Экономическая ситуация в Египте на фоне пандемии коронавируса

По итогам 2020 года экономическая рецессия в странах Ближнего Востока и Северной Африки достигла 3.5%, а в нынешнем году международные эксперты прогнозируют скромный рост на уровне 4% (при том что глобальная экономика должна по оценкам Всемирного банка вырасти на 6-7%).

Примечательно, что Египет оказался одной из немногих стран региона, которому удалось справиться с угрозой пандемии. Тот факт, что относительно стабильно период пандемии переживают богатые страны Персидского залива, особенно Саудовская Аравия и ОАЭ, вопросов не вызывает. Восстановление цен на нефть, имеющиеся финансовые резервы и активными темпами идущая вакцинация предопределяют этот успех. Вероятно, к середине 2022 года в этих странах с относительно небольшим населением будет достигнут коллективный иммунитет от коронавируса. Возможности позволяют этим странам возглавить усилия ближневосточного региона по социально-экономическому восстановлению, привлечь инвестиции и укрепить национальные программы социальной помощи уязвимым слоям и здравоохранения.

На этом фоне не менее успешные результаты гораздо более уязвимого в экономическом плане Египта со 100-миллионным населением являются удивительными. В апреле с.г. Всемирный банк назвал египетскую экономику второй по размерам в регионе после Саудовской Аравии, опередившей такие нефтегазовые страны как ОАЭ и Катар. Общая стоимость экономики Египта оценивается в 362 млрд долларов США. По данным Международного валютного фонда, по результатам 2020 года экономика Египта выросла на 3.6%, а в нынешнем году прогнозируется дальнейший рост на уровне не менее 2.5%. Это тем более удивительно, учитывая что основной доход экономика Египта получает от таких секторов, как туристическая индустрия, которая пострадала практически повсеместно.  Доля туризма в национальном ВВП составляет 15%, и это чуть ли не главный источник валютных поступлений в казну. По данным Министерства туризма Египта, в 2020 году доходы от туризма сократились на 70% (4 млрд долларов), а их количество уменьшилось втрое – с 13 до 3.5 млн человек. В такой же степени пострадали и другие сектора в индустрии услуг, включая общепит, продажи потребительских товаров и пр.

Успехи Каира в противостоянии пандемии коронавируса в первую очередь обеспечены благодаря умелым управленческим решениям правительства Президента АРЕ А.Ф.ас-Сиси. Например, для поддержки туристических компаний Центральный банк Египта периодически ввел отсрочку по платежам процентов по кредитам. В апреле кредитные каникулы были в очередной раз продлены, по меньшей мере до конца июня 2021 года. Кроме того, правительство предпринимает с самого начала кризиса активные меры по социальной и медицинской поддержке населения.  Ресурсы на реализацию важных превентивных шагов в период разгара пандемии в прошлом году Каиру выделил Международный валютный фонд (МВФ). В июне прошлого года было заключено такое соглашение о выделении 5.2 млрд долларов США в качестве кредита с поэтапным выделением траншей (напомним, что программа сотрудничества Египта с МВФ началась еще раньше, в 2016 году, c выделением 12-миллиардного транша).

Эти меры позволили Египту удержать экономический рост и регулировать уровень безработицы, в отличие от большинства соседей по региону. Одновременно, правительство ас-Сиси стремилось придерживаться основных рекомендаций МВФ по проведению структурных реформ, включая поддержку бизнеса, снижение торговых барьеров и повышение транспарентности в деятельности государственных предприятий. Также реформы позволили расширить налоговую базу и увеличить в прошлом году общее поступление от налогов на 14%, даже несмотря на существенные сокращения  на 90% поступлений налога на добавочную стоимость (HДС) ввиду сокращения туризма и падения покупательской способности.

Следование программе МВФ дается Египту с трудом, и требует очень сбалансированной, тщательной работы от правительства при внедрении тех или иных заведомо непопулярных среди населения мер. В частности, cвертывание энергетических субсидий привело к росту цен на топливо в стране и даже вызвало определенные социальные протесты. Уровень безработицы по мере приватизации будет расти – МВФ предсказывает его повышение с нынешних 8 до 9-10% в 2021-2022 гг.

В то же время в долгосрочной перспективе, структурные реформы под эгидой МВФ могут сработать. Ускорение структурных реформа и расширение доли частного сектора в египетской экономике неизбежно приведут к положительным сдвигам, как только пандемия будет пройдена. В апреле с.г. правительство анонсировало запуск второго этапа экономических реформ, которые обращены в сторону создания благоприятного климата для работы бизнеса и повышения здоровой конкуренции, особенно в сферах производства, сельского хозяйства, информационных технологий и экспортоориентированных отраслях. Каир рассчитывает также на очередной, третий по счету, кредитный транш по линии МВФ в мае текущего года. В целях поддержки местных экспортеров, им регулярно выплачиваются прямые денежные переводы для компенсации их долгов перед Фондом поддержки экспорта.

Наконец, успех египетской экономической политики против последствий пандемии во многом связан и с грамотной долговой политикой государства. Еще до начала пандемии в течение двух лет (2018-2019) Египту удалось сократить уровень долга к ВВП на 18%, и если бы не эффект коронавируса, пропорциональная доля внешнего долга к ВВП страны должна была бы сократиться до 76% в 2022 году. Тем не менее, даже несмотря на коронавирус, Каир смог удержать общий уровень долгового бремени ниже отметки в 90% от ВВП. При этом Каир платит высокую цену – только по результатам нескольких месяцев текущего года выплаты по долгам и их обслуживанию составляют треть всех государственных расходов.

Hа успех египетских реформенных мер положительно реагировали инвесторы и финансовые институты. Например, банк «Джей Пи Морган» повысил в 2021 году статус Египта по индексу облигаций на развивающихся рынков, что открывает этой стране доступ к более обширным и привлекательным инвестиционным ресурсам. Это произошло в том числе благодаря выпуску Египтом в ноябре прошлого года новых «зеленых бондов» общей стоимостью в 750 млн долларов и общий курс Каира на постепенное сокращение выбросов углекислого газа и реализацию национальных экологических проектов.

Думается, главной угрозой на пути удержания экономических успехов Египта в 2021-2022 гг. является обеспечение устойчивого «сосуществования» c коронавирусом на долгосрочной основе. Cейчас в Египте наблюдается нечто похожее на третью волну пандемии, однако общее число зараженных невелико и с начала пандемии официально составляет около 200 тысяч человек. С конца апреля правительство запустило полноценную работу крупных торговых центров в том числе по выходным и разрешило гостиницам работать на 25% своей мощности до июня с последующим доведением этой доли до 50%. В июле запланировано полноценное возобновление воздушного сообщения и открытие ресторанов и кафе на 25% мощности. Уже сейчас международные авиарейсы отчасти восстановлены и началось возвращение туристов в Египет малыми группами. От того, насколько поэтапные меры возобновления экономической активности окажутся эффективными, будет во многом зависеть и общий успех реализуемых под эгидой МВФ структурных реформ.

62.86MB | MySQL:102 | 0,480sec