие рейтинги по международным стандартам в различных областях», тогда как эти ресурсы должны пойти на ее модернизацию.

Они считают, что «в условиях сохранения у власти старых представителей партии Фронт национального освобождения надежды на коренное изменение данного положения представляются крайне призрачными».

Для этого политическое руководство АНДР должны провести коренные преобразования в экономической сфере, которые потребуют привлечения к ним соответствующих профессионалов.

Однако успешность их работы, в свою очередь, требует и серьезных политических изменений, на которые нынешние алжирские лидеры вряд ли пойдут по доброй воле с учетом того, что они в любом случае приведут к автоматическому снижению их контроля над управлением страной.

Тем не менее, высшие должностные лица страны не считают появление данного американского доклада реальными проявлениями последовательного провала их многолетней работы, полагая, что данные индексы «политизированы» и ангажированы с конкретными политическими целями, далекими от экономики.

55.88MB | MySQL:106 | 0,436sec