Американо-турецкие отношения после переговоров президентов двух стран

Как полагают американские эксперты, первая встреча президента США Джо Байдена с турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом свидетельствует о том, что двусторонние отношения в ближайшей перспективе останутся напряженными, но прагматически стабильными. Но все еще много нерешенных споров между Вашингтоном и Анкарой в сочетании с противоречивыми шагами Эрдогана и его союзников по централизации власти оставят открытым потенциал для будущей напряженности, которая может перерасти в новые санкции США. 14 июня Байден встретился с Эрдоганом впервые с тех пор, как был приведен к присяге в качестве президента в январе. Эта встреча, состоявшаяся на полях саммита НАТО в Брюсселе, была охарактеризована прежде всего в Анкаре как позитивная и включала соглашение, в котором Турция обязалась взять на себя ответственность за обеспечение безопасности Кабульского аэропорта в Афганистане после ухода Соединенных Штатов из этой страны. Сейчас в Анкаре находится делегация Пентагона, которая должна согласовать технические детали этого соглашения. Но, несмотря на это, ни один из других основных спорных моментов между Вашингтоном и Анкарой не был разрешен. На данный момент прагматизм кажется наиболее вероятным курсом, но при этом остается значительное количество разногласий, поскольку правящая Партия справедливости и развития Эрдогана (ПСР) пытается укрепить свой контроль над Турцией в преддверии национальных выборов, намеченных на июнь 2023 года. Эти внутренние и стратегические ограничения Турции будут препятствовать разрешению текущих разногласий, несмотря на нынешний прагматический характер американо-турецких отношений. Эти вопросы включают в себя:

— Экстрадиция находящегося в США турецкого проповедника Фетхуллаха Гюлена, которого Анкара считает организатором  попытки государственного переворота в 2016 году и с тех пор было арестовано десятки тысяч людей, подозреваемых в связях с Гюленом и его предполагаемой террористической организацией ФЕТО. Но Соединенные Штаты, где живет Гюлен и где многие из его последователей нашли убежища, поддержали заявления проповедника о том, что он не был причастен к перевороту и что сеть благотворительных организаций и компаний, которые он курирует, является мирной.

Перспективы разрешения: Соединенные Штаты вряд ли экстрадируют Гюлена, поскольку Белый дом по-прежнему не убежден в том, что проповедник был вдохновителем попытки государственного переворота 2016 года. Турция также вряд ли перестанет репрессировать сторонников Гюлена внутри страны и за рубежом, поскольку это уже во многом личные отношения Эрдогана и Гюлена. Если угодны сравнения, то это отношения Сталина и Троцкого.

— Покупка Турцией российского ракетного комплекса С-400.  Турция купила С-400 в 2017 году, что встревожило Вашингтон, подогревая опасения в отношении как зарождающихся российско-турецких оборонных связей, так и за потенциал использования системы в качестве источника разведданных по американским самолетам-невидимкам для Москвы. Соединенные Штаты исключили Турцию из программы F-35 и ввели санкции в соответствии с Законом о противодействии противникам Америки посредством санкций (CAATSA) в ответ на эту покупку.

Перспективы решения: Турция выдвинула идею совместного наблюдения за ракетной системой С-400 или даже отложить ее постановку на боевое дежурство в обмен на смягчение санкций. Но отмена санкций CAATSA потребует надзора со стороны Конгресса США, где многие законодатели призывают к жестким действиям против покупки Турцией С-400. Есть шанс, что Анкара также может пойти на компромисс, например, ограничив частоту использования С-400. Но вероятность того, что Анкара полностью откажется от этой системы без существенных уступок США по-прежнему крайне маловероятна, так как турки рассматривают покупку С-400 как вопрос национальной независимости. Турция не будет предпринимать новых шагов для разрешения споров вокруг американских истребителей F-35 и российских ракетных комплексов С-400 с Соединенными Штатами, заявил во время саммита президент Турции Р.Т.Эрдоган своему американскому коллеге Джо Байдену.  Ранее в этом месяце заместитель госсекретаря США Венди Шерман повторила американское предложение переместить ракетные комплексы С-400 на совместное турецко-американское хранение на авиабазе Инджирлик, недалеко от Аданы, недалеко от южной границы с Сирией, сообщили  несколько чиновников в Пентагоне, знакомых с этим вопросом. Однако Турция наотрез отвергла это предложение, как и предыдущая администрация США. Турецкие официальные лица считают, что Вашингтон пытается навязать свой контроль над С-400, чтобы убедиться, что она никогда не будет активирована. «Это неприемлемо. Речь идет о турецком суверенитете. Мы могли бы убрать российский элемент из этого спора, но мы не можем передать контроль», — сказал  один высокопоставленный чиновник турецкого МИДа на условиях анонимности. Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу в начале этого месяца заявил, что Анкара может отправить российских техников домой и запустить систему самостоятельно.

—  Поддержка США курдских боевиков в Сирии.  Соединенные Штаты сильно полагаются на сотрудничество с «Силами демократической Сирии» (СДС/ SDF) в своих операциях против «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) в Сирии. Однако основным компонентом SDF являются «Силы народной самообороны» (СНС/YPG), которые связаны с Рабочей партией Курдистана, которая осуществляет нападения на территории Турции. По этой причине Турция хочет, чтобы Соединенные Штаты разорвали все связи с YPG. Перспективы разрешения: Администрация Байдена вряд ли разорвет связи с SDF на фоне растущих опасений возрождения ИГ на северо-востоке Сирии. С американской точки зрения, отказ от SDF также рискует выглядеть как повторная попытка экс-президента Д.Трампа быстро вывести войска из Сирии. От себя рискнем заметить, что угроза ИГ – вопрос вторичный. Наоборот именно поддерживаемое американцами насильственное курдское доминирование в области торговли нефтью и преимущественно «арабских» районах на севере страны дает самый мощный импульс ренессанса ИГ. Основная задача американцев в Сирии на среднесрочную перспективу – сдерживание влияние России и Ирана в регионе через курдов: иные силы, которые могут сделать это в Сирии, имеют печальный исламистский шлейф.

— Ситуация Турции в области прав человека. Администрация Байдена освежает дипломатическую приверженность Вашингтона правам человека, фокусируясь в этом контексте на ПСР, поскольку эта религиозно-националистическая партия часто рассматривает социальные вопросы иначе, чем Соединенные Штаты. В апреле, например, Байден стал первым президентом США, официально признавшим резню и депортацию армян 1915-1916 годов в Османской Империи геноцидом.

Перспективы решения: культурные и политические разногласия по поводу прав человека также, вероятно, неразрешимы, поскольку ПСР преследует свои идеологические цели внутри страны, а администрация Байдена пытается подтвердить интерес США к правам человека за рубежом, как это определено Западом.  В преддверии национальных выборов, намеченных на июнь 2023 года, ПСР также будет уделять все больше внимания политике, направленной на укрепление партии. Политические партии Турции в настоящее время обсуждают обновление конституции страны, и ПСР, скорее всего, выдвинет версию, которая трансформирует  политическую систему в стране  в пользу долгосрочного контроля партии над страной. ПСР вновь ведет дискуссии о реформе турецкой конституции. Последняя реформа, вступившая в силу в 2018 году, сменила парламентскую систему страны на президентскую и затруднила отстранение Эрдогана от власти при одновременном продлении срока его полномочий. В настоящее время Эрдоган находится под ограничением срока в два пятилетних срока в соответствии с действующей конституцией, и это условие ПСР также может попытаться изменить. Правящая в Турции ПСР находится в избирательном союзе с националистической партией Партей националистического движения (ПНД), которая часто выступает против уступок Соединенным Штатам и Европе. Без ПНД сама ПСР не имеет парламентского большинства и не сможет принять закон, не назначив новых выборов. Опора на национализм – главная предвыборная стратегия ПСР. Кроме того, ПСР, скорее всего, продолжит попытки подавления оппозиционных партий, таких как курдская Партия демократии народов (ПДН). В ответ Соединенные Штаты, вероятно, будут критиковать такую политику и, возможно, даже попытаются оказать давление на Турцию, чтобы остановить ее, либо введя санкции, либо угрожая этим, подрывая доверие Анкары к Вашингтону. Конституционный суд Турции также рассматривает петицию ПСР о запрете курдской партии ПДН, известной оппозиционной партии, устранение которой из политического спектра повысило бы долю голосов ПСР и облегчило бы будущую победу на национальных выборах.

Такие узурпации власти, вероятно, увеличат идеологический разрыв с Соединенными Штатами, отодвинув статус Турции от плюралистической демократии. Статус Турции как союзника НАТО делает ее авторитарный дрейф более спорным в Соединенных Штатах, где политики и активисты открыто задаются вопросом, согласуются ли ее меняющиеся политические ценности с общей миссией НАТО. Таким образом, администрация Байдена, скорее всего, публично осудит попытки Эрдогана и ПСР консолидировать власть, а также может даже попытаться оказать давление на Турцию, чтобы она полностью прекратила такие усилия с помощью фактических санкций или угрозы санкций. Однако такое возмездие лишь еще больше подорвет доверие Анкары к Вашингтону и, в свою очередь, любые надежды на разрешение различных споров в контексте более широких двусторонних отношений двух стран.

52.3MB | MySQL:103 | 0,497sec