Доклад американских военных экспертов об иранских прокси в странах Ближнего Востока. Часть 1

В декабре 2020 года Department of Strategic Studies, Joint Special Operations University ( 7701 Tampa Point Blvd., MacDill AFB, FL 33621) выпустил доклад о иранских прокси в Ираке, Ливане и Сирии. Указанный доклад предполагается использовать как методичку для подготовки офицеров в рамках их миссий на Ближнем Востоке. Авторы доклада исходят из того, что Тегеран использует революционный или «ревизионистский» подход во внешней политике, призванной улучшить его положение на Ближнем Востоке и в международной системе в целом. Заявленные им внешнеполитические цели многообразны, но могут быть разделены на четыре широкие категории, включая:

  • экспорт Исламской революции (от себя добавим, что Тегеране уже давно по факту отказался от идеи широкого экспорта Исламской революции – авт.);
  • прогнозирование экономического и военного влияния в регионе;
  • защита приверженцев шиитского ислама;
  • укрепление своих обычных сил.

Как и все правительства, иранский режим стремится выжить любой ценой. Это включает в себя использование власти среди групп, которые помогают режиму выполнять свои цели, независимо от того, идеологически они связаны или нет. Например, после ирано-иракской войны и войны в Персидском заливе режим Саддама Хусейна закрыл глаза на суннитов иракской провинции Анбар, которые использовали племенные связи для создания маршрутов контрабанды товаров, которые были труднодоступны в условиях санкций. После того как американские войска покинули страну в 2011 году Иран использовал эти маршруты для решения своих задач и в  конечном итоге кооптировал этих суннитов в  схему создания  беспрепятственного доступа к портам Средиземноморья, тем самым создавая устойчивый сухопутный мост от Персидского залива до Средиземного моря, где он мог проецировать свою мощь против Израиля и в защиту иранских союзников, таких как Ливан. Точно так же Иран поддержал суннитский «Талибан» в Афганистане против американских и союзных сил после операции «Несокрушимая свобода», хотя они ранее находились в конфликте друг с другом. До тех пор, пока любой местный субъект стремится негативно повлиять на своих конкурентов и создать политическое пространство для достижения своих целей, Иран открыт для поддержки социальных движений и повстанческих групп независимо от их  идеологии и конфессиональной принадлежности.

Слабость военного потенциала Ирана

До падения шаха Иран импортировал военную технику из стран  Запада, но этот импорт прекратился, как только была образована Исламская Республика. Иран. Толчок для развития  отечественной оружейной промышленности был создан в результате требований, вытекающих из ирано-иракской войны, когда зависимость Тегерана от иностранного оружия  негативно повлиял на боевой потенциал иранских военных. На  сегодняшний день большинство образцов иранской военной техники и технологии подпадает под одну из трех категорий: до 1979 года — американское вооружение (например, истребители F-14 и F-5, винтовки М16 и т.); после 1979 года — советское или китайское вооружение; или отечественные АК-47 и М16. В то время как большая часть военного арсенала Ирана состоит из устаревшего вооружения, некачественных или устаревших технологий, страна располагает высокообразованной и современной технической рабочей силой, большая часть которой состоит из выпускников лучших западных — в том числе американских — университетов. Эта рабочая сила является основой растущей, но все еще зарождающейся иранской внутренней оружейной промышленности. Это обстоятельство  обеспечило Тегерану чувство технологической независимости и преимущество перед своими арабскими соседями, которые полностью зависят от иностранных оружейных технологий, закупок и соглашений о подготовке кадров. В последнее десятилетие резко возросла способность Ирана перепроектировать как старые, так и новые американские технологии и создавать собственное «пиратское» оборудование. Например, в 2018 году издание National Interest сообщило, что Иран в настоящее время занимается массовым производством Fakour 90, который является реверс-инжинирингом американского AIM-54 Phoenix.  Несмотря на то, что Phoenix  был выведен из эксплуатации в 2004 году, он по-прежнему является эффективной и проверенной противоракетной платформой. Возможности Ирана в области реверс-инжиниринга, безусловно, не ограничиваются технологиями времен холодной войны, и их возможности нельзя недооценивать. Несмотря на амбициозные попытки Ирана создать жизнеспособную внутреннюю оружейную индустрию страна имеет серьезные ограничения, когда дело доходит до реального участия в обычном конфликте. Во-первых, обычный конфликт с США или НАТО потребовал бы расхода значительной части бюджета Ирана. Однако еще важнее то, что ирано-иракская война 1980-1988 годов нанесла серьезный удар по психике иранского народа. Число жертв и характер конфликта были настолько серьезными, что многие иранцы предпочитают избегать обычных конфликтов. Из-за этих ограничений и своей относительной слабости по отношению к своим основным соперникам, особенно к Соединенным Штатам, Иран решил отстаивать свои внешнеполитические цели посредством стратегии замещения. Первый элемент стратегии состоит в том, чтобы избежать конфликта с крупными державами путем использования опосредованных сил. Это дает иранцам правдоподобное отрицание и удерживает конфликты в «серой зоне». Успех ливанской «Хизбаллы» показывает, насколько хорошо эта стратегия может служить иранским интересам. Второй элемент — это скрытое усиление и расширение Корпуса стражей исламской революции (КСИР). КСИР является идеологически ориентированной военной организацией и управляет значительной частью иранского внутреннего проектирования и производства вооружений. Наличие КСИР, встроенного в аппарат оборонной промышленности, дает промышленным чиновникам прямой контакт с наиболее актуальными тактическими вопросами и понимание того, как лучше всего расставить приоритеты в производстве оружия. Например, спецподразделение «Аль-Кудс» КСИР снабжало  бронебойными взрывоопасными пенетраторами (EFPs) иракские вооруженные группы во время присутствия коалиции США в стране. Потенциал  иранских доверенных лиц и КСИР позволил Тегерану преодолеть ограничения своих обычных вооруженных сил для достижения стратегического политического эффекта.

Доктрина прямого сдерживания

Перед лицом этого значительного разрыва в обычных вооружениях Иран принял в 1992 году  доктрину прямого сдерживания. Прокси-стратегия Ирана направлена на создание новых рычагов для этой стратегии сдерживания. Стратегия сдерживания в принципе предусматривает развертывание или обладание потенциалом сдерживания за пределами собственных национальных границ, примыкающих к границе противника. Стратегия иранского передового сдерживания исторически не предусматривала прямого передового развертывания вооруженных сил, поскольку его потенциал сдерживания в значительной степени обеспечивается партнерами и союзниками, которые не находятся под формальным иранским контролем. Другими словами, в то время как Иран имеет стратегию обычного сдерживания – о чем свидетельствует его программа баллистических ракет—параллельно он также имеет стратегию передового сдерживания в Ливане, секторе Газа, Ираке, Йемене и Сирии, что  уже представляет  реальную опасность для Соединенных Штатов, Израиля и Саудовской Аравии, прежде всего, с точки зрения реальности блокировки иранцами основных торговых путей. Прежде всего, это стратегически важный водный путь Баб-эль-Мандебский пролив, который соединяет Красное море с Аденским заливом и, в конечном счете, с Индийским океаном. Пролив служит стратегическим перевалочным пунктом со стороны Средиземного моря в Юго-Восточную Азию, и это один из самых важных морских путей на планете. По оценкам Агентства энергетической информации США, через пролив проходит более 4,8 млн баррелей нефти в день, что составляет 6-8% всей морской торговли нефтью. Контроль  над Баб-эль-Мандебским проливом обеспечило бы Ирану второй морской перевалочный пункт и дал бы ему дополнительные стратегические рычаги влияния на международной арене даже в отсутствие современных обычных вооружений. Вторая реперная точка для Ирана —  Ормузский пролив, через который проходит почти треть морской торговли нефтью. Угрозы срыва работы обоих контрольных пунктов создадут серьезные колебания цен на нефть и посеют хаос в морской торговой отрасли. Кроме того, получение доступа к юго-западной границе Саудовской Аравии может предложить Ирану потенциал второго фронта в конфликтном сценарии. Вместо того, чтобы сосредоточиться на своей защите береговой линии Персидского залива, которую он разделяет с Ираном, Саудовская Аравия будет вынуждена перераспределяет часть своих оборонных активов и ограниченный персонал дальше от главной угрозы. Хотя этот сценарий разыгрывается уже много лет, прочное партнерство между йеменскими хоуситами и Ираном сделало бы его постоянной чертой оборонной позиции Саудовской Аравии и помешало бы ей сконцентрировать свои силы.

Уроки ливанской «Хизбаллы» и спецподразжедения «Аль- Кудс»

В течение 1980-х годов Ливан служил главным центром иранской системы растущих опосредованных проиранских сил. Самая стабильная из них, ливанская «Хизбалла», является образцом того, как Иран продвигает свою внешнеполитическую повестку в других странах Ближнего Востока с шиитским меньшинством. Ливанская «Хизбалла» приняла стратегию предоставления социальных услуг, доминируя в пространстве безопасности в районах, находящихся под ее контролем. Эта комбинация фактически создала опосредованное государство внутри государства, граничащего с его главным соперником — Израилем. Модель присоединения «Хизбаллы» к социальным службам, монополия на применение силы и исламистский религиозный пыл были мощной моделью, которая многократно повторялась с другими опосредованными случаями до 2003 года, включая суннитские палестинские организации ХАМАС и «Исламский джихад». Спецподразделение «Аль- Кудс» КСИР ИРИ — это своего рода иранская версия Сил специальных операций (SOF), специализирующаяся на асимметричной войне. Это элемент КСИР, отвечающий за проведение военных операций «серой зоны» за пределами границ Ирана. Долгая история проведения асимметричных операций далеко за пределами Ирана граничат с намерением содействовать Исламской революции. Например, в первые дни «арабской весны», силы «Аль-Кудс» были направлены в Сирию для защиты шиитских святых мест Позже было доказано, что они, по сути, были посланы для подавления сопротивления  президенту Сирии Башару Асаду.  «Аль-Кудс» также известно своим участием в подготовке и вооружении радикальных исламистских группировок, таких как ополчения Сирии, организация «Бадр» в Ираке и предоставление убежища боевикам «Аль-Каиды» (американцы с упорством, достойного лучшего применения. пытаются скрестить шиитский Ирак с этим  главным инструментом влияния КСА – авт.). «Аль-Кудс» в настоящее время является ключевым элементом иранской государственной политики в том смысле, что их нетрадиционные боевые возможности с 2014 года создали сеть надежных организаций, которые были стратегически организованы для расширения и внедрения иранского влияния в соседние страны, одновременно подрывая влияние  и доступ в эти районы для своих соперников. До своей смерти в январе 2020 года генера -майор Касем Сулеймани, командующий спецподразделением «Аль- Кудс», регулярно участвовал в таких операциях и дипломатии в Сирии и Ираке и, как полагают, способствовал взаимодействию Ирана с хоуситами в Йемене. Основой прокси-стратегии Ирана было предоставление материальной, политической и военной поддержки шиитским группам, которые рассматривают центральное правительство как потенциальную угрозу; исключение из этой стратегии составляют суннитские палестинские прокси ХАМАС и «Исламский джихад». В то время как эта стратегия на поверхности, кажется, сработала чрезвычайно хорошо, реальность такова, что у нее есть ключевая уязвимость. Существует много вариантов шиитского ислама, и они не разделяют те же интерпретации роли священнослужителя, что и аятоллы, возглавляющие иранский режим. До тех пор, пока шиитские общины рассматривают свои центральные правительства как угрозу, различия в шиитской практике являются менее актуальными. Но при других обстоятельствах доктринальные различия сами по себе могли бы считаться угрожающими, если бы Иран рассматривался как теологический конкурент.

Вариации шиитского ислама и дилемма главного агента Ирана

Суннитско-шиитский раскол часто рассматривается как одно из важнейших событий в истории ислама. После смерти пророка Мухаммеда в 632 году совет старейшин избрал тестя Мухаммеда, Абу Бакра, следующим правителем (халифом). Абу Бакр был халифом чуть более двух лет, когда умер от внезапной болезни. Следующие три преемника, которые вместе с Абу Бакром составляют Рашидунов, или Праведных халифов (в суннитском исламе), были последовательно убиты.  Преемник Абу Бакра, Умар был убит персами; Усман был убит мятежными солдатами; и четвертый Праведный халиф Али был убит членами экстремистских группировок. Именно убийство четвертого халифа Али раскололо исламскую умму (мусульманскую общину). После смерти Али, были большие разногласия по поводу того, кто должен стать его преемником. Один из двоюродных братьев Усмана, Муавия, губернатор Дамаска, заполнил вакуум власти и предпринял шаги по консолидации своих политических сил. Многие мусульмане отвергли притязания Муавии и считали, что корень политических проблем внутри веры был вызван тем, как определялись преемники Пророка. Эта секта пришла к убеждению, что человек не может выбрать преемника Пророка, а только воля Аллаха определит преемника Пророка через его потомков. Эти ранние шииты откололись от веры и отвергли трех Праведных халифов, последовавших за Пророком. Они определили, что первым преемником Пророка должен был стать зять Мухаммеда Али, а не Абу Бакр. С тех пор в шиитском исламе потомки Пророка имеют право на почетное «Сейид» — знак отличия для мужского потомства. Поскольку сунниты быстро слили религию с политикой, шииты рассматривались как странствующая фракция меньшинства, которая действовала вне политического спектра. В течение следующих нескольких столетий сунниты доминировали в политике над большей частью исламского мира. Однако это изменилось во времена правления династии Сефевидов в Иране. В течение столетий после смерти Пророка Мухаммеда персы медленно обращались в ислам, несмотря на влияние династических правителей, имперской политики и смешанных браков. К позднему Средневековью потомки Пророка Мухаммеда и те, кто претендовал на то, чтобы быть потомками, стали влиятельными политическими игроками в Иране. Когда Сефевиды, богатый и могущественный шиитский клан, победили монгольских захватчиков в 1501 году, они стали правителями страны, установив шиитский ислам в качестве официальной религии государства. В течение следующих пяти столетий возвышение шиитский ислам доминировал в культуре в Ираке и непосредственно противостоял суннитским империям на западе. Хотя Иран является наиболее известной шиитской страной, некоторые другие шиитские общины по всему Ближнему Востоку не разделяют тех же богословских принципов, что и Иран.

Двунадесятный шиизм (Имамия, Итна Ашарис, Джафари)

Шииты-двунадесятники, или иснаашариты, являются самой крупной ветвью во всем шиитском исламе. Термин «двунадесятники» относится к двенадцати имамам, последний из которых  вновь появиться в конце времен как мессия, или Махди. Эта традиция восходит к первым потомкам Имама Хусейна и решающей битвы в Кербеле.  Эта доктрина верит в непогрешимость Имамата. Большинство из последователей этого течения живет в Иране, а значительное число — в Ираке, Азербайджане и других странах. При этом они являются маргинальными меньшинствами в Афганистане, Пакистане и, в меньшей степени, в Индии и Турции. В общине шиитов-двунадесятников существуют различные школы мысли о роли улемов (мусульманских ученых) с точки зрения права  давать юридические заключения и вмешиваться в социальные дела мусульманской общины.

Алавитский шиизм

Алавитский шиизм — это тайная секта меньшинства, сторонники которой живут  в Сирии, которая смешивает традиционный шиизм с древнегреческими и языческими верованиями. Примечательно, что алавиты верят, что Али, двоюродный брат и зять пророка Мухаммеда, был воплощением Бога. Алавитское обожествление Али является центральным компонентом веры. Алавиты также верят в переселение душ после смерти, где один перевоплощается в другую форму в зависимости от его или ее морали и поведения. Алавитская община является племенно-изолированной и встречается вдоль средиземноморского побережья Сирии и Турции. Большую часть своей истории она подвергалась угнетению, составляя менее 15% сирийского населения, но укрепила контроль над сирийским государством после того, как Хафез Асад устроил государственный переворот в 1970 году.

Зейдитский шиизм

Зейдитский шиизм — это шиитская секта, имеющая много общего с суннитским исламом. Секта зейдитов появилась в 8 веке на Аравийском полуострове. Эта шиитская секта получила свое название от Зейда ибн Али — правнука Хусейна ибн Али — и сына четвертого шиитского халифа Али ибн Хусейна. Для этой шиитской секты ислама семейное происхождение чрезвычайно важно. Зейд напрямую связан с Хусейном, внуком Пророка Мохаммеда. Кроме того, секта учит, что истинный халиф должен бороться с коррумпированными и несправедливыми лидерами. С религиозной точки зрения зейдиы больше всего отличаются от дунадесятников тем, что роль мессианства для нх преуменьшается. До сих пор обычаи и традиции племенного правления с самого начала руководили йеменскими зейдитами. С точки зрения принципа-агента, иранская политика здесь, скорее всего, столкнется с сопротивлением принципам вилайет-э-факих и доктриной экспорта Исламской революции.

Исмаилитский шиизм (Аль-Батиния).

Шииты-исмаилиы также верят в первенство Имамата но откололись от него в рамках  спора о преемнике шиитского лидера Джафара ас-Садика. Исмаилиты считали законным наследником старшего сына Джафара Исмаила, в то время как большая часть шиитской общины в то время видела одного из младших сыновей Джафара, Мусу, как законного наследника. Исмаилиты быстро расширялись, основав политическую династию Фатимидов  в Египте. Фатимиды постепенно охватили большую часть Северной Африки и обширные территории Леванта и Восточной Аравии, прежде чем были поглощены суннитскими Аббасидами в 12 веке. Сегодня исмаилитов возглавляет наследственный имам Ага-хан. Исмаилиты в основном живут в Центральной и Южной Азии, но имеют общины более чем в 25 странах.

55.89MB | MySQL:113 | 0,492sec