Потенциальная роль Афганистана в экономической интеграции Центральной и Южной Азии

За последние сорок лет конфликтов потенциал Афганистана как участника регионального развития остался нереализованным. В случае, если бы в стране процветала стабильность, как это предполагает нынешний мирный процесс, Афганистан мог бы стать «сердцем» региона, соединив Южную и Центральную Азию. В настоящий момент пять центральноазиатских государств (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан) своего рода территориально изолированы от остального мира: на юге разоренным войной Афганистаном, на востоке практически непроходимыми горами, а на западе – Ираном, что затрудняет их взаимодействие с Южной Азией. И хотя соединение двух регионов через Афганистан было бы длительным процессом, требующим расширения и улучшения инфраструктуры по всей территории страны, такое достижение открыло бы возможности для многих игроков: создание инфраструктуры для интеграции регионов будет стимулировать хрупкую экономику Афганистана, а также послужит экономическим интересам Центральной Азии и откроет доступ к новым рынкам. Такая инфраструктура увеличит торговлю между обоими регионами, а дополнительный поток будет стимулировать развитие инноваций, создание рабочих мест и экономический рост. Учитывая эти потенциальные выгоды, страны Южной и Центральной Азии имеют сильный стимул к партнерству, а также поддержке стабильного, мирного и демократического Афганистана. В данный момент с целью соединения двух регионов уже реализуется несколько проектов. Планируется, что с помощью Проекта по передаче электроэнергии из Центральной Азии в Южную Азию излишки гидроэнергии будут передаваться из Центральной Азии на территорию стран Южной Азии, в то время как Проект объединения энергосистем Туркменистан-Афганистан-Пакистан поможет поддерживать торговлю электроэнергией между странами-участницами. Торговле энергетическими ресурсами также будет способствовать газопровод Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ). Более комплексный проект, Программа Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества, объединил одиннадцать стран Центральной, Южной и Восточной Азии для содействия всестороннему развитию. Стоит отметить, что для открытия новых маршрутов, коридоров и максимизации региональной связанности будет иметь важное значение новая автодорожная и железнодорожная инфраструктура. Все пять стран Центральной Азии не имеют выхода к морю и в географическом плане преимущественно окружены Россией и Китаем. Экономически Центральная Азия тоже находится в зависимости от более крупных соседей: Россия и Китай, как правило, доминируют в импорте и экспорте региона. Создание сухопутных коридоров через Афганистан предоставило бы странам Центральной Азии доступ к Ирану в одном направлении и к Пакистану, Индии и большому Индо-Тихоокеанскому региону в другом. Подобные меры также предоставят альтернативы неэффективным и дорогостоящим маршрутам через Китай для доступа к мировому рынку, диверсификации экономики, преодоления как своей изоляции, так и зависимости от России и Китая. Связь между регионами поможет оживить экономику Афганистана, в первую очередь за счет подключения страны к крупнейшему рынку в регионе – Индии. Усовершенствованная инфраструктура предоставит странам возможность торговать множеством товаров, используя наземные маршруты, которые более рентабельны, чем существующие воздушные маршруты. Экономические связи, которые углубятся с приходом новой инфраструктуры, также будут стимулировать страны Южной и Центральной Азии к взаимодействию с Афганистаном как в государственном, так и в частном секторах. Участие частного сектора могло бы увеличить инвестиции в Афганистан, в то время как участие государственного сектора могло бы побудить правительства включить Афганистан в региональные программы и многосторонние инициативы, такие как платформа C5 + 1, объединяющая пять государств Центральной Азии и США для обсуждения и совместной работы над общими проблемами. Разумеется, еще одним бенефициаром в интеграции Афганистана в проект станет Пакистан: прямой наземный маршрут в Центральную Азию предоставит более эффективную и удобную альтернативу его нынешним маршрутам через Иран или Китай. Благодаря проходящим через Афганистан торговым маршрутам Пакистан сможет получить доступ к новым рынкам сбыта и укрепить связи с соседними мусульманскими странами. Эти две возможности имеют ключевое значение для планов государства до 2025 года, в которые входит модернизация транспортной инфраструктуры и расширение региональных связей, наряду с целью Исламабада переориентировать внешнюю политику на геоэкономический сектор. Например, Пакистан мог бы использовать сельскохозяйственный сектор для оказания краткосрочной продовольственной поддержки Туркменистану, где пандемия COVID-19 усугубила существующий продовольственный кризис. Такие меры способны заложить основу для долгосрочного партнерства между двумя странами.

Таким образом, Афганистан может использовать собственное стратегическое геополитическое положение не только для того, чтобы начать восстановление  внутренней экономики, но и для того, чтобы помочь региону достичь большего процветания. Это только подчеркивает необходимость того, чтобы страны региона уделяли приоритетное внимание консенсусу в вопросе мирного урегулирования конфликта в Афганистане, так как это является необходимым условием для реализации его неиспользованного экономического потенциала.

55.74MB | MySQL:105 | 0,475sec