О влиянии племенного фактора на урегулирование конфликта в Йемене. Часть 2

Открытие безопасных маршрутов для гражданских лиц

Племена также играют решающую роль в перемещении гражданских лиц из районов противостояния. В районе Серва в Марибе, на активной линии фронта между хоуситами и правительственными войсками, племенные лидеры действовали оперативно с целью защиты гражданского населения при первых признаках боевых действий, ведя переговоры с обеими сторонами о кратковременном прекращении огня. Вожди племен в большинстве случаев добиваются успеха в этих инициативах. Племенные лидеры, которые берут на себя инициативу по содействию такой эвакуации, обычно связываются с влиятельными племенными лидерами как со стороны хоуситов, так и со стороны правительства, которые затем ведут переговоры о кратковременном прекращении огня, чтобы позволить гражданским лицам покинуть зону противостояния. В июле 2019 года гражданские лица в Марибе оказались в ловушке в результате столкновений между силами безопасности и местными племенами. Али аль-Мусаллаль, лидер местной общины, должен был принять решение и позаботиться о более чем 200 ВПЛ, в основном женщинах и детях, которые бежали от боевых действий из других частей страны, и пришли к нему за убежищем. После двух дней обеспечения продовольствием и жильем для перемещенных гражданских лиц, семья аль-Мусаллаля начала испытывать нехватку припасов и не могла пополнить запасы из-за столкновений в этом районе. Затем он успешно провел переговоры о безопасном проходе для ВПЛ, которые были перемещены в специализированные лагеря местными властями.

Открытие новых дорог

Посредничество племен иногда успешно открывает дороги, заблокированные боевыми действиями. Например, в мае 2019 года боевые действия между правительственными войсками и силами ЮПС в Абьяне заблокировали главную дорогу, препятствуя гражданскому и коммерческому движению, включая  транспортировку основных товаров, между Аденом, Абьяном, Шабвой, Хадрамутом и Махрой. Шейхи из племени аль-Маракиша в Абьяне сформировали посреднический комитет из видных лидеров, включая Бадра Насера аль-Маркаши, Фейсала Бальеди и Хасана Фадля аль-Маркаши. Комитет начал переговоры с лидерами и полевыми командирами как правительства, так и ЮПС, чтобы оказать на них давление, чтобы они открыли дорогу. Первоначально посредничество привело к краткосрочному перемирию, которое позволяло пассажирскому и грузовому транспорту проходить в определенные часы в определенные дни. К середине июня посреднические усилия привели к соглашению о том, чтобы дорога оставалась открытой в течение всего дня. Соглашение остается в силе, несмотря на случайные нарушения со стороны воюющих сторон.

Содействие обмену заключенными и военнопленными

Тысячи военнопленных и гражданских лиц были выпущены в результате соглашения, заключенного между хоуситами и правительством Йемена и напрямую между хоуситами и племенами через племенное посредничество. Племенные посредники ведут переговоры со сторонами и участвуют  в процессе составления и согласования списков  конкретных лиц, в том числе имен, цифр и статуса (например, потерпевшего, гражданского, или военнопленного). Обмен военнопленными — очень чувствительный вопрос, и переговоры могут провалиться, если их политизировать. Достижение соглашения требует обширной челночной дипломатии между сторонами, и иногда посредников обвиняют в предвзятости, что оказывает на них значительное давление. Обмены наиболее успешны, когда они ведутся неофициально. Переговоры между племенами также помогают организовать вывоз тел погибших бойцов с линии фронта. Только Хади Джумаан, молодой вождь племени из Ааль-Джауфа, выступил посредником в более чем тысяче таких случаев с 2015 года. В марте 2021 года племенное посредничество привело к  перевозке  тел около 250 погибших боевиков-хоуситов из Мариба.

Основные проблемы

Участие нескольких национальных, региональных и даже международных субъектов затрудняет племенам осуществление и поддержание усилий по деэскалации. В этой связи существует проблема  вмешательства ООН в племенные механизмы этого процесса.  С 2015 года тысячи заключенных и военнопленных  с обеих сторон были освобождены при посредничестве племен. По обмену военнопленными, как правило, переговоры ведутся племенными лидерами, которые считаются нейтральными. По словам лидера племени из Сервы, если хоуситы или правительство вмешаются в этот процесс, все станет политизированным, и это затруднит усилия лидеров племен по обмену. Аматассалам аль-Хадж, глава организации «Матери похищенных» — ассоциации, возглавляемой женщинами, усилия которой привели к освобождению более 650 гражданских лиц, похищенных хоуситами и другими силами, — предупредила, что Стокгольмское соглашение между правительством и хоуситами при посредничестве ООН в декабре 2018 год привел к политизации усилий по обмену военнопленными и заключенными. Она заявила, что в соглашении также не проводится различия между похищенными гражданскими лицами и военнопленными, что подрывает усилия по защите гражданских лиц. Один из  племенных лидеров, участвовавший в посредничестве племен, которое привело к освобождению более 2500 заключенных, заявил, что его усилия по переговорам об обмене резко прекратились в результате Стокгольмского соглашения. Стороны конфликта отказались сотрудничать с ним, потому что они теперь  обязаны обмениваться заключенными через специальный комитет ООН и механизм спецпосланника. В соглашении говорилось, что все заключенные с обеих сторон должны быть обменены, что дает ООН монополию на этот процесс. Это препятствовало многим обменам, которые раньше происходили на местном уровне и на уровне линии фронта местными посредниками. Племена в Йемене обычно поддерживали отношения  с центральным правительством, но они также сохраняли уровень некий автономии, который защищал их от государственных репрессий. Однако в своем стремлении укрепить власть хоуситы в значительной степени опирались на два основных метода: установление господства хашимитов над властью и ресурсами и подчинение племен, лишая их автономии и способности принимать решения, которые влияют на них, тем самым низводя их до подчиненного статуса. Районный уровень руководителей хоуситов (мошрифин), которые в основном являются выходцами из северных провинций Саады и Хаджа, имеют власть над местными властями, органами безопасности и правосудия, а также над племенами. Их роль состоит в том, чтобы держать племена под контролем  и сообщать о любом потенциальном недовольстве или восстании. Они даже решают, кто является посредником в межплеменных конфликтах, тем самым постепенно лишая шейхов их традиционной роли в обеспечении правосудия. За последние шесть лет вожди племен потеряли власть и влияние, поскольку они были отстранены от руководства.  Что еще более тревожно, хоуситы систематически работали над демонтажем племенной структуры в районах, которые они контролируют. Они обеспечивают племена деньгами и ресурсами за счет контроля доставки гуманитарной помощи и топлива, чтобы конкурировать и принизить статус племенных вождей, которые не сотрудничают с ними. При этом хоуситы стремились подорвать авторитет шейхов сомневаясь в их лояльности путем выдвижения новой молодой плеяды лидеров, иногда из числа младших вождей племен, поддерживая их предоставлением охраны и оружия, а также оказывая  содействие  при решении социальных и экономических проблем в их общинах. Хоуситы построили высоко секьюритизированную репрессивную систему, использующую насилие для подавления любой племенной оппозиции, реальной или мнимой. Путем использования силовых методов, в том числе казней, насильственные исчезновения, пыток и разрушения домов и собственности племенных вождей, им удалось потушить сопротивление племенной оппозиции в районах, которые они контролируют. Более 40 племенных вождей были казнены или убиты хоуситами, с 2015 года, многие из которых изначально помогали повстанцам взять под контроль Амран и Сану в 2014 году и вербовали боевиков для них в последующие годы. В результате, племена в этих районах потеряли большую часть своего влияния и способности принимать решения. Хоуситы нарушили большинство соглашений с племенами. Когда  они предложили амнистию племенам, которые воевали на стороне правительства Хади в апреле 2020 года, многие племена не вернулись под контроль  хоуситов, несмотря на гарантии их племенных вождей.  Эта картина повторилась в нескольких местах. Например, в конце 2014 года в деревне Аз-Зуаб в Аль-Байде местные высокопоставленные лица достигли соглашения с хоуситами, в соответствии с которым племена обязались не останавливать хоуситов и не нападать на них, пока они используют дорогу, проходящую через территорию племени. В обмен хоуситы согласились не использовать деревню для военных операций. Хоуситы нарушили условия сделки, когда начали устанавливать контрольно-пропускные пункты и размещать своих бойцов вокруг деревни, и это было истолковано племенем как оскорбительный поступок. В ответ они взорвали военную машину хоуситов, которая без приглашения въехала в деревню. В свою очередь, хоуситы ответили осадой и бомбардировкой деревни из тяжелого вооружения, причинив значительный ущерб. В общей сложности хоуситы совершили более 950 задокументированных нарушений в отношении деревни в период с 2014 по 2017 год, включая похищения, насильственные исчезновения, разрушения и грабежи. Это привело к интенсивным боевым действиям, которые продолжались до марта 2018 года, когда при посредничестве племен удалось положить конец военным действиям. Однако соглашение развалилось в сентябре 2020 года, когда хоуситы  проводили рейды, похищали десятки членов племен  и взрывали дома предполагаемых противников. В 2015 году хоуситы попытались захватить Канию, расположенную к югу от Мариба. Встревоженный сложившейся ситуацией шейх Ахмед аль-Аджи аль-Талеби, известный 80-летний вождь племени Мурад в Марибе, встретился с лидерами хоуситов в Сане и договорился о прекращении огня, на основании которого хоуситы покинули этот район, а Кания осталась под контролем племени аль-Саатерах (шейхом которого был Ахмед аль-Аджи аль-Талеби). В рамках соглашения племена не допускали правительственные войска в зону. Когда шейх Ахмед аль-Аджи аль-Талеби умер в середине 2017 года, хоуситы начали вербовать членов и молодежь из племени аль-Саатерах, направляя их на религиозные курсы для получения образования, а также обеспечили их оружием и деньгами. Они также продвинулись вперед и взяли под контроль стратегические горы Аль-Орр и Аль-Масуда, которые выходят на Канию. Этот акт был рассмотрен Ахмедом аль-Аджи, ставшим шейхом после смерти своего отца, как нарушение  их соглашения. Он послал гонца к хоуситам, чтобы предупредить их, что их продвижение и вербовка среди его племени является нарушением соглашения, которое они подписали с его отцом, но хоуситы отклонили его требование. В результате боевые действия возобновились, а Кания стала интенсивной линией фронта.

Внешние субъекты захватывают племена

Из-за участия внешних субъектов, как йеменских, так и региональных, решения племен больше не полностью локализованы. Поскольку внешние субъекты контролировали военную динамику, племена, расположенные вблизи линии фронта, потеряли способность контролировать применение насилия в своих районах. Например, после того, как хоуситы захватили Канию в июне 2020 года, племена Бани Абд поняли, что они не могут им противостоять. Видные шейхи из племени встретились с представителями  хоуситов и провели переговоры о прекращении огня, оговорив, что хоуситы не нападут на район Аль-Абдия, и вновь откроют дорогу между Аль-Абдией и Канией и позволят племенам Бани Абд беспрепятственно добираться до рынка в Кании. В свою очередь, они обязались не позволять правительственным силам использовать свою территорию для мобилизации против хоуситов. Источник из местных племен сообщил, что эти усилия потерпели неудачу, поскольку военные командиры, связанные с руководством партии  «Ислах», которые имеют большое влияние на армию, отказались от этой инициативы. Аналогичные опасения были высказаны и в отношении роли коалиции во главе с Саудовской Аравией, особенно ОАЭ. Вспыхнули столкновения между правительством Йемена и ЮПС в Шабве, когда поддерживаемые ОАЭ «элитные силы Шабвани» (SEF) вошли в город Атак, столицу провинции, в июне 2019 года и несколько племенных лидеров, в том числе шейх Фарид бен Салех аль-Авлаки, Ахмед Мусаид и Али Баджида поспешили локализовать  ситуацию. Они предложили всем сторонам отойти на свои прежние позиции и вывести свои тяжелые вооружение  из города Атак. Их посредничество помогло разрядить напряженность, но оно было недолгим, и распространились слухи о том, что ОАЭ, которые командовали SEF, сорвали процесс посредничества и приказали SEF бороться с проправительственными силами. Это привело к новым столкновениям, в которых SEF потерпели поражение. К этим выводам от себя добавим следующее соображение: нынешнее ослабление роли и готовности племен воевать за какую-либо сторону связано с тем фактом, что с приходом нового саудовского короля и его сына к власти была фактически сломана традиционная система финансирования племенных шейхов, которая долгое время сохраняла определенную стабильность на севере страны. На  место КСА пришли Катар и Турция, что собственно и определяет нынешний уровень разобщенности племенной элиты. Проще говоря – они сейчас кормятся из разных кормушек.

Могут ли племена выступить посредниками в урегулировании конфликта

Среди племен растет убеждение, что они попали в ловушку войны на истощение. На севере многие племена подвергались давлению и, в некоторых случаях, принуждению вербовать бойцов для хоуситов. На северо-востоке племена, сопротивляющиеся вторжению хоуситов в свои районы, не получили достаточной поддержки от йеменского правительства и возглавляемой Саудовской Аравией коалиции, чтобы отодвинуть хоуситов достаточно далеко для минимизации  их постоянной угрозы племенам. Среди племен существует сильное желание увидеть окончание войны, чтобы выйти из этого порочного круга. Племенные лидеры, однако, не имеют рычагов или влияния, чтобы оказать давление на основных участников конфликта с целью прекращения войны. Племенное посредничество является наиболее эффективным инструментом на местном уровне, где племена обладают большей властью. Поскольку многие активные линии фронта находятся в пределах племенных территорий, племена могут вносить свой вклад в местное прекращение огня, но племенная система имеет значительные ограничения в решении политических конфликтов на национальном уровне. Племенные лидеры, опрошенные анонимно, заявили, что племена могут помочь в осуществлении национального соглашения о прекращении огня, но подчеркнули, что это возможно только в том случае, если стороны конфликта продемонстрируют подлинную приверженность к прекращению военных действий. Если такое обязательство существует, племена могут помочь превратить местное прекращение огня в действенные шаги по деэскалации. Например, они могут работать с другими племенами, чтобы вывести боевиков из зон конфликта, создать буферные зоны, облегчить поток гуманитарной помощи, посредничать в обмене военнопленными, эвакуировать гражданских лиц и помочь документировать ущерб, причиненный гражданским лицам, и ущерб гражданскому имуществу. По оценке большинства племенных лидеров,  приемлемое политическое соглашение,  должно учитывать интересы племена и уважать их достоинство. Опрошенные лидеры племен заявили, что они хотят видеть соглашение, которое гарантирует племенам право вернуться в свои дома, вернуть свою землю и собственность и быть защищенными от преследования хоуситов и манипуляций со стороны других участников йеменского конфликта. Хотя они согласны с тем, что в принципе могут помочь в усилиях по прекращению огня и деэскалации, лидеры племен упомянули несколько рисков для их участия и подчеркнули потенциальный вред, который могут нанести нынешние политические переговоры под руководством ООН.

Риск для доверия и безопасности племен

Участие в деэскалации без подлинной приверженности со стороны основных сторон конфликта может нести риски для племен. Племенное участие лидеров в переговорах о прекращении огня подразумевает утверждение их механизма. Став частью этого процесса, они становятся ответственными за то, к чему он приводит, как в их собственных глазах, так и в глазах других племен. Согласно племенной системе, они также несут ответственность за обеспечение выполнения любого соглашения, гарантами которого они выступают. Хотя это нормально, что прекращение огня не вступает в силу  немедленно, если нарушения продолжаются, племенные лидеры будут привлечены к ответственности за нанесенный ущерб (например, гибель гражданских лиц, разрушение инфраструктуры и домов и т.д.). «Они становятся ответственными за пролитую кровь», — как выразился один шейх племени. Это подрывает доверие к племенному руководству и доверие к племенным механизмам. Хуже всего то, что это также может привести к втягиванию их племен в цикл насилия и убийств из мести, поскольку пострадавшие племена могут отомстить за причиненный ущерб.

Консолидация военных достижений хоуситов за счет племен

Племенные лидеры из Мариба и Аль-Джауфа, где боевые действия ведутся с начала 2020 года, предупредили, что прекращение огня в нынешних обстоятельствах только укрепит военные достижения хоуситов  за счет племен. Несколько племенных лидеров упомянули, что Стокгольмское соглашение, например, снизило военное давление на хоуситов в Ходейде, позволив им перегруппироваться, чтобы добиться крупных военных успехов, захватить племенную территорию к востоку от Саны и угрожать городу Мариб. Совместная декларация (JD), предложенная специальным посланником ООН, не учитывает текущую военную ситуацию, в которой хоуситы одерживают верх и не желают деэскалации. Оно нормализует роль повстанцев-хоуситов и уменьшает их стимул к добросовестному участию в переговорах и удержанию Йемена в ловушке среднесрочной фрагментации, которая будет угрожать как племенам, так и перспективам прекращения войны, не говоря уже о достижении мира.

Восстановление традиционной элиты

На более широком уровне племена обеспокоены тем, что нынешний переговорный процесс под руководством ООН приведет к политическому урегулированию, которое восстановит доминирование традиционной коррумпированной и своекорыстной политической элиты. Хоуситы рассматриваются племенами как продолжение  Имамата, который подчинял их на протяжении сотен лет. При этом правительство Хади также воспринимается среди племен как захват власти коррумпированной национальной политической элитой, которая извлекает выгоду из войны за счет племен и Йемена в целом. Они хотят видеть политическое соглашение, которое обеспечит федеральную форму управления, при которой племенные районы управляются местными органами власти. Это помогло бы положить конец процессу маргинализации со стороны центрального правительства, который эти районы переживали на протяжении десятилетий.

Заключение и рекомендации

В опубликованном докладе  была предпринята попытка объяснить возможности, ограничения и риски вовлечения йеменских племен в усилия по прекращению огня и деэскалации. Племена оказались втянутыми в сложный и многоуровневый конфликт, в котором национальные и региональные субъекты стремились использовать их для достижения своих целей, которые не обязательно соответствуют интересам племен. Опираясь на свои местные механизмы миростроительства, племена разработали несколько кодексов, призванных уменьшить негативное воздействие войны на их безопасность и социальную сплоченность. Племенные посредничества помогли ограничь распространение насилия, обеспечьте безопасность городов, открытие дорог, обмен военнопленными и обеспечьте безопасный проход для гражданских лиц. Посредничество между племенами потенциально может помочь поддержать осуществление национального соглашения о прекращении огня. Однако есть несколько важных предостережений, прежде чем рассматривать вопрос о привлечении племен к механизму урегулирования конфликта. Во-первых, племена не в состоянии оказать давление или повлиять на правительство Хади или хоуситов, чтобы они согласились на прекращение огня. Успех их участия или его отсутствие полностью зависит от приверженности основных сторон к прекращению огня и деэскалации. Во-вторых, племенное посредничество эффективно только на местном, а не на национальном уровне. Признание этого ограничения имеет ключевое значение для разработки мероприятий, которые могут привлечь племена к поддержке усилий по деэскалации и прекращению огня, не причиняя при этом никакого вреда. Для того чтобы включить и извлечь выгоду из механизмов деэскалации племен, необходимо предпринять следующие шаги:

  1. Включить точку зрения племен в мирный процесс: Специальный посланник ООН и посланник США в Йемене должны встретиться с шейхами племен, а также местными властями и лидерами общества в районах проживания племен и включить их точку зрения на текущие международные усилия по прекращению войны. Усилия по достижению мира могут быть эффективными только в том случае, если в них участвуют различные йеменские субъекты, включая племена.
  2. Не форсировать политическое урегулирование, когда условия недостижимы: политическое урегулирование в нынешних условиях только нормализует военные достижения хоуситов, приведет к распространению насилия и еще больше ослабит способность племен поддерживать порядок и безопасность в своих районах. До тех пор, пока не будет достигнуто прекращение огня и соблюдено всеми сторонами, усилия международного сообщества должны быть сосредоточены на деэскалации, где это возможно, и смягчении последствий конфликта для йеменцев, а не на политическом урегулировании, которое, скорее всего, приведет к обратным результатам.

 3 Политическое решение должно основываться на децентрализации: политическое решение в Йемене реализуется только в том случае, если оно отражает стремление йеменцев к справедливому распределению власти и ресурсов и прекращению цикла захвата институтов национальной элитой. Это должно привести к децентрализованной форме управления, при которой местные органы власти сохраняют реальную степень автономии и способность управлять местными ресурсами и финансами. Племенные районы Мариб и Шабва являются хорошим примером того, как местные власти с помощью племен обеспечили услуги и безопасность, которые сделали эти два района безопасным убежищем для миллионов гражданских лиц, которые избежали насилия, опустошающего другие части страны. Это стало возможно только потому, что монополия центрального правительства на принятие решений и использование ресурсов ослабла во время войны.

  1. Не надо вмешиваться в племенное посредничество: если основные стороны действительно привержены к сделке, племенное посредничество будет естественным образом вписываться в официальные механизмы, поскольку стороны в Йемене, включая хоуситов, использует племенное посредничество для переговоров. Роль ООН должна быть ограничена оказанием давления на основные стороны конфликта в рамках выполнения своих обязательств по прекращению огня. Например, если основные стороны договорятся с племенами о деэскалации в каком-либо районе, открытии дороги или выводе боевиков из города, ООН может поддержать эти усилия, оказав соответствующее давление на хоуситов и правительство Хади, чтобы они соблюдали эту сделку. США и международное сообщество должны поддерживать гуманитарную помощь общинам, в которых происходит деэскалация. Кроме того, племенное посредничество должно оставайтесь неформальными, и ООН, доноры и международные организации должны избегать вмешательства в этот процесс.
52.24MB | MySQL:103 | 0,653sec