Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (27 октября – 2 ноября 2008 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Ираке. 28 октября иракское правительство одобрило поправки к соглашению о стратегическом партнерстве с США, которые переданы американской стороне для изучения и согласования.

31 октября – 1 ноября в России впервые за 23 года находился с официальным визитом Лидер ливийской революции М. Каддафи. На переговорах с президентом РФ Д. Медведевым и главой российского правительства В. Путиным обсуждались вопросы развития двустороннего сотрудничества в области энергетики, мирного использования атомной энергии и в военно-технической сфере. М. Каддафи заявил о «практически общих подходах» Ливии и России «к нефтяной и газовой политике». 2 ноября ливийский руководитель прибыл в Белоруссию, а затем посетит Украину.

Премьер-министр Великобритании Г. Браун совершает поездку по странам Персидского залива, целью которой является получение от аравийских монархий средств для преодоления мирового финансового кризиса. После встречи с королем Саудовской Аравии Абдаллой Г. Браун выразил уверенность в участии Эр-Рияда в антикризисном фонде, организуемым МВФ. Из Саудовской Аравии глава британского правительства направится в ОАЭ, а затем посетит Катар.

31 октября генерал Д. Петрэус официально вступил в должность командующего Объединенным центральным командованием ВС США. В зону ответственности ОЦК входят 25 государств Ближнего и Среднего Востока, Центральной Азии и Северо-Восточной Африки, в т. ч. Афганистан и Ирак. Ранее генерал Петрэус занимал пост командующего американскими войсками в Ираке. 2 ноября Д. Петрэус прибыл с визитом в Пакистан.

Правительство Ирака полагает, что Вашингтон после президентских выборов в США даст ответ на поправки, предложенные Багдадом к соглашению о стратегическом партнерстве между двумя государствами. Прежде всего, иракцы настаивают на изъятии из текста этого документа любого положения, указывающего на возможность продления пребывания американских войск в стране после 2012 г. Исключительно важным, «решающим» для национального суверенитета в Багдаде считают внесение в соглашение положения о запрете вооруженным силам США действовать против других стран с территории Ирака. Кроме того, иракское руководство требует от американского военного командования тесно координировать с местными военными проведение всех боевых операций на национальной территории. В Багдаде настаивают на том, чтобы все грузы, материалы и вооружение, поступающее для ВС США в Ираке или вывозимые ими из страны, подвергались досмотру иракцами. Иракская сторона считает, что вопрос о привлечении американских военнослужащих к судебной ответственности за уголовные преступления, совершенные ими за пределами своих баз, должен решаться не отдельно командованием ВС США, а совместной иракско-американской инстанцией. В Багдаде заявили, что без принятия перечисленных поправок одобрение соглашения иракским парламентом вряд ли возможно. На них настаивают многие видные политики и религиозные деятели страны. Канцелярия премьер-министра Ирака Н. аль-Малики сообщила, что в случае одобрения американцами предложенных поправок, правительство направит в соседние страны специальные делегации, которые разъяснят их руководству содержание и сущность соглашения с США, особенно в части, касающейся запрета американцам действовать с иракской территории против третьих стран. В то же время в Вашингтоне продолжают заявлять, что существующий проект документа является «хорошим», а иракские поправки к соглашению отказываются комментировать до их «полного изучения».

Между тем положение дел в Ираке говорит о том, что до полной стабилизации обстановки в стране все еще очень далеко. В различных районах Ирака продолжают совершаться теракты, диверсии, вооруженные нападения, другие насильственные действия. Так, 30 октября совершена крупная диверсия на водопроводе, снабжающим водой суннитский района Багдада Адамия. В результате без воды оказались несколько сотен тысяч человек. Неспокойная ситуация сохраняется в крупнейшем городе иракского севера – Мосуле и в ряде других мест. Турецкие ВВС продолжают регулярно наносить удары по объектам боевиков сепаратистской Курдской рабочей партии, расположенным в Иракском Курдистане.

Сирия в резко негативной форме отреагировала на рейд американского спецназа на свою территорию, который был совершен вечером 26 октября в районе г. Абу-Кемаль вблизи границы с Ираком. В ходе этой акции погибли 8 и получили ранения 14 сирийских граждан. В Дамаске утверждают, что все они – мирные жители. По неофициальной информации из США, целью рейда было уничтожение лиц, причастных к деятельности боевиков в Ираке. В знак протеста в Дамаске закрыты американский культурный центр и школа. В сирийской столице прошла массовая антиамериканская манифестация. Сирия потребовала от Ирака запретить использование его территории для нападения на соседние страны и провести тщательное расследование случившегося.

Правительство Ирака осудило американскую операцию в САР. В Багдаде заявили, что «не желают, чтобы кто-либо использовал иракскую территорию в качестве плацдарма для нападения на соседние страны», но одновременно власти Ирака указали на необходимость положить конец деятельности боевиков, проникающих в страну из САР. Для усиления охраны границы с Сирией направлены дополнительные силы полиции.

В настоящее время Дамаск и Багдад согласовывают меры по поиску выхода из создавшейся ситуации с тем, чтобы не ухудшить отношения между двумя государствами.

Акцию США в Сирии осудили Китай и Иран. С протестным заявлением выступил премьер-министр Ливана Ф. ас-Синьора. Свою обеспокоенность случившимся выразили президент Франции Н. Саркози и некоторые другие европейские политики. МИД Египта, назвал действия США «серьезным нарушением суверенитета Сирии». Вашингтон же по-прежнему отказывается признать факт проведения операции и пытается отвлечь внимание мировой общественности на нарушение прав человека в САР. Американская администрация также требует от Сирии улучшить охрану границы с Ираком и не допускать проникновения боевиков в соседнюю страну.

Обстановка в Пакистане остается сложной. В районах, прилегающих к границе с Афганистаном, правительственные силы продолжают операции против боевиков исламистских экстремистских группировок, а противники власти совершают теракты, другие насильственные действия. Беспилотные летательные аппараты (БЛА) ВС США не прекращают наносить удары по объектам боевиков на пакистанской территории. 31 октября в результате двух ударов американских БЛА погибли 32 человека. Сообщается и об уничтожении руководителей экстремистов. Ранее, 29 октября, МИД Пакистана потребовал от США незамедлительно прекратить нарушения суверенитета страны. Однако это не оказало воздействия на американских военных. Министерство обороны и парламент Афганистана приветствовали американские удары по боевикам в Пакистане, считая, что они улучшают обстановку в приграничных районах. На минувшей неделе на совещании в Исламабаде с участием представителей правительств Пакистана, Афганистана, а также ряда исламистских вооруженных группировок решено создать специальный комитет для поддержания контактов с теми формированиями боевиков, которые «изъявляют желание подчиняться конституциям Пакистана и Афганистана».

В Стамбуле 31 октября в присутствии премьер-министра Турции Р. Т. Эрдогана состоялась встреча президента Афганистана Х. Карзая с главой пакистанского правительства Ю. Р. Гилани. Стороны обсудили вопросы совместной борьбы с терроризмом и сотрудничества двух стран в приграничных районах, а также договорились о расширении афгано-пакистанских контактов. Выступая 29 октября на съезде афганских женщин, Х. Карзай признал, что усилия международного сообщества и властей страны по стабилизации обстановки в Афганистане потерпели неудачу. Карзай заявил, что ситуация с безопасностью в стране ухудшилась, а Афганистан скатывается «в пропасть страданий и нищеты». Командование ВС США считает, что для успешной борьбы с боевиками движения «Талибан» необходимо направить в Афганистан подкрепление численностью не менее 20 тыс. человек. Растут потери среди военнослужащих контингентов армий стран-участниц международной коалиции, которые в текущем году достигли наивысшего уровня со времени начала афганской кампании в 2001 г. Также отмечен рост (более чем на 30 проц) числа боевиков, проникающих из Пакистана в Афганистан.

Один из руководителей Корпуса стражей исламской революции Ирана генерал Х. Хамадани 27 октября заявил, что Тегеран обеспечивает оружием «освободительные армии» на Ближнем Востоке. Выступление генерала стало первым официальным признанием подобных действий властей ИРИ.

Командование ВМС Ирана сообщило об открытии новой военно-морской базы в Джаске на побережье Ормузского пролива, соединяющего Аравийское море с Персидским заливом. По словам командующего иранскими ВМС адмирала Х. Сайяри, новая база позволит в случае необходимости заблокировать вход в Персидский залив «любому врагу».

По мнению руководителя МАГАТЭ М. аль-Барадеи, Иран недостаточно сотрудничает с международным агентством, и до сих пор нет полной ясности «относительно имеющихся у Тегерана ядерных материалов и его активности в данной области».

В ходе визита в Иран министра иностранных дел ОАЭ шейха А. бин Заида Ааль Нахайяна был подписан Меморандум о взаимопонимании, предусматривающий создание совместного комитета для обсуждения ирано-эмиратских отношений в политической, торгово-экономической и культурной сферах. Глава МИД ОАЭ заявил, что его страна готова укреплять отношения с ИРИ «во всех областях».

На прошедшей неделе осложнилась обстановка в зоне палестино-израильского конфликта. Палестинские боевики из сектора Газа несколько раз обстреляли ракетами израильскую территорию. В ответ Израиль закрыл КПП на границе с палестинским анклавом. Эксперты не исключают возможность досрочного прекращения действия договоренности о перемирии между Израилем и движением ХАМАС в секторе Газа (официально срок его действия заканчивается в декабре 2008 г.).

В Израиле объявлено, что внеочередные выборы депутатов Кнессета состоятся 10 февраля 2009 г., а нынешний состав парламента завершит свою работу 11 ноября.

В Ливане состоялась первая с 2006 г. встреча лидера парламентского большинства С. Харири с Х. Насруллой — руководителем движения «Хизбалла», которая является ведущей силой оппозиции. Сообщается, что разговор прошел в «открытой и искренней обстановке». Харири и Насрулла подчеркнули важность национального единства и гражданского мира в стране.

В последнее время отмечено повышение активности ВВС Израиля в небе Ливана. 1 ноября сразу 12 израильских самолетов совершили на разведывательные полеты над различными районами страны. По заявлению командования ЦАХАЛа, израильтян беспокоит не только военная деятельность ливанской «Хизбаллы», но и концентрация ВС САР на границе с Ливаном.

В Сомали радикальные повстанцы-исламисты отвергли условия перемирия, подписанного 26 октября временным правительством страны с «Альянсом за повторное освобождение Сомали». Документ предусматривает прекращение огня между враждующими сторонами к 5 ноября в обмен на вывод из Сомали эфиопских войск к 21 ноября с. г. Государства Восточной Африки призвали сомалийских политиков срочно сформировать новое правительство и безотлагательно разработать конституцию республики. В государствах региона опасаются, что распри между президентом Сомали А. Ю. Ахмедом и премьер-министром Н. Х. Хусейном ведут к усилению позиций исламистов, создают им благоприятные возможности для захвата власти в стране.

Приложение

О некоторых особенностях турецко-арабских отношений

После прихода в 2002 г. к власти в Турции происламистской Партии справедливости и развития (ПСР) во главе с Р. Т. Эрдоганом внешняя политика страны претерпела заметные изменения, став более многовекторной и сбалансированной. Это очень наглядно проявилось на таком, всегда бывшем для Анкары сложном направлении, как отношения с арабским миром.

Правительство Р. Т. Эрдогана изначально взяло курс на улучшение и развитие многоплановых связей с арабскими странами в политической, торгово-экономической и культурной областях, добившись здесь к настоящему времени значительных успехов. Анкара всячески стремится продемонстрировать свою исключительную роль в наведении моста между арабским миром и Европой. В последние годы Турция нормализовала отношения с Сирией. Значительно расширились связи с аравийскими монархиями, особенно с Саудовской Аравией. Получили дальнейшее развитие дружественные отношения с Иорданией. Активно, хотя и не без трудностей, идут дела с новым руководством Ирака. Укрепились многоплановые связи со странами Магриба. Развиваются отношения с Египтом и Палестинской национальной администрацией.

Турция стремится действовать так, чтобы ее членство в НАТО, верность союзу с США не стали препятствием при реализации курса на расширение связей с арабским миром. На саммите в Стамбуле в 2004 г. Североатлантический альянс выдвинул инициативу по сотрудничеству с арабскими странами, предполагающую оказание им содействия в борьбе с терроризмом и распространением ОМУ, проведение совместных учений, помощь в подготовке сил пограничной охраны и др.

Следует отметить, что динамичное развитие турецко-арабских отношений не привело к заметному снижению уровня сотрудничества между Турцией и Израилем, в т. ч. в военной и военно-технической сферах. Более того, Анкара стала активно проявлять себя в роли посредника в деле арабо-израильского урегулирования, прежде всего между Сирией и Израилем. Подобное развитие ситуации, несомненно, говорит об умелой работе турецкой дипломатии.

Политические связи Турции с арабскими странами получают все более обширную и прочную экономическую базу. Экономический обмен между арабскими странами и Турцией в 2002-2006 гг. вырос с 7 до 17 млрд долларов. С 2005 г. под эгидой Комитета по внешнеэкономическим связям Турции ежегодно проводятся турецко-арабские экономические форумы. Турция стала одним из наиболее привлекательных мест для вложения средств арабскими инвесторами. Причем это обусловлено не только финансовой и экономической выгодой, но и тем, что арабские бизнесмены после прихода к власти ориентированной на исламские ценности ПСР чувствуют себя на турецкой земле достаточно комфортно. С другой стороны, по состоянию на 2006 г. турецкие строительные фирмы заключили в ближневосточных государствах контракты на строительство различных объектов на сумму, превышающую 30 млрд долларов. Вместе с тем, в военном и военно-техническом сотрудничестве Турции с арабскими государствами ощутимых подвижек пока не наблюдается.

На протяжении длительного времени наиболее сложные отношения были у Турции с соседней Сирией. Между двумя странами имелись серьезные противоречия, не раз вызывавшие напряженность между Анкарой и Дамаском. Здесь следует упомянуть и деятельность курдских сепаратистов, которых поддерживали сирийцы, и проблемы территориально-пограничного характера, и различная внешнеполитическая ориентация двух государств. После падения весной 2003 г. в результате американо-британского вторжения режима С. Хусейна Сирия, стремясь улучшить свое очень трудное внешнеполитическое положение и пытаясь выйти из региональной изоляции, инициировала шаги по улучшению отношений с Турцией, что нашло позитивный отклик в Анкаре. Между двумя странами установлен и поддерживается в целом конструктивный политический диалог. В 2004-2005 гг. впервые в истории Турции и Сирии состоялся обмен официальными визитами на уровне президентов. Был подписан целый ряд соглашений о сотрудничестве в политической, торгово-экономической, культурной и других областях, что создало хорошую базу для дальнейшего развития добрососедских отношений. Причем Анкара пошла на сближение с Дамаском вопреки давлению со стороны Вашингтона. В то же время Турция в 2005 г. солидаризовалась с требованием западных стран о незамедлительном выводе сирийских войск из Ливана. Не находит поддержки у Анкары и политика Дамаска в отношении палестинских и ливанских радикальных группировок.

Особое значение для Турции имеют отношения с Ираком. Анкара в 2003 г. не разрешила использовать свою территорию для американского военного вторжения в Ирак, но признала новые власти в Багдаде, установив с ними активный политический диалог. Интенсивно развиваются двусторонние экономические связи. Турция заинтересована в бесперебойной работе нефтепровода из иракского Киркука в порт Джейхан на Средиземном море, что приносит ей значительный доход. Турецко-иракские отношения значительно осложняет курдская проблема. В этой связи Турция жестко придерживается позиции сохранения единства и территориальной целостности Ирака. Очень остро стоит вопрос о базировании сил сепаратистской Курдской рабочей партии (КРП) в Северном Ираке, откуда боевики совершают регулярные вылазки на территорию Турции. Ситуация осложняется сохранением нестабильной обстановки в Ираке, неспособностью багдадских властей воздействовать на боевиков, фактическим нежеланием правительства иракской курдской автономии применить силу в отношении соплеменников из КРП, а также двойственной позицией США, которые, с одной стороны, содействуют Турции в борьбе с сепаратистами, а с другой — удерживают ее от более масштабных действий в Ираке и не желают прямо вмешиваться в конфликт, что на деле позволяет КРП продолжать боевую и террористическую деятельностью. В этих условиях в Анкаре твердо проводит линию на силовое подавление сепаратистов, находящихся в Ираке, на границе с которым постоянно находится крупная группировка ВС Турции. После 2003 г. турецкая армия провела несколько войсковых операций на иракском севере, а турецкая авиация и артиллерия регулярно наносят удары по объектам КРП, что негативно воспринимается в Багдаде, а особенно в столице курдской автономии Эрбиле. Еще одним вопросом, осложняющим турецко-иракские отношения, является положение иракских туркоманов, проживающих в основном в районе Киркука на севере страны. Анкара позиционирует себя в роли защитника их интересов, что также вызывает неудовольствие в Багдаде и Эрбиле.

Между Турцией, Сирией и Ираком остается нерешенным очень сложный вопрос о распределении вод рек Тигр и Евфрат. Как известно, основные водные ресурсы Западной Азии находятся на турецкой территории, а контроль над ними рассматривается Анкарой в качестве одного из важнейших элементов «будущей мощи» Турции. Причем в недавнем прошлом турецкие военные не раз заявляли, что «контролируя воду, текущую в арабские страны, Турция может контролировать арабскую политику». И, в первую очередь, это относится именно к Сирии и Ираку. В условиях отсутствия четкого международно-правового статуса Тигра и Евфрата Турция твердо настаивает на том, что эти реки, берущие начало на ее территории, являются не международными, а трансграничными водными потоками. Поэтому турки на своей земле могут делать с ними все, что считают нужным, а интересы арабских соседей будут учитываться ими настолько, «насколько это возможно». В настоящее время Анкара, Дамаск и Багдад отложили активное обсуждение проблемы Тигра и Евфрата, однако в условиях усиливающегося дефицита воды в регионе, она, несомненно, потребует своего решения, причем уже в ближайшем будущем. А это, учитывая серьезные различия между тремя странами в подходах к решению водной проблемы, может привести к серьезному конфликту.

Турция пристально следит за развитием обстановки в Ливане. В 2006 г. Р. Т. Эрдоган назвал войну между Израилем и ливанской «Хизбаллой» «несправедливой, питающей и укрепляющей террор в регионе». Анкара выступала тогда за скорейшее прекращение военных действий. В настоящее время Турция придерживается линии, направленной на стабилизацию обстановки в Ливане, достижение национального согласия в этой стране.

Турецкое правительство выступает за скорейшее подписание мирного соглашения между Израилем и палестинцами, оказывает помощь, в т. ч. финансовую Палестинской национальной администрации. В то же время попытки турок посредничать между израильтянами и палестинцами особого успеха не имели.

В целом турецко-арабские отношения имеют хорошие перспективы для дальнейшего развития в политической, экономической и других областях. В этом заинтересованы как в Анкаре, так и в арабских столицах.

52.28MB | MySQL:103 | 0,391sec