Израильский эксперт о военном мощи ЦАХАЛа и способности Израиля противостоять внешним угрозам. Часть 5

Иран, Сирия, «Хизбалла» и ХАМАС. В представлении Кеннета С. Брауэра, по сравнению с суннитскими странами возглавляемая Ираном коалиция действительно представляет непосредственную угрозу Израилю.

В прошлом под руководством шаха шиитский Иран находился в дружеских отношениях с Израилем. Он импортировал израильское оружие и поставлял Израилю боеприпасы и другое военное снаряжение, когда у Иерусалима не хватало сил. К началу 1970-х годов сложились важные тайные ирано-израильские военные отношения.

Все изменилось в 1979 году со свержением шаха и приходом революционного фундаменталистского шиитского правительства. Несмотря на откровенную враждебность к Израилю, революционные иранские лидеры согласились на тайную военную помощь Израиля во время десятилетней войны с Ираком. Когда Иран вышел из этой разрушительной войны, его военный потенциал был значительно сокращен и устарел. В 1990-е годы Ирану просто не хватало возможностей для нанесения дальнего удара.

Тегеран уже давно в значительной степени отрезан от доступа к международному рынку оружия (что изменилось в конце 2020 года). Следовательно, в течение последних 30 лет у него не было средств для развертывания хорошо оснащенных ВС с обычным вооружением и альтернативы принятию асимметричных военных концепций. Иран начал готовить и оснащать ливанскую «Хизбаллу»,  одновременно вкладывая средства в ракеты большой дальности, способные достигать Израиля.

Сирия оставалась враждебной Израилю, даже после того, как Иордания и Египет достигли политического урегулирования с Израилем. Приобретая советские системы вооружения, вплоть до 1986 года сирийцы пытались уравнять свой военный потенциал с израильским. Но в 1986 году Москва прекратила субсидировать арабских военных, и сирийская армия начала все больше отставать от ЦАХАЛа.

Сегодня Сирия медленно выходит из разрушительной гражданской войны, в которой 25% алавитского и христианского меньшинства при поддержке Ирана и России победили 75% суннитского населения. Миллионы сирийских суннитов стали беженцами. Эксперт полагает, что в ближайшие десятилетия нынешнее руководство алавитов не сможет доверять большинству своего суннитского населения.

ВС Сирии, которые по-прежнему комплектуются по призыву, больше не имеют достаточного количества надежных молодых людей, годных для прохождения военной службы. Шесть лет непрерывных боев привели к огромным материальным и людским потерям. В стране отсутствуют финансовые ресурсы для закупки современных вооружений. Сухопутные войска, ПВО и ВВС эксплуатируют устаревшие системы. Считается, что любые краткосрочные боевые действия между израильскими и сирийскими сухопутными частями и ВВС на открытой местности окончатся победой израильтян.

«Хизбалла» и Израиль в 2006 году вели ограниченную войну. Сухопутные войска ВС Израиля, которые в течение предыдущих 5 лет почти полностью игнорировали подготовку к ведению обычных боевых действий, по утверждению исследователя, быстро показали себя «посредственной тенью того, чем они были когда-то». Более того, военно-политическое руководство Израиля оказалось дилетантским и совершенно неумелым. После месяца мелкомасштабных боев «Хизбалла» все еще могла поражать север Израиля с помощью большого количества неточных ракет с ограниченной летальностью. Существовало широко распространенное мнение, что ЦАХАЛ не смог добиться желаемого результата. «Хизбалла» вышла окровавленной, но неповрежденной и, по ее мнению, победившей.

Подавляющая часть вооружения «Хизбаллы» – это около 130–150 тыс. неуправляемых и управляемых ракет калибра 107-мм и 122-мм. Подавляющее число ракет  имеет малую дальность, ограниченное могущество БЧ и высокий коэффициент вероятного отклонения (КВО). 107-мм ракета портативна, более длинная и тяжелая 122-мм ракета – нет. Запуск производится с одноразовых пусковых установок (ПУ) с батарейным питанием.

Для обоих видов ракет доступны многотрубные ПУ с системами наведения артиллерийского типа. Многие из них устанавливались на различные военные или гражданские автомобили. Установленные на транспортных средствах ПУ позволяют выполнять перенацеливание. Большинство же статических ПУ способны поражать только заранее определенную фиксированную цель.

По сообщениям, только около 10% ракет «Хизбаллы» имеют большую дальность и массу БЧ. Из них лишь незначительная часть оснащена системами наведения, обеспечивающими КВО около 30 м. Очевидно, что управляемые ракеты большой дальности и могущества представляют наиболее серьезную угрозу жизненно важной гражданской и военной инфраструктуре Израиля.

Эти большие ракеты обычно запускаются с помощью подъемных и перемещаемых ПУ, установленных на транспортных средствах. Их перезарядка производится с помощью кранов. В Ливане некоторые из этих ПУ размещаются в фиксированных местах. Учитывая круглосуточное наблюдение ЦАХАЛа за Ливаном, значительная часть таких стационарных ПУ должна быть уязвима для упреждающего удара.

В 2006 году только одна из четырех выпущенных ракет упала в пределах своих целей, израильских городов или поселков. Эти 1000 ракет убили около 60 израильских мирных жителей. Ограниченная летальность оружия «Хизбаллы» отражала широкую доступность для израильского населения укрытий гражданской обороны, их надежность и низкую плотность жителей в подвергшихся обстрелам районах.

В Сирии «Хизбалла» эффективно использовала тяжелые ракеты малой дальности с относительно мощными осколочно-фугасными БЧ. Эти ракеты также являются смертельной угрозой для всей территории Израиля в радиусе 6 км от ливанской границы. Нейтрализация этого оружия и/или быстрая и безопасная эвакуация израильских граждан, из опасных районов, представляется основной целью ЦАХАЛа.

В 2005 году Израиль передал контроль над расширенным коридором вдоль границы между сектором Газа и Египтом. В результате ХАМАС быстро превратился в местный режим. Ему удавалось переправлять оружие через границу с Египтом, особенно когда там у власти находились египетские «Братья-мусульмане». ХАМАС давно начал производить некачественные ракеты малой дальности. Постепенно их дальность и масса БЧ возросли. Однако самодельные ракеты ХАМАСа остаются достаточно ненадежными и неточными.

Средства ПВО ЦАХАЛа, особенно батареи «Железный купол», добились значительных успехов в перехвате ракет, запущенных ХАМАС. Доказанная в боях эффективность ПВО позволяла израильскому военно-политическому руководству воздерживаться от наземного наступления против Газы.

Вместе с тем, в случае одновременного столкновения с «Хизбаллой» и ХАМАСом, а также с возможностью сирийского и/или иранского ракетного обстрела, ограниченное количество батарей «Железного купола» не позволит эффективно защитить весь Израиль. Более того, ЦАХАЛ имеет ограниченный запас ракет-перехватчиков. Следовательно, в любом крупномасштабном конфликте применение систем ПВО, почти наверняка, будет связано с отражением угрозы наиболее важным стратегическим объектам Израиля.

62.85MB | MySQL:102 | 0,649sec