Анализ израильскими экспертами эскалации насилия внутри и на границах еврейского государства. Часть 4

Израиль давно не оказывался в ситуации вспышки насилия на нескольких фронтах: военная конфронтация с ХАМАСом и радикальными группировками в секторе Газа; беспорядки в израильских городах, где совместно проживают евреи и арабы, включая межэтнические столкновения в Иерусалиме, в том числе на Храмовой горе. Помимо этого напряженная ситуация на Западном берегу р. Иордан на границе с Иорданским Хашимитским Королевством, откуда палестинские беженцы и подданные Иордании палестинского происхождения пытались прорваться для помощи своим соплеменникам.

Израильские эксперты анализируют влияние Ирана, которое проявляется не только в поддержке антиизраильских действий ХАМАСа, запусках «Хизбаллой» ракет с территории Южного Ливана в сторону Израиля, угрозах со стороны йеменских хоуситов, пообещавших оказать помощь палестинцам нанесением ракетных ударов, но и в позиции ХАМАСа по политическим вопросам на палестинской арене, а также касающихся арабов, проживающих в Израиле.

Йони Бен-Менахем, аналитик Иерусалимского центра публичной политики, отмечает, что верховный лидер ИРИ Али Хаменеи 7 мая одобрил начало новой палестинской интифады, заявив: «Израиль является террористической базой против палестинского народа и других мусульманских стран, это кровопролитное образование, и общая ответственность заключается в борьбе с угнетением и терроризмом со стороны сионистского образования». Президент Ирана Хасан Роухани осудил «сионистские нападения» на палестинский народ и выразил поддержку организациям сопротивления. Он обвинил Египет, Иорданию и другие страны региона в «умалчивании о том, что происходит с палестинцами»[i].

Израильский аналитик пишет о том, что высокопоставленные должностные лица Палестинской национальной администрации (ПНА) выражают обеспокоенность тем, что Иран побуждает ХАМАС и «Палестинский исламский джихад» отказаться от достигнутого с Израилем соглашения о прекращении огня.  Иранцы это делают для того, чтобы разжечь крупную интифаду (народное восстание) на Западном берегу р. Иордан и в Восточном Иерусалиме, которая распространится на арабский сектор в Израиле, с целью подорвать стабильность правления главы ПНА Махмуда Аббаса (Абу Мазена) и добиться его свержения. Тогда ХАМАСу удастся закрепиться на Западном берегу р. Иордан. По словам израильского аналитика, «в ПНА говорят, что Иран оказывает давление на ХАМАС и «Палестинский исламский джихад», чтобы они продолжали ракетные удары по Израилю, одновременно предоставляет помощь деньгами и оружием, чтобы сорвать любое соглашение о прекращении огня».

Йони Бен-Менахем отмечает, что резкое ухудшение ситуации с безопасностью на палестинских территориях и в Израиле во время месяца Рамадан воодушевила иранцев, которые посчитали, что ситуация на местах созрела для всеобъемлющей интифады против Израиля.

В ходе эскалации насилия высокопоставленные иранские официальные лица провели телефонные разговоры с лидерами ХАМАСа и «Палестинского исламского джихада» Исмаилом Ханией и Зиядом ан-Нахалой и выразили им решительную поддержку в ударах по Израилю, тем самым побуждая их продолжать ракетные обстрелы израильской территории. Среди тех, кто общался с лидерами этих радикальных организаций, упоминается иранский генерал Эсмаил Каани, командующий спецподразделением «Аль-Кудс» Корпуса стражей исламской революции (КСИР), и Али Акбар Велаяти, советник аятоллы Али Хаменеи.

В частности, 17 мая Али Акбар Велаяти сказал Хание: «Доказательством того, что Израиль слабее паутины, является то, что Иран поддерживает сопротивление и палестинский народ», а генерал Каани в тот же день призвал палестинцев «подготовиться к управлению своим государством после разрушения Израиля», т.к. «Иран сделает все, чтобы помочь освободить всю палестинскую землю». Хания в ответ иранскому генералу отметил, что «битва за Иерусалим – это битва для всех мусульман», имея в виду мусульман-шиитов, а не только мусульман-суннитов.

По мнению Йони Бен-Менахема, Иран осознает шаткость положения Махмуда Аббаса после недавней отмены выборов в Палестине и раскола в правящем на Западном берегу р. Иордан движении ФАТХ, а также слабость политической системы в Израиле, который более двух лет пытается сформировать стабильное правительство и вскоре может вновь погрузиться в предвыборный марафон. В этой ситуации, полагает израильский аналитики, Иран заинтересован в следующем:

— в свержении главы ПНА и подготовки почвы для захвата ХАМАСом Западного берега р. Иордан;

— в создании хаоса в Израиле путем подталкивания израильских арабов к насильственным действиям и гражданскому неповиновению властям;

— в мести Израилю за продолжающиеся бомбардировки иранских целей на сирийской территории и тайные операции израильского «Моссада» против иранского ядерного проекта;

— в провале соглашений о нормализации отношений между Израилем и Объединенными Арабскими Эмиратами, Бахрейном, Суданом и Марокко.

По мнению иранцев, полагает Йони Бен-Менахем, война между Израилем и палестинцами поможет им торпедировать любой военный союз (между Израилем и странами Персидского залива), направленный на противодействие Ирану.

Израильский аналитик отмечает, что в последние годы Иран поддерживал ХАМАС и «Палестинский исламский джихад» финансами и оружием. «Поэтому не только денежные средства из Катара способствовали усилению военной мощи радикальных группировок в секторе Газа, но и годовые бюджеты, поступавшие из Ирана». По его словам, даже во время кризиса в отношениях между Халедом Машалем, главой Политического бюро ХАМАСа, и иранским и сирийским руководством в 2012 г. Иран продолжал переводить деньги и поставлять оружие военному крылу движения. Помимо этого иранцы передавали в Газу технологии производства ракет и БПЛА, а также тренировали в рядах КСИР бойцов из подразделения «Нохба» и морских десантников. Согласно источникам в израильских спецслужбах, Иран недавно поделился с военным крылом ХАМАСа знаниями о том, как повысить точность запускаемых ракет[ii].

Эксперты Иерусалимского центра публичной политики приводят высказывания Али Ширази, представителя Али Хаменеи в подразделении «Аль-Кудс» КСИР. Выступая 23 мая с.г. на базе «Таралла» в Тегеране (основная база КСИР в иранской столице), он констатировал слабость Израиля и сказал, что приговор таким людям, как премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, может быть только смерть, аналогично судьбе высокопоставленных должностных лиц в правление Пехлеви и Саддама Хусейна, которые также не верили в исполнение приговора. Затем он описал, что случится с Израилем во время войны.

По его словам, «следующая война с Израилем будет представлять собой линию фронта сопротивления на стороне угнетенного народа в Палестине… поэтому мир должен верить в нацию, которая может героически противостоять кровопролитному режиму, просуществовавшему 73 года, но теперь баланс сил изменился. Фактически, с 1948 г. по настоящее время, по мере нашего продвижения вперед, слабость и страх оккупантов становятся все более очевидными, а сила и стойкость палестинцев растут. Скорость продвижения палестинских сил оборачивается скандальным поражением преступного сионистского режима»[iii].

Тот факт, что на 11-й день массированного ракетного обстрела Израиль заключил с ХАМАСом соглашение о прекращении огня при посредничестве Египта, привело к тому, что палестинцы в секторе Газа, на Западном берегу р. Иордан и в Восточном Иерусалиме вышли на улицы для «празднования победы над сионистским врагом».

Абу Обейда, пресс-секретарь военного крыла ХАМАСа «Бригад Иззадин аль-Кассама» сказал: «Мы унизили врага и его армию, которая убивает женщин и детей. Мы подготовили мощный ракетный ответ, но мы отреагировали на посреднические усилия арабов по достижению прекращения огня». После военного противостояния между Израилем и ХАМАСом на палестинских территориях был объявлен «день гнева».

Высокопоставленные официальные лица в Израиле категорически отрицают утверждение представителей ХАМАСа о том, что прекращение огня включает «договоренности» по Храмовой горе и районе Шейх-Джеррах в Восточном Иерусалиме. По их словам, это «грубая ложь, которая призвана показать, что у ХАМАСа есть достижения после его поражения от Армии обороны Израиля».

Йони Бен-Менахем, тем не менее, отмечает достижения ХАМАСа в результате 10-дневной эскалации насилия. Так, движению удалось вернуть палестинскую проблему в центр внимания международного сообщества не только благодаря ракетным обстрелам, но и беспорядкам в Восточном Иерусалиме и на Храмовой горе. Насилие со стороны палестинцев и резкая реакция Израиля привели к солидаризации арабского мира и международного сообщества с палестинской проблемой. Арабские государства, подписавшие в прошлом году соглашения о нормализации отношений с Израилем («Авраамовы соглашения»), находились в смятении и надеялись, что Израиль быстро прекратит военную кампанию и поставит ХАМАС на место. «Умеренные арабские режимы, мягко говоря, не любят движение ХАМАС, ответвление «Братьев-мусульман», которые в некоторых арабских странах, таких как Египет и Саудовская Аравия, объявлены вне закона и считаются террористической организацией».

В результате военного противостояния между Израилем и ХАМАСом арабский и мусульманский мир разделился на два лагеря. Некоторые правительства хранили молчание, в то время как другие требовали прекращения насилия. При этом позиция арабских режимов отличается от настроений их граждан, «арабской улицы», которая, как правило, идентифицирует себя с палестинцами и ненавидит Израиль из-за его жестких военных ответных действий в секторе Газа, поведения в Иерусалиме и на Храмовой горе. Так, ОАЭ, Бахрейн, Судан и Марокко, которые подписали соглашения о нормализации отношений с Израилем, хранят молчание с момента начала военной операции ЦАХАЛа «Стражи стен». Несмотря на массовое возмущение на улицах, официальные СМИ этих стран игнорировали или слабо освещали военную эскалацию между Израилем и ХАМАСом. Власти Марокко отменили крупный митинг в поддержку палестинцев, объяснив это ограничениями, связанными с пандемией коронавируса.

Однако другие страны, такие как Сирия, Катар, Тунис, а также Египет и Иордания, которые имеют мирные договоры с Израилем, раскритиковали удары ЦАХАЛа по сектору Газа.

В Иордании прошли жаркие дебаты в парламенте, и иорданские депутаты подали петицию в правительство с призывом выслать израильского посла из Аммана, заморозить мирный договор с Израилем (именуемый еще как «соглашение Вади Арава») и отменить газовое соглашение с Израилем.

Несмотря на резкую критику Израиля, Египет возобновил посреднические усилия по достижению спокойствия между Израилем и ХАМАСом и даже сумел добиться прекращения огня с обеих сторон.

Турция и Иран решительно осудили израильские атаки по целям радикальных организаций в прибрежном палестинском анклаве, убийство и нанесение ущерба мирным жителям.

В Иерусалимском центре публичной политики усматривают сходство нынешней ситуации, в которой умеренный арабский мир не идет на уступки ХАМАСу, со Второй войной в Ливане в 2006 г., когда ливанская проиранская шиитская организация «Хизбалла» совершила ошибку, похитив военнослужащих ЦАХАЛа на границе. Это привело к началу войны, огромным разрушениям в Ливане и гибели 2200 его граждан. Тогда Саудовская Аравия резко осудила «опасную авантюру» «Хизбаллы», и ее лидер Хасан Насралла признал свою ошибку и извинился. Сегодня же в Саудовской Аравии звучат призывы к Лиге арабских государств осудить ХАМАС за ракетные обстрелы Израиля и его пагубное влияние на разрешение палестинской проблемы.

Об этом свидетельствуют публикации в связанной с Саудовской Аравией газете «Аш-Шарк аль-Аусат». В частности, палестинский публицист Салех Кулаб в своей статье обвинил «террористическую организацию в Газе во главе с Яхьей Синваром, Исмаилом Ханией и Халедом Машалем в нанесении внезапного ракетного удара по Израилю по указанию Ирана и без ведома председателя Палестинской национальной администрации Махмуда Аббаса». Кулаб написал, что ХАМАС не считает Махмуда Аббаса лидером палестинского народа, что признано всеми арабскими и мусульманскими государствами.

Публицист Тарик Хамид в своей статье также осудил ХАМАС за ракетные обстрелы Израиля и обвинил движение в том, что оно является «торговцем палестинской крови». Он заявил, что мир поддерживал палестинцев в связи с кризисной ситуацией в Шейх-Джеррахе до тех пор, пока ХАМАС не начал обстрел израильской территории, что разрушило поддержку палестинского народа. По словам автора, «бенефициарами того, что происходит сейчас, являются Иран, ХАМАС и Биньямин Нетаньяху, а в проигрыше – палестинский народ и ПНА». Он делает вывод, что «ХАМАС предпринял авантюру за счет палестинской крови во имя Ирана и его ополченцев».

По мнению Йони Бен-Менахема, «таково отношение к происходящему  в арабском мире. Все знают, что ХАМАС и «Палестинский исламский джихад» являются филиалами режима аятолл. Умеренные арабские государства принимают Государство Израиль как факт и как сильный региональный фактор, который может защитить себя от ХАМАСа и иранских ракет. Они понимают, что Израиль никуда не денется, и поэтому его существование необходимо принять и смириться с этим. Движение ХАМАС не желает мириться с еврейским государством и обманывает себя и своих сторонников, что оно может его уничтожить».

[i] העכביש מקורי יותר חלשה היא שישראל הוכחת :להנייה וויליאתי // JCPA. 20.05.21 — https://jcpa.org.il/article/וויליאתי-להנייה-הוכחת-שישראל-היא-חלשה/

[ii] Там же.

[iii] ויותר יותר מתגלים הכובשים של והפחד החולשה, קדימה מתקדמים שאנו ככל: מ ”משה במטה אמנהאי’ח נציג // JCPA. 24.05.21 — https://jcpa.org.il/article/נציג-חאמנהאי-במטה-משהמ-ככל-שאנו-מתקדמ/

62.9MB | MySQL:102 | 0,656sec