14 июня в ходе саммита НАТО в Брюсселе состоялись полуторачасовые переговоры между президентами Турции и США – Реджепом Тайипом Эрдоганом и Джо Байденом. Это была первая личная встреча турецкого лидера с Байденом за полгода пребывания последнего у власти в США. Встреча была призвана устранить значительные противоречия, накопившиеся в турецко-американских отношениях, которые придают им достаточно напряженный характер. Американцев беспокоит излишне самостоятельная политика Турции на Ближнем Востоке и в Северной Африке, в частности, турецкие военно-политические игры в Восточном Средиземноморье, которые привели к противостоянию Турции с одной стороны, Греции и Франции с другой и поставили НАТО на грань раскола. Одновременно в Вашингтоне недовольны хорошими отношениями между Турцией и Российской Федерацией и, особенно, военно-техническим сотрудничеством, выразившимся в покупке Турецкой Республикой российских систем ПВО С-400. В свою очередь у Анкары к Вашингтону накопился свой блок претензий. Это, во-первых, американская поддержка «Сил демократической Сирии»(СДС), которые турки считают террористической организацией и филиалом Рабочей партии Курдистана (РПК). Во-вторых, двусмысленная позиция США во время попытки переворота в Турции в июле 2016 года и отказ в выдаче оппозиционного проповедника Фетхуллаха Гюлена, который, по мнению Анкары, был вдохновителем путча. Несмотря на недоверие к США, усилившееся за последние годы, турецкое руководство стремится в настоящее время нормализовать и улучшить отношения с американцами. Это связано с провалами в экономике и внутренней политике, ухудшившими рейтинг правящей Партии справедливости и развития (ПСР) в последние годы, что ставит под сомнение ее победу на выборах 2023 года. Экономический кризис, усугубляющийся с 2018 года, ухудшение социальных условий, связанное с пандемией коронавируса, коррупционные скандалы, связанные с правящей партией побуждают правительство маневрировать на внешнеполитическом направлении. В Анкаре считают, что нормализация отношений с США поможет в привлечении западных кредитов и инвестиций для оздоровления деградировавшей экономики.
Ключевым вопросом на встрече двух лидеров стала проблема приобретения Турцией российских систем С-400. Напомним, что данное решение турецкого правительства вызвало крайне негативную реакцию со стороны США. Конгресс США, используя законодательный акт CAATSA (Countering America Adversaries through sanctions Act; «О противостоянии противникам Америки посредством санкций»), пригрозил Турции санкциями, если она, будучи членом НАТО, купит вооружения у стратегического противника США. Одновременно Турция была выведена из руководимого американцами консорциума по созданию истребителя 5-го поколения F-35. Турецкое руководство продолжает настаивать на том, что сделка по приобретению С-400 была совершена тогда, когда США отказались предоставить союзнику по НАТО противоракетную систему Patriot. Впрочем, американцы в 2013 году готовы были предоставить Patriot Вооруженным силам Турции, но без раскрытия технологии (предоставления «ключей»). Американцы возражают на это, что система С-400 также была продана Россией турецкой армии в экспортном варианте.
Сам президент Эрдоган уважительно отозвался о Байдене и сдержанно о переговорах с ним. Он отметил, что Турция остается лояльным членом НАТО и поблагодарил президента США за то, что последний в ходе переговоров не поднимал тему геноцида армян в Османской Империи, с официальным осуждением которого он выступил 24 апреля с.г. Однако, по мнению большинства экспертов после встречи двух президентов «лед так и не тронулся». Высокопоставленный американский дипломат, беседовавший на условиях анонимности с корреспондентом портала Al-Monitor, констатировал: «В отношениях двух лидеров не было никакой химии, лед так и не тронулся». По его мнению, новый американский президент настроен бороться с авторитарными режимами, даже если они находятся внутри блока НАТО. К таковым ряд американских демократов причисляет Турцию Реджепа Тайипа Эрдогана и Венгрию Виктора Орбана. Польшу же под руководством Анджея Дуды упрекают в том, что она «дрейфует в сторону автократии».
Президент Эрдоган постарался представить встречу с Байденом как успех, сообщив о том, что пригласил своего американского коллегу посетить Турцию. Впрочем, он ничего не сказал об ответном приглашении Байдена, отметив лишь, что приедет в США в сентябре для участия в сессии Генеральной Ассамблеи ООН и открытии Турецкого культурного центра. Упомянутый американский дипломат отметил: «У Эрдогана уже нет свободного пропуска. Только британцы внутри НАТО продолжают поддерживать его во всех вопросах, даже несмотря на сделку по С-400, которую они должны были осуждать, учитывая враждебность Лондона к русским». Николас Данфорт из греческого Фонда по европейской и внешней политике констатирует: «В этой встрече было больше шумихи чем сущности. Анкара получила фотографию Эрдогана с Байденом и пытается представить это хорошей динамикой».
Между тем, как уже говорилось выше, турецкому правительству необходимо уладить хотя бы часть противоречий с США для укрепления экономики и курса лиры. Что в таких условиях может предложить Турция своим американским партнерам? Во-первых, предоставление малым членам НАТО своих беспилотников, что несет потенциальную угрозу России. По мнению турецкого военного эксперта, полковника Метина Гуркана, Анкара может предложить США создать вокруг Российской Федерации «дроновый полумесяц», который сможет снизить российские военно-стратегические возможности. Недавно Польша стала первым государством-членом НАТО, которое заключило сделку на приобретение 24 турецких беспилотников «Байрактар» (ТВ 2). Ранее эти БПЛА доказали свою эффективность в конфликтах на северо-западе Сирии (март 2020 года), Ливии (май-июнь 2020 года) и Нагорном Карабахе (октябрь-ноябрь 2020 года). Им удалось не только ускользнуть от российских систем ПВО, но и уничтожит часть установок системы «Панцирь» в Ливии (они были предоставлены Ливийской национальной армии Х.Хафтара со стороны ОАЭ). До Польши БПЛА «Байрактар» приобрели Азербайджан, Катар, Пакистан и Украина. Общий объем сделки составляет 270 млн долларов. В условия контракта входит обучение польских специалистов, ремонт беспилотников и налаживание системы команды-контроля. По информации Метина Гуркана, в настоящее время ведутся переговоры о продаже беспилотников «Байрактар» с Албанией, Венгрией, Латвией, Казахстаном и Узбекистаном.
Еще одной платформой, на которой турецкое правительство собирается сотрудничать с американцами, является поддержание мира в Афганистане после вывода оттуда войск Соединенных Штатов. Турецкое руководство предлагает после американского контингента направить в эту страну «мусульманские миротворческие силы» для борьбы с терроризмом и препятствования движению «Талибан» единолично захватить власть. В качестве одной из приоритетных функций этих сил рассматривается охрана аэропорта в Кабуле. Эта турецкая инициатива, кстати, вызвала резко отрицательную реакцию со стороны движения «Талибан», но турецкое правительство стремится, используя свои контакты в Катаре и Пакистане, убедить талибов достичь компромисс.