Ситуация в Марокко: апрель 2021 г.

31 марта правительство Испании объявило, что поможет репатриировать около 3 тысяч испанских туристов, оказавшихся блокированными в Марокко после того, как эта страна днем ранее приостановила все полеты в Испанию, Францию и обратно из-за пандемии. Глава МИД Испании Аранча Гонсалес Лайя призвала своих соотечественников в этой связи воздержаться от туристических поездок в другие страны.

В условиях борьбы  с коронавирусом для марокканцев в этом году остаются под запретом перемещения между регионами. В то же время внешние границы Марокко оставались открытыми.

6 апреля стало известно, что Испания и Франция зафрахтовали самолеты и специальные паромы для того, чтобы эвакуировать тысячи туристов, оказавшиеся блокированными в Марокко. Таких набралось порядка 7 тысяч.

7 апреля было объявлено, что Марокко ужесточит условия комендантского часа на период рамадана, который в этом году начинался в середине месяца. В частности, на всей территории страны были запрещены ночные перемещения с 20 часов вечера до 6 часов утра при сохранении всех превентивных мер, объявленных ранее. Также были запрещены праздники и массовые собрания, что на деле приостановило исполнение коллективных вечерних молитв.

По состоянию на 7 апреля в Марокко было официально зафиксировано свыше 499 тысяч инфицированных, из них 8865 человек умерли. Были вакцинированы около 4 млн человек.

8 апреля Марокко вновь продлило на месяц режим чрезвычайного санитарного положения, действовавшего к тому времени уже год.

2 апреля французская неправительственная организация «Репортеры без границ» (РБГ) потребовала от марокканских властей освободить журналиста сахарского происхождения Мухаммеда Ламина Хадди, находящегося в заключении в Марокко уже 10 лет. По оценке РБГ, ему угрожает смерть из-за объявленной им голодовки, которая к тому времени якобы продолжалась уже 78 дней. Неделей ранее ему насильно ввели специальный зонд для доставки пищи.

Хадди был арестован 20 ноября 2010 г. после того, как он освещал разгром лагеря сепаратистов Гдим Изык близ Эль-Аюна, в котором собрались примерно 15 тысяч сахарцев. В 2013 г. его приговорили к 25 годам тюрьмы за участие в убийстве полицейского. Он сотрудничал с телеканалом непризнанной многими странами Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР). Согласно Рабату, при разгоне лагеря Гдим Изык были убиты 11 стражей порядка.

Официальный марокканский Национальный совет по правам человека утверждал 3 марта, что узник «не совершал никакой голодовки», и что состояние его здоровья было «нормальным».

4 апреля глава МИД Алжира Сабри Букадум призвал к «прямым и серьезным переговорам» по Западной Сахаре между Фронтом ПОЛИСАРИО и Марокко с целью урегулирования 45-летнего конфликта.

Перед уходом Дональда Трампа из Белого дома США признали суверенитет Марокко над всей территорией сахарских провинций. Поэтому сахарцы теперь связывают свои надежды с Джо Байденом, рассчитывая, что он пересмотрит это решение.

5 апреля в Алжире было объявлено, что САДР намерена запросить «одно место» в ООН. Как заявил на пресс-конференции глава МИД непризнанного образования Мухаммед Салем ульд Салек, «САДР как один из основателей Африканского союза, требует место, которое ее достойно, в рядах ООН». К тому дню САДР не располагала каким-либо статусом в ООН. Глава МИД САДР тогда же вновь потребовал от Франции «прекратить ее слепую поддержку» Марокко.

5 апреля глава МИД Марокко Насер Бурита отверг возможность каких-либо прямых переговоров с сепаратистами из Фронта ПОЛИСАРИО по Западной Сахаре. Выступая на церемонии открытия в Дахле (один из городов в сахарских провинциях) генерального консульства Сенегала, он сказал: «Алжир является реальных участником конфликта, и он должен ответственно подойти к тому, чтобы найти решение».

7 апреля Министерство обороны САДР объявило о гибели на неподконтрольной Марокко части сахарских провинций в районе Тифарити главы жандармерии Фронта ПОЛИСАРИО Адды аль-Бендира.

Про Адду аль-Бендира известно, что он родился в 1956 г.в районе Тиресса. Присоединился к Фронту ПОЛИСАРИО в 1978 г.

Сразу же пошли слухи, что Аль-Бендир погиб в результате удара марокканского беспилотника в момент, когда он находился в так называемой тампонной зоне. В том же месте присутствовал глава сепаратистов Брахим Гали. Но он не пострадал. Как позднее утверждалось в коммюнике Министерства обороны САДР, удар беспилотника был выполнен сразу после атаки сепаратистов на «стену» в районе Бир Лахлу.

Таким образом, Марокко впервые применило ударный беспилотник в зоне сахарского конфликта. Королевство никогда не сообщало, что приобрело такой вид оружия. По некоторым данным, речь идет об ударных беспилотниках китайского производства Wing-Loong, которые ОАЭ уступили Марокко. Возможен был также израильский «след». По неподтвержденным данным, Марокко получило в декабре 2020г. от двух до трех беспилотников типа «Гермес-450» или «Гермес-900», которые в принципе разведывательные, но способны также нести оружие. Согласно еще одной версии, использовался только разведывательный беспилотник, а удар наносил марокканский истребитель F-16.

Ранее сообщалось, то после почти 30-летнего действия режима прекращения огня боевые действия в виде перестрелок между Марокко и Фронтом ПОЛИСАРИО возобновились в середине прошлого года. Сепаратисты практически ежедневно утверждают об атаках, «нацеленных на позиции марокканских оккупационных сил вдоль Песчаной стены», но эти данные невозможно проверить от независимых источников.

15 апреля стало известно, что генсек ООН Антониу Гутерриш потерпел очередную неудачу в попытке найти кандидата на пост его эмиссара по западносахарскому конфликту. Этот пост анормально был вакантен последние два года. Гутерриш предложил кандидатуру своего соотечественника, бывшего министра иностранных дел Португалии Луиша Амадо, но она была отклонена Фронтом ПОЛИСАРИО.

21 апреля США не смогли провести через Совбез ООН проект совместной резолюции, призывавшей «избежать эскалации» в западносахарском конфликте. Против него выступили Индия, Китай, а также африканские страны, посчитавшие, что этот документ может быть «неправильно интерпретирован и стать контрпродуктивным». Очень краткий, всего из трех пунктов, документ требовал от сторон конфликта «конструктивного» взаимодействия с Миссией ООН в Западной Сахаре (Minurso) и скорейшего проведения процедур по назначению нового эмиссара ООН в Западной Сахаре «с тем, чтобы как можно скорее возобновить заблокированный политический процесс».

22 апреля было объявлено, что глава Фронта ПОЛИСАРИО Брахим Гали к тому дню уже несколько дней находился на лечении после того, как заразился коронавирусом. В коммюнике канцелярии президента САДР не уточнялось, где тот проходит лечение. Это коммюнике стало ответом на публикацию в парижском еженедельнике «Жен Африк», согласно которому страдающий от онкологии 73-летний Б.Гали был госпитализирован в Испании. Туда его доставили в сопровождении бригады алжирских врачей на борту медицинского самолета, зафрахтованного канцелярией президента Алжира. В Испании тут же заявили, то сделали это сугубо из гуманитарных соображений.

23 апреля глава МИД Испании Аранча Гонсалес Лайа выступила с утверждением, что прием Гали не скажется на отношения ее страны с Марокко, которые она поторопилась назвать «отличными». В этих «отличных» отношениях начался острейший кризис.

Уже 24 апреля в МИД Марокко был вызван посол Испании в Рабате. Там ему было выражено «непонимание» приемом Гали.

26 апреля представитель руководства Фронта ПОЛИСАРИО сообщил, что состояние здоровья Гали пошло на поправку.

По итогам апреля нетрудно было предсказать, что кризис, возникший в мароккано-алжирских отношениях, будет только обостряться.

62.86MB | MySQL:102 | 0,505sec