Ливийский политолог о внутриполитической ситуации в стране на фоне подготовки ко второй Берлинской конференции

В недавних материалах, посвященных ситуации в Ливии, мы не раз обращались к позиции внешних игроков, тех стран, которые, кто союзничает, кто противостоит друг другу в этой стране. Все они, так или иначе, формально поддерживают линию, озвученную в рамках Форума ливийского политического диалога. Было бы странно выступить против нее, поддерживаемой ООН и большинством международного сообщества. Тем не менее, на деле, особенно в самой Ливии, где вроде бы, все тоже признают важность проведения декабрьских выборов, отношение к складывающейся ситуации отнюдь не однозначное, а сама она не так безоблачна, как кажется на первый взгляд. Разобраться с этим вопросом в материале, опубликованном на канале New Libya.net пытается ливийский политолог Рашид Ханана.

Технические условия для проведения выборов почти завершены, но главное препятствие остается политическим, и отсюда становится необходимым завершение военного пути, чтобы обеспечить стабильность ситуации и отрезать путь к войне. Несмотря на относительный прогресс, достигнутый в обсуждении досье о выборах в рамках Форума, сохраняются опасения относительно рецидива ситуации в области безопасности из-за сложности достижения консенсуса по основным спорным вопросам. Есть те, кто опасается, что, если сбои продолжатся, военная ситуация может взорваться, особенно в свете провокаций, осуществленных командующим ЛНА Халифой Хафтаром, включая так называемый «военный парад» в годовщину начала его операции «Достоинство», в 2014 году. Эти опасности еще больше усугублялись наличием большого количества сил, стоящих друг против друга, разделенных всего лишь примерно расстоянием в 50 километров, что было подтверждено признанием ООН того факта, что количество иностранных боевиков в центре страны увеличилось, а никак не уменьшилось. Это побудило Международный уголовный суд пригрозить им судебным преследованием, чтобы заставить их покинуть страну. Это один из индикаторов того, что давление в этом вопросе будет большим и что оно достигнет своего апогея, возможно, в ходе обсуждений на второй Берлинской конференции по Ливии, намеченной на 23 июня. По данным ООН, в настоящее время в Ливии находится до 20 000 наемников и иностранных боевиков, и они распределены между несколькими группами разных национальностей, включая русских, чадцев, суданцев, сирийцев и других.

Можно сказать, что текущие разногласия между самими ливийцами, в основном, касаются проведения референдума по конституции или принятия Конституционной декларации (2011 г.) в отсутствие согласия по референдуму. Что касается второго большого вопроса, он вращается вокруг главной темы: избирается ли президент напрямую народом, и, соответственно, он обязательно будет президентом с полными полномочиями, или он президент, избираемый парламентом с ограниченными полномочиями и, соответственно, с ограничениями. политическим балансом в парламенте, поскольку ему может быть предъявлен импичмент после формирования парламентского большинства, лишающего его доверия? Это противоречие приобрело политический характер, потому что ливийцы разделены на политические силы, тех, которые хотят, чтобы президент находился под контролем парламента, и другие, которые стремятся передать власть в его руки, как, например, статус президента в США или во Франции. Арабский опыт переходного периода знает такие противоречия, но факты из опыта Туниса, например, показали катастрофический провал парламентской системы за последние десять лет и, таким образом, подчеркнули необходимость существования именно сильного президентского института.

Несогласие по срокам референдума

Этот спор лежит в основе обсуждения конституционной ссылки на выборы, в которой ливийцы разошлись по поводу их срочности, поскольку есть те, кто призывает отложить референдум до выборов, запланированных на 24 декабря и принятия Конституционной декларации после внесения поправок в некоторые ее статьи. С другой стороны, есть те, кто настаивал на проведении референдума по новой конституции до выборов, в отсутствие согласия по поправке к Конституционной декларации. В период с 21 декабря 2020 года по март этого года, Юридический комитет провел 15 виртуальных встреч в дополнение к двусторонним встречам, чтобы обсудить конституционные основы выборов.

Отсутствие лидерства

Некоторые аналитики объясняют отказ от прямой президентской системы со стороны течений политического ислама тем, что среди исламистов, на сегодня, нет популярных лидеров, которые позволили бы им победить на свободных и прозрачных президентских выборах. И, в более широком смысле, политический ислам, «Братство», прежде всего, будет иметь меньше возможностей влиять на ситуацию при президентской системе, чем при парламентской, которая также имеет свои недостатки в виде нестабильности правительств, как, например, в Италии. Помимо этих двух вопросов, связанных с позицией в отношении президентской системы и конституционной ссылкой на предстоящие выборы, на двух сессиях Форума ливийского политического диалога, недавно проходившего под наблюдением Специального посланника Организации Объединенных Наций в Ливии,  выявились и другие разногласия, в первую очередь право лиц с двойным гражданством баллотироваться на выборах. Президентские и парламентские выборы и определение заработной платы президента республики – все эти споры, которые были переданы на рассмотрение Форума для дальнейшего обсуждения.

Спорные вопросы, касающиеся будущего президента

На заседании Юридического комитета по итогам Форума, состоявшегося в Тунисе в апреле, было решено внести поправки в Конституционную декларацию, а также были решены другие спорные вопросы, в том числе вопрос о зарплате президента. Она не должна превышать двадцати минимальных размеров заработной платы в стране. Юридический комитет отвечает за создание конституционной основы для парламентских и президентских выборов, и в итоге он сформулировал ряд предложений в этом отношении, которые были включены в единое предложение. Докладчик Юридического комитета Салва аль-Дегаиди заявил, что комитет провел 15 виртуальных встреч, помимо двусторонних встреч между его членами, в контексте обсуждения конституционной основы выборов, и, в итоге, решил объединить семь предложений в единое предложение. Миссия ООН заявила, что в ходе обсуждений члены Форума представили девять поправок, включая замечания, сделанные ими в отношении предложения о конституционном правиле. Миссия пояснила, что эти замечания касаются некоторых подробностей принесения присяги, председательства в Палате представителей, членства в ней (вопросы, связанные с двойным гражданством и цензом оседлости), завершения «конституционного пути», полномочий главы государства и условий выдвижения его кандидатуры, избирательных прав сотрудников сил безопасности и армии, синхронизации между выборами в законодательные органы и президентскими выборами.

Вопрос об условиях выдвижения кандидатуры на пост президента стал особенно чувствительным, поскольку одни члены Форума настаивали на отклонении кандидатуры лиц с двойным гражданством и лиц, состоящих в браке с не ливийцами, будь то на президентских выборах или  выборах в парламент, в то время как другие считали, что такой отказ — это лишение части ливийцев возможности осуществлять некоторые из своих прав, поскольку он увековечивает дискриминацию между гражданами, по мнению сторонников этой позиции, в том числе члена Форума, Мухаммеда аль-Гади. Однако момент, который сформировал общий знаменатель среди большинства участников Форума, заключался в необходимости закрепить в конституционном правиле о выборах право президента распускать Палату представителей после того, как следующие выборы состоятся примерно через шесть месяцев. При условии, что парламент также имеет право лишить президента доверия, если для этого имеется кворум. Эти позиции оставят дверь открытой для нестабильности правительства.

Тени международных конфликтов

Многие члены Форума выразили готовность завершить конституционную подготовку к выборам к началу июля и придерживаться «дорожной карты», принятой на первой Берлинской конференции по Ливии, в то время как другие не в восторге от этих обещаний. Мы видим в этом напряженность между двумя ливийскими группами от проекции международных позиций в отношении ливийского конфликта, поскольку внешние акторы разделились на группу, в которую входят США и другие европейские страны, особенно Германия и Италия, и они стремятся провести референдум по конституции в рамках подготовки к выборам, на которых они настаивают. Назначение 10 мая американского посла в Ливии Ричарда Норланда специальным представителем Соединенных Штатов в Ливии показало важность, которую в Вашингтоне придают полному прекращению гражданской войны в Ливии. Более вероятно, что они обратились в Международный уголовный суд для преследования полевых командиров, которые препятствуют осуществлению «дорожной карты», и для принудительного вывода наемников, независимо от их национальности. Ожидается, что эти усилия будут активизированы в рамках подготовки к второй Берлинской конференции. Более того, отмечено, что специальный представитель США в Судане и Южном Судане Дональд Бут недавно призвал лидеров суданских вооруженных оппозиционных движений вывести своих бойцов из Ливии, поскольку они стали частью нынешнего правительства. Что касается второй группы стран, представленной Турцией, Россией и, в меньшей степени, Египтом, то ее позиция подрывает политический процесс и откладывает выборы на неопределенный срок, что позволяет Анкаре и Москве сохранить свои силы в Ливии. Вариант первой группы согласуется с позицией тех, кто призывает соблюдать крайний срок для установления конституционных и избирательных рамок, который установлен на 1 июля, и именно к этому призвал Совет Безопасности в своей Резолюции № 2570, чтобы позволить Высшей национальной избирательной комиссии продолжить подготовку к реализации запланированных выборов. Это решение вместе с ускоряющимся американским движением в ливийском досье считается свидетельством того, насколько международное давление подталкивает к урегулированию ливийского конфликта и окончательному прекращению гражданской войны. Вашингтон подтвердил эту позицию в телефонном разговоре, который госсекретарь США Энтони Блинкен имел в прошлый понедельник со своим тунисским коллегой Османом аль-Джаранди, который сосредоточил внимание на событиях в Ливии. Блинкен считает, что благополучное завершение конфликта окажет положительное влияние на Ливию и весь Средиземноморский регион.

Благодаря обширным контактам между послом Норландом и председателем Совета директоров Высшей национальной избирательной комиссии Имадом аль-Сайехом выясняется, что Вашингтон стремится провести выборы вовремя. аль-Сайех указал на раскол в международной позиции относительно выборов, подчеркнув, что США и Европейский союз поддерживают их своевременное проведение, в то время как «другие страны (он не назвал их – авт.) работают над тем, чтобы помешать этому процессу». Более того, аль-Сайех подчеркнул, что эти страны «публично выражают свою поддержку проведению выборов, но, на деле, работают противоположным образом со своими союзниками внутри Ливии, чтобы каким-либо образом воспрепятствовать этому процессу».

Исходя из этого, можно сказать, что технические условия для проведения выборов почти завершены, так как Высшая национальная избирательная комиссия завершит 90% подготовки к середине следующего месяца, согласно заявлению ее председателя. Однако, главное препятствие остается политическим, из-за расхождения интересов в Ливии между конфликтующими региональными и международными державами. Следовательно, завершение военного трека становится более чем необходимым, чтобы обеспечить стабильность ситуации и не допустить возврата к войне. Также возникла необходимость объединить остальные исполнительные институты и завершить путь национального примирения, о котором недавно говорили, но подготовка его условий, на самом деле, еще не началась, — резюмирует Р.Ханана.

Мы согласимся с его оценками и на этот раз, отметив, что у Москвы в свете сказанного, волею обстоятельств, появляется шанс сыграть в ливийском урегулировании решающую роль. Для этого надо начать широкий диалог с Триполи и объявить о выводе своего воинского контингента из Ливии. Хоть, в связи с «победой над терроризмом» и «в интересах мира и стабильности», «разрядки международной напряженности», «доброй воли», да мало ли чего, специалистов по «новоречи» и «иноязу» сейчас с избытком.  Подобный шаг, решись на него Россия, стал бы залогом окончания ливийской драмы, длящейся десять лет. Не Россия начала этот конфликт, но у нее есть шанс его закончить. Как на этом заработать и какие дивиденды получить, это уже другая история.

52.25MB | MySQL:103 | 0,633sec