Об изменении подхода Германии к разрешению миграционного кризиса

В конце апреля ФРГ приняла последнюю партию беженцев c Ближнего Востока, прибывших в страну на основе прошлогоднего соглашения по размещению лиц, находящихся в греческих лагерях. Тогда Берлин дал обещание поселить у себя 2750 человек, исходя из желания федеральных земель дать разрешение на их проживание. Также Германия сообщила, что в приоритетном порядке будет помогать несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей и тем, кто нуждается в медицинской помощи. Всего в тот момент страны-участницы ЕС дали обещание разместить на своей территории 5200 человек, из которых доля ФРГ оказалась самой значительной. Помимо Берлина к весне текущего года выполнили договоренности с Грецией Люксембург, Швейцария и Нидерланды. Амстердам принял порядка 100 человек, два других государства – по 20 каждое.

Выступая с комментарием по поводу указанных событий, министр внутренних дел ФРГ Х.Зеехофер сообщил: «Мы сдержали слово», а также выразил надежду, что партнеры по Евросоюзу сделают то же самое, чем покажут, цитируя политика, «надежность европейского сотрудничества». В новых условиях Берлин готов предложить Афинам лишь финансовое содействие на организацию надлежащих условий для проживания просителей убежища. Более того, в федеральной республике рассматривают возможность добиться возвращения в лагеря на греческих островах мигрантов, получивших статус беженца именно в Греции, но уехавших оттуда в ФРГ. Основным препятствием для этого сейчас является невозможность обеспечить им необходимые стандарты пребывания, а потому правительство А.Меркель предложило греческим контрпартнерам из федерального бюджета оплачивать их проживание, то есть распространить стандарты жизни Германии на греческие лагеря, тем самым лишив просителей убежища мотивации ехать на собственно германскую территорию. О какой сумме идет речь, в открытых источниках не сообщается. Отмечается лишь, что и без этой практики Берлин является основным донором, финансирующим программы ЕС по предоставлению убежища, а также имеет двусторонние программы с Афинами в области оказания технического содействия или отправки сотрудников для работы с мигрантами.

Несмотря на бонусы, которые сулит ФРГ, программа не имеет поддержки ни внутри федеральной республики, ни со стороны принимающего беженцев государства. Греция, с одной стороны, хотела бы отправлять партнерам по ЕС самих мигрантов, а не держать их у себя, пусть и на условиях дополнительного финансирования. В этом ее поддерживают правозащитные организации, прежде всего, базирующаяся во Франкфурте на Майне Pro Asyl. Ее руководство призывает увеличить квоты на прием беженцев с греческих островов, причем сосредоточить внимание главным образом на лицах с неурегулированным правовым статусом, что сопряжено с дополнительными трудностями. С другой стороны, Афины в целом не поддерживают столь серьезное вмешательство в свой государственный суверенитет, выливающиеся в то, что собственное правительство фактически потеряет контроль над границами и миграционной политикой. При этом в Греции, судя по всему, опасаются как прямых последствий от этой практики в связи с миграционным кризисом, так и использования прецедента эрозии государственного суверенитета в рамках ЕС в будущем.

Против новой программы выступает и германская общественность, явно возражающая против того, что федеральное правительство хочет потратить средства, необходимые на восстановление экономики после коронавирусных локдаунов, на аренду греческих гостиниц для выходцев с Востока. Если обратиться к публикациям СМИ, то более подходящим обозревателям кажется сценарий снижения привлекательности ФРГ для просителей убежища путем уменьшения пособий и социальных гарантий для них, что автоматически приведет к сохранению бюджетных средств и оттоку нежелательных мигрантов в другие страны.

Вторым важным аспектом, имеющим отношение, скорее, не к Германии в частности, а к ЕС в целом, является отсутствие правового регулирования спорных вопросов. Если говорить точнее, проблема ФРГ заключается не в том, что лица, уже получившие статус беженца в Греции едут на германскую территорию, поскольку условия для жизни там несоизмеримо лучше, а в том, что это легально никак не ограничено. По сути, у беженцев, где бы они не были зарегистрированы, есть 90 дней на перемещение по территории Евросоюза, в то время как их возвращение или выезд фактически не контролирует никто. Более того, принимающие государства, недовольные существующей системой распределения, а именно Греция, пользуются этим, чтобы хотя бы таким способом снять с себя нагрузку, а потому опять же на первое место выходит не задача финансирования, а необходимость совершенствования правового регулирования. Но ограничения передвижения для беженцев могут в будущем, опять же под воздействием Covid-19, стать основанием для ограничения свободы передвижения в ЕС в целом, а это уже эрозия идеи единого европейского пространства.

Наконец, есть здесь и неприятный для Греции внешнеполитический эффект. Сущность ее заключается в том, что угрожает открытием границ Турция, как правило, ЕС в целом, или сталкивающимся с Анкарой в кризисных регионах мира странам-лидерам в частности, в то время как прямые последствия испытывают на себе Афины, отношения которых с турецким режимом и без того напряженные, например, в энергетической сфере или в решении кипрской проблемы. В итоге в апреле общий конфликт между государствами усложнился из-за взаимных обвинений в провокации, где Турция заподозрила Грецию в «выталкивании мигрантов» в Эгейское море, а Афины наоборот заявили, что Анкара целенаправленно отправляет лодки с беженцами к греческим островам, не соблюдая договоренности с Брюсселем.

Впрочем, есть и свидетельства заразительности опыта Германии, которые можно обнаружить в Австрии. Там за первые четыре месяца текущего года был зафиксирован 40%-й рост задержаний нелегальных мигрантов в сравнении с прошлым годом. В связи с этим Вена также всерьез задумывается о безопасности своих границ и внутренней ситуации, особенно на фоне всплеска радикальных настроений, а потому готова предложить свою программу содействия Балканам, через которые мигранты, оказавшиеся в Греции, попадают в Центральную Европу. Министр внутренних дел Австрии К.Нехаммер  выступил с инициативой оказывать поддержку региональным странам в области инфраструктуры для размещения и регистрации беженцев или отправки их назад, чтобы дальше они не перемещались. Пилотный проект, как сообщается местными СМИ, будет запущен в Боснии и Герцеговине.

В целом, из сложившейся ситуации можно сделать два вывода. Во-первых, по мере приближения к выборам в Германии, намеченным на осень текущего года, в стране возрастает запрос на урегулирование миграционной проблемы, фактически стоившей популярности действующему канцлеру А.Меркель. А потому ее последователи не хотят повторения этого сценария для себя и ищут пути, позволяющие сбалансировать обязательства перед ЕС и интересы собственного населения, а точнее электората. Во-вторых, проблема беженцев поставила вопрос об эрозии суверенитета в ЕС, причем, пожалуй, даже острее, чем в иных вопросах, порождавших опасения от евроинтеграции.

52.32MB | MySQL:103 | 0,446sec