Что мешает нормализации турецко-египетских отношений

Турецкое правительство отменило вето на партнерскую деятельность Египта с НАТО в прошлом году в рамках попыток восстановить связи с Каиром, рассказали два источника в НАТО, знакомые с этим вопросом. «Турция сняла свой блок против Египта, позволив ему развивать партнерство с НАТО. Турция поддерживает Египет в развитии его партнерства с НАТО в рамках Средиземноморского диалога [форума стран НАТО и Средиземноморья], а Анкара поддерживает участие Египта во всех мероприятиях в рамках этого диалога», — сказал один из источников. Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил в телевизионном выступлении на прошлой неделе, что Турция сделала некоторые жесты доброй воли Египту в рамках НАТО, не вдаваясь в дальнейшие подробности. При этом надо отметить, что он не стал повторять свои тезисы о незыблемости поддержки Анкары «Братьев-мусульман», которые он допустил 20 апреля. Тогда он  заявил, что  Турция по-прежнему выступает против того, чтобы Египет объявил «Братьев-мусульман» «террористами», несмотря на недавнее стремление восстановить напряженные отношения с Каиром.  «Мы были против переворота в Египте не потому, что это были «Братья-мусульмане». Если бы [президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси] был у власти в тот день, а кто-то другой совершил государственный переворот, мы бы проявили такую же принципиальную позицию. — Наши связи не связаны с одним человеком или партией. Но мы против того, чтобы «Братья-мусульмане» были объявлены террористической организацией. Это политическое движение, которое пытается прийти к власти путем выборов», — сказал Чавушоглу в интервью местному телеканалу Haberturk. В последние месяцы Турция и Египет стремились наладить отношения, которые разладились, когда Анкара отказалась признать президента Египта Абдель Фаттаха ас-Сиси законным лидером страны после переворота, в результате которого был свергнут его предшественник Мухаммед Мурси, первый демократически избранный президент Египта. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган также был ярым критиком нарушений прав человека в отношении лидеров и членов «Братьев-мусульман» в ходе репрессий после переворота. Ранее в этом месяце в явной попытке сближения высокопоставленные турецкие чиновники, включая министров иностранных дел и обороны, публично призвали к улучшению отношений.

Тем не менее, эта турецкая дипломатическая активность натыкается пока на очень сдержанную реакцию Каира. Представляется, что именно этот фактор стремления  Турции держать «Братьев-мусульман» в качестве потенциальных союзников самым принципиальным образом мешает двум странам окончательно нормализовать свои отношения и урегулировать вопросы взаимодействия в той же Ливии и Средиземноморском шельфе. Хотя и в первом и во втором случаях уже действует своеобразный пакт о ненападении.  Турция заявила, что начался новый период в турецко-египетских отношениях, и Чавушоглу заявил, что Анкара не рассматривает «Ливию как область конкуренции» с Египтом. Египет в свою очередь не присоединился к другим странам в рамках кампании осуждения  бурения турок на шельфе.  Но вот именно этот тезис Анкары о необходимости допуска патронируемых ей «Братьев-мусульман» к участию в политической жизни и является тем самым пунктом, по которому она никогда не договориться с Каиром. И более того, именно этот пункт и будет миной замедленного действия на пути нормализации отношений. Как это мы видели в свое время на примере Сирии, где Р.Т.Эрдоган советовал Б.Асаду допустить местных «Братьев-мусульман» (интересно, что на первом этапе восстания о них в самой Сирии знали в основном только понаслышке, а оформились они в военное движение только благодаря катарским и турецким эмиссарам, которые открыто предлагали различным недовольным сирийским режимом вступать в это движение за приличную мзду), эта тактика рано или поздно приводит к разрыву. Сама суть режима Египта противоречит тезису политической легитимизации «Братьев-мусульман».

Представитель НАТО, выступая на условиях анонимности, заявил, что Средиземноморский диалог, в который входят Египет, Израиль, Марокко и Тунис, по-прежнему активен. Но отметим, что его веб-сайт не обновлялся с февраля 2019 года. Чиновник подтвердил, что Североатлантический союз недавно одобрил новую Индивидуальную партнерскую программу сотрудничества с Египтом, направленную на объединение приоритетов безопасности Египта с интересами безопасности НАТО в регионе. «У НАТО был давний политический диалог и практическое сотрудничество с Египтом. Эти рамки были созданы для развития политического диалога и практического сотрудничества между Альянсом и его партнерами в средиземноморских регионах»,- сказал этот чиновник. Турецкий чиновник, знакомый с этим вопросом, сказал, что эти программы обычно являются хорошим способом обеспечить страны-партнеры военно-технической подготовкой уровня НАТО, которая ценна для государств, не входящих в Альянс. В этой связи рискнем предположить, что этот механизм оказания военной помощи Каиру через НАТО возможно инициирован Вашингтоном, который, с одной стороны, испытывает серьезное давление  со стороны различных НПО (они требуют увязать оказание военной помощи Каиру с нарушением им прав человека), а с другой – пойти на стратегическое сближение с Египтом именно через инструмент ВТС. И для этого вперед выпускаются страны блока НАТО – Франция и Италия, которые уже договорились о ряде контрактов в рамках модернизации ВМС и ВВС АРЕ.

Ранее в этом месяце Турция объявила, что направит в Каир дипломатическую делегацию во главе с заместителем министра иностранных дел — впервые с момента свержения Мурси в результате военного переворота в 2013 году. Решение было принято после того, как спецслужбы обеих стран провели переговоры в 2020 году. Турция также попросила египетские оппозиционные каналы, находящиеся в стране, смягчить свою критику в адрес правительства А.Ф.ас-Сиси из-за продолжающихся деликатных переговоров между двумя странами.

62.85MB | MySQL:102 | 0,433sec