О реакции в США на военно-техническое сотрудничество стран Ближнего Востока с Россией

Соединенные Штаты вновь заявили о своей готовности ввести санкции против стран-союзников, если они купят российские системы вооружений, что может иметь значительные последствия для стран Ближнего Востока. Госсекретарь США Энтони Блинкен недавно предостерег Турцию от заказа второй партии современных российских зенитных ракетных комплексов большой дальности С-400. «В будущем очень важно, чтобы Турция и, если уж на то пошло, все союзники и партнеры США избегали будущих закупок российского вооружения, включая дополнительные С-400. Любые существенные сделки с российскими оборонными предприятиями, опять же, могут подлежать закону, CAATSA, и это отдельно от и в дополнение к санкциям, которые уже были введены», — заявил Блинкен в прошлом месяце. Закон о противодействии противникам Америки посредством санкций, или CAATSA, — это федеральный закон США, введенный в 2017 году, который обязывает США вводить санкции в отношении любого лица, совершающего «значительную сделку» с российским оборонным сектором. За закупку, поставку и испытания С-400, несмотря на предупреждения США, Турция ввела санкции CAATSA в отношении своего президентства в агентстве оборонной промышленности (SSB) в декабре 2020 года. Предупреждение Блинкена послужило напоминанием о том, что Анкара, союзник США и член НАТО, может столкнуться с дополнительными санкциями, если приобретет больше комплексов С-400. Это было также заявление, призванное напомнить ближневосточным союзникам, что Вашингтон не будет молчать, если они обратятся к Москве за оружием. «Турция сейчас находится под санкциями CAATSA США за покупку российских С-400, и есть вероятность, что такие санкции будут применены и к другим ближневосточным государствам. Москва, конечно, была бы очень рада, если бы США сделали это, поскольку это означало бы еще большее ухудшение отношений между США и их традиционными ближневосточными союзниками, чем Россия могла бы воспользоваться», — сказал Марк Кац, старший научный сотрудник Атлантического совета и профессор Школы политики и управления Schar при Университете Джорджа Мейсона. Несмотря на аналогичные предупреждения о перспективе введения санкций CAATSA, Египет недавно продвинулся вперед с заключением сделки на сумму 2 млрд долларов на поставку 24 передовых истребителей Су-35 (по классификации НАТО Flanker-E) из России. Он уже получил, по меньшей мере, 5 из них. За последнее десятилетие Каир также приобрел несколько современных российских систем вооружения, что стало крупнейшей закупкой оружия у Москвы с 1970-х годов. Однако Вашингтон, похоже, меньше озабочен закупкой Египтом Су-35, чем закупкой Турцией С-400. Николас Герас, руководитель Программы по устойчивости и хрупкости государства Института стратегии и политики Newlines, считает, что это связано со специфическими возможностями С-400. «Соединенные Штаты в основном обеспокоены С-400, потому что эта противовоздушная система имеет возможности, которые могут скомпрометировать американские истребители следующего поколения, особенно F-35», — сказал Герас. Турция была отстранена от совместной программы по самолету F-35 пятого поколения, и ее заказ на поставку самолетов-невидимок был отменен в тот момент, когда она начала поставки своих первых компонентов С-400 в июле 2019 года. Одной из причин, по которой США выступили против покупки Анкарой С-400, помимо проблем с совместимостью, были опасения, что система может позволить России собирать конфиденциальные данные о самолетах F-35. Герас отметил, что эти ПВО «часто приходят с бэкдором для российских техников, чтобы оценить данные, взятые из систем С-400; это может быть новой разведывательной возможностью  для русских на передовых американских системах». С другой стороны, российская военная техника, такая как истребители и танки, «менее тревожна» для США с этой точки зрения, хотя Вашингтон предпочел бы, чтобы его союзники и партнеры покупали американскую или европейскую технику, а не российскую или китайскую. «С-400 — это «красная линия» для Соединенных Штатов, и все их  партнеры знают об этом», — сказал Герас. В конкретном случае Египта США предоставляют Каиру больше свободы действий из-за его мирного соглашения с Израилем. «Египет слишком велик для команды Байдена, чтобы заставить его отказаться от покупки российского оружия», — сказал Герас. Сим Тэк, главный военный аналитик Force Analysis, подчеркнул, что CAATSA на самом деле является «очень дискриминационным инструментом санкций». «На самом деле лучше всего думать именно об этом, о наборе инструментов, которые администрация США может использовать — или не использовать — по своему усмотрению», — сказал Тэк. В то время как США действительно ввели санкции против Турции, Тэк не видит причин ожидать, что администрация США введет санкции против каждой страны, которая поддерживает какие-либо военные отношения с Россией. «Есть уровень прагматизма, который необходим при применении санкционного инструмента такого рода, чтобы не помешать реализации  инициативы новой  администрации США по формированию своих стратегических отношений по всему миру», — сказал он. Во многих случаях, когда санкции CAATSA вполне могут быть применимы — например, в Египте, Ираке, ОАЭ, Саудовской Аравии, а также Индии — США менее склонны применять их «во избежание ущерба дипломатическим и военным отношениям, которые они сами поддерживают с этими странами». «Соединенные Штаты зависят от своих альянсов с этими странами, чтобы управлять безопасностью на Ближнем Востоке и в Азии, и хотя администрация может захотеть занять жесткую позицию по отношению к России, использование CAATSA, вероятно, будет означать принесение в жертву этих отношений», — добавил Тэк. Дело Турции было «слегка иным», поскольку эти санкции, введенные очень неохотно администрацией Трампа в последние дни ее существования, были применены на фоне более широкого ухудшения американо-турецких дипломатических отношений после неудачной попытки государственного переворота в Турции в июле 2016 года. «Имея меньше потерь в тот момент, CAATSA предоставила полезный инструмент не только для того, чтобы попытаться помешать российским военным продажам Турции, но и для усиления давления на саму Турцию», — сказал Тэк. Марк Кац считает, что CAATSA в корне ошибочен, учитывая различное восприятие угрозы союзниками США по всему миру сегодня — по сравнению с временами холодной войны. «Основная проблема, как я вижу, заключается в том, что в то время как во время холодной войны Советский Союз рассматривался как противник США и всех их союзников по всему миру, сегодня союзники в разных частях мира по-разному определяют приоритеты своего главного противника», — сказал он. Следовательно, в то время как большинство союзников США в Европе рассматривают Россию как свою главную угрозу, это не относится к американским партнерам в Азии, которые в первую очередь боятся Китая, или союзникам США на Ближнем Востоке, которые рассматривают Иран и угрозы, исходящие от воинствующих группировок, как гораздо более значительные проблемы, чем Россия. «Таким образом, для США ожидать, что их ближневосточные союзники будут рассматривать Россию в качестве такого же противника, как и Вашингтон, нереалистично», — сказал Кац. — Действительно, многие союзники США на Ближнем Востоке, включая Израиль, рассматривают Россию как партнера. Выбор для Вашингтона, таким образом, заключается в том, осознает ли он, что его настойчивое требование соблюдения санкций союзниками повсюду контрпродуктивно, или же он настаивает на том, чтобы они соблюдали его и рисковали ухудшением отношений с альянсом?».

52.28MB | MySQL:103 | 0,772sec