О намерении перезапустить ливано-израильские переговоры по разграничению морской границы при посредничестве США

На днях стало известно о планах вернуться к попыткам разрешить ливано-израильские разногласия по разграничению исключительных экономических зон в Средиземном море. В израильских СМИ со ссылкой на Министерство энергетики появилась информация об «изучении возможности» подобных переговоров, цитируя заявление, «на основе известной спорной территории». Аналогичную информацию опубликовала у себя ежедневная ливанская газета Al-Akhbar, которую считают близкой к «Хизбалле». При этом указанное издание отмечает, что старт процесса может состояться уже в начале следующей недели, в то время как израильские источники утверждают, что сроки не определены. Посредниками в новом раунде, как ожидается, выступят США и ООН.

Внимание к этому треку обусловлено несколькими группами причин. Во-первых, американская администрация стала стараться активнее проявить себя на ближневосточной арене, что вылилось в серию визитов команды Дж.Байдена в регион. В середине прошлого месяца Иерусалим посетил министр обороны Соединенных Штатов Л.Остин, где он обсудил с первыми лицами Израиля проблематику безопасности ближневосточного партнера. Центральной темой, как сообщается, была иранская, хотя в общении при журналистах стороны, особенно американская, предпочитали избегать упоминания об этом. При этом большинство израильских обозревателей полагает, что правительство Б.Нетаньяху в целом смирилось с желанием США при Дж.Байдене вернуться в ядерную сделку с Ираном, т.к. не имеет таких же рычагов влияния, как при прошлой администрации. Однако поскольку Вашингтон все же пытается координировать этот чувствительный вопрос с Иерусалимом, правительство Б.Нетаньяху прилагает усилия, чтобы извлечь из ситуации  выгоду. Предположительно, в топе израильских запросов окажется ракетная программа иранских прокси. Впрочем, не исключены и дополнительные пункты, среди которых может фигурировать и ливанский.

В те же сроки заместитель госсекретаря Д.Хейл посетил Ливан. В заявлении по случаю визита он отметил три составляющие американской политики на указанном направлении. Прежде всего, Вашингтон стремится поддержать необходимые преобразования, которые будут способствовать стабилизации экономической ситуации, снижению социальной напряженности и налаживанию работы органов власти. Во-вторых, Д.Хейл сообщил о намерении перезапустить переговоры по ядерной программе ИРИ, добавив к этому тезису упоминания об «элементах дестабилизирующего поведения Ирана», в том числе финансировании «Хизбаллы». А она, следуя заявлению представителя Госдепа, «подрывает законные государственные институты» Ливана. Наконец, финальным аккордом было сообщение о готовности включиться в решение ливано-израильской проблемы морской границы, говоря о чем, Д.Хейл открыто заявил об экономическом эффекте от урегулирования.  Напомним, ранее при президенте Д.Трампе использовался тот же  аргумент для воздействия на позицию Бейрута с тем, чтобы мотивировать ливанское правительство вступить в переговоры по морской границе из соображений будущего направления газовых доходов на решение внутренних проблем. Более того, Д.Хейл был назначен на свой нынешний пост еще экс-президентом в 2018 г. Наконец, представитель Госдепа также дал понять, что США согласны на привлечение «международных экспертов», что важно, учитывая прежние возражения Бейрута относительно перспектив исключительно американского посредничества.

Вторым весомым фактором являются действия самих сторон конфликта. Так, ранее Ливан увеличил территорию, на которую, как ему кажется, имеет основания претендовать, с 860 кв. км до 2300 кв. км. Новое понимание границ исключительной экономической зоны было закреплено в соответствующем указе, одобренном правительством. Более того, возникла вероятность передачи страной этого вопроса в ООН, отношения с которой у Иерусалима и без того напряженные. В ответ на это Израиль представил свою карту с тем, что министр энергетики определил как «максимальные требования». Собственно, именно в силу этих разногласий в комментариях израильской стороны по поводу возможного перезапуска переговоров говорилось об «известной спорной территории», что автоматически исключает возможность начала диалога, если Ливан выдвинет иные предварительные условия.

Наконец, еще одним фактором, побуждающим США задуматься над тем, чтобы вдохнуть новую жизнь в урегулирования этой группы противоречий, стало  обсуждение морской границы между Ливаном и Сирией. Оно было инициировано в начале апреля сирийским президентом  Б.Асадом и также не лишено разногласий, поскольку этому предшествовал контакт Дамаска с российской стороной, представителям газового сектора которой САР предоставила права на геологоразведывательные работы в спорном районе, причем с учетом территорий, которые Ливан считает своими. Попытки сирийского режима привести в Средиземноморье российских газовиков, которым ранее не удалось закрепиться в Израиле, должны всерьез беспокоить США, поскольку приведут к росту конкуренции для американских компаний и укреплению влияния Москвы на Ближнем Востоке.

В целом, основания для перезапуска переговорного процесса есть, а потому ожидать его начала можно. Связано это как с активностью США, которым пора проявить себя на региональном треке, так и с позицией участников самого конфликта, опосредованный диалог которых без внешнего вмешательства приближает их, скорее, к эскалации. Израиль явно заинтересован в получении максимальной компенсации за новый виток американо-иранского сближения по ядерной проблематике. Ливан, в свою очередь, дает понять, что озвученные завышенные требования пока можно сдержать, поскольку указ, расширяющий границу исключительной экономической зоны, по данным израильских источников, пока не получил одобрение президента, равно как и не было санкционировано обращение поданной проблеме в ООН. Последнее вообще напоминало провокацию в стиле односторонних действий ФАТХа. Вместе с тем принципиальные позиции, положенные в основу ливано-израильских противоречий, не изменились, а потому Вашингтон при Дж.Байдене столкнется с теми же проблемами в диалоге с Иерусалимом и Бейрутом, что и при Д.Трампе, а потому позитивный исход нового раунда переговоров пока под большим сомнением.

Еще одним важным аспектом в связи с текущей ситуацией на ливано-израильском треке является будущее конфигурации региональных газовых альянсов. Договоренности САР и России всерьез озаботили Ливан, на шельфе которого российские газовики ранее хотели закрепиться. В связи с этим для разработки месторождений Бейрут должен будет искать других союзников. Интеграции Ливана в зону американского влияния в газовом секторе региона могло бы способствовать его включение в Газовый форум Восточного Средиземноморья, равно как эта площадка в целом могла бы содействовать сближению страны с Израилем. Пока же на ливанском направлении влияние стремительно попытается наращивать Турция, которая также оказалась за пределами указанного объединения. Воздействие Анкары со свойственной Р.Т.Эрдогану риторикой в адрес израильской стороны  рискует стать еще одним фактором, препятствующим урегулированию противоречий по морской границе между Бейрутом и Иерусалимом. Блокировка этого воздействия возможна также через вовлечение Турции в Газовый форум, о чем на заре его создания в качестве перспективы говорили многие эксперты, однако для этого требуется разрешить еще массу разногласий с его участниками.

52.24MB | MySQL:103 | 0,460sec