О действиях алжирских властей по выводу страны из кризиса

Рекордно низкая явка избирателей на парламентских  выборах 12 июня поставила под угрозу планы организации «национального диалога и спасения» президента Абдельмаджида Теббуна.  В этой связи начальник штаба армии Алжира Саид Шенгриха поручил генералу Абдельазизу Меджахеду создать комитет экспертов для представления новых предложений на этом направлении. Эта целевая группа будет ответственна за разработку «дорожной карты» по выводу Алжира из политической и экономической трясины. В сентябре прошлого года Меджахед, который раньше консультировал Абдельмаджида Теббуна по вопросам безопасности и военным вопросам и который очень близок к Шенгрихе, был переведен из ближайшего окружения президента и возглавил Национальный институт глобальных стратегических исследований  INESG. INESG управляется канцелярией президента и объединяет исследователей и военных офицеров.

Целевая группа должна принять форму мини-аналитического центра, ответственного за разработку новых политических предложений. Эта идея, исходящая от мощного военного института, следует за всеобщими выборами 12 июня, которые, как ни странно, не принесли обновления в парламент. Рекордные 77% воздержавшихся позволили Фронту национального освобождения (ФНО) выйти на первое место. Усилия правительства по поощрению «независимых» кандидатов, особенно среди молодежи, чтобы придать власти новую легитимность перед лицом протестного движения «Хирак», которое привело к падению президента Абдельазиза Бутефлики в 2019 году, принесло только лимитированные положительные результаты. Менее четверти зарегистрированных алжирских избирателей  пришли на голосование, и ФНО получил в общей сложности 105 мест, что меньше 204 мест, необходимых для контроля над парламентом Алжира. В отличие от предыдущих выборов, это голосование ознаменовалось победой большого числа независимых кандидатов, получивших 78 мест. Умеренное исламистское Движение общества за мир (ДОМ) заняло третье место с 64 местами, а традиционный союзник ФНО, Национальное демократическое объединение (НДО), заняло 57 мест. Явка избирателей составила 23%, что делает ее самой низкой явкой в стране за всю историю голосования. Только 5,6 млн из 24 млн имеющих право голоса избирателей проголосовали в на выборах 12 июня, причем более миллиона голосов, поданных в тот день, оказались недействительными.  Это требует от властей адекватной реакции. После непростого для себя принятия решения о пересмотре конституции в ноябре, создание целевой группы — это новая уступка со стороны Теббуна, который поставил обновление Национальной народной ассамблеи (ННА) в центр своего плана по преодолению кризиса, и теперь эта идея очевидно провалилась. Теперь президенту будет трудно предложить заслуживающую доверия и законную исполнительную власть вместо премьер-министра Абдельазиза Джеррада, который 24 июня подал в отставку вместе со  своим правительством. Сейчас алжирские президент и военные пытаются возобновить идею о «национальном диалоге», тезис о котором Теббун впервые внятно озвучил еще в мае. Президент Алжира Абдельмаджид Теббун тогда призвал свое правительство начать «диалог» с социальными партнерами, чтобы успокоить растущий общественный гнев. Безработица, составляющая 15%, высокие цены и нехватка основных продуктов питания -все это усугубило беспорядки, вызванные глубоким экономическим кризисом из-за падения нефтяных доходов и политического тупика после народного демократического восстания движения «Хирак» два года назад. Во время заседания кабинета министров Теббун тогда  распорядился «вести диалог с различными социальными партнерами для улучшения социально-профессионального положения работников сферы образования и здравоохранения».  Целевая группа должна подготовить соответствующую платформу. Но прежде всего, в экономике. Среди ее возможных ведущих экспертов некоторые источники называют 75-летнего Ахмеда Бенбитура, экономиста, занимавший пост министра финансов при Ламине Зеруале, а затем премьер-министра при Бутефлике. С тех пор как Теббун пришел к власти, эти двое встречались трижды. Имя Бенбитура даже выдвигалось на пост премьер-министра. Но в любом случае, это только лишь попытка косметического ремонта всей политической архитектуры без серьезно перестройки ее институтов. А это гарантирует продолжение протестной активности «Хирака». Отсюда попытка за счет экономических прорывов  и минимизации уровня безработицы успокоить население и оторвать основную массу от участия в протестах. Из этого вытекает приоритетное внимание  власти к глобальным инфраструктурным проектам. К ним относится прежде всего строительство дорог.  Президент Абдельмаджид Теббун поручил своему новому министру общественных работ и транспорта Камелю Насри завершить строительство автомагистрали с  востока на запад страны. Флагманский проект, запущенный в 2006 году  бывшим президентом Абдельазизом Бутефликой, уже поглотил почти 15 млн долларов и дал свое название громкому судебному делу. Algérienne des Autoroutes (ADA), национальное дорожное агентство, находящееся в ведении Насри, 1 апреля возобновило строительство дороги, которая свяжет Батну с автомагистралью Восток-Запад, которая отстает от графика на несколько лет и из которой было завершено только 20 км из общего числа 62. Консорциум публичных компаний во главе с Altro, включая GCB, дочернюю компанию государственной энергетической компании Sonatrach, завершит  строительство недостающих 42 км за чуть более 17 млрд динаров (107 млн евро). Сам Теббун санкционировал необходимое финансирование в октябре, за несколько дней до того, как был перевезен в Германию для лечения после заражения коронавирусом.  Но физический перевод средств так тогда и не произошел, поскольку  государственные финансы Алжира сильно пострадали от падения цен на углеводороды. Насри также пытается вернуть в прежнее русло другие проекты строительства автомагистралей, которые были запущены некоторое время назад, но также сильно задержались. В середине марта ADA разослало целый шквал официальных уведомлений компаниям, которые, как предполагается, будут их строить. Группе во главе с испанскими фирмами Levantina Ingenieria y Construcción и CHM Obra, а также одной во главе с китайской компанией Shandong Liuqiao было предложено «оживить» работы по соединению автомагистрали с Маскарой , выделив соответствующие ресурсы. То же самое произошло и с автострадой, соединяющей Мостаганем, когда государственная компания по строительству инфраструктуры ЭНГОА получила последнее предупреждение перед расторжением контракта. Предупреждения были также направлены группам, заключившим контракты на строительство автомагистралей в портах Тенес и Джен-Джен, возглавляемым соответственно португальской компанией Texeira Duarte и итальянской фирмой Rizzani de Eccher. Ситуация там осложнялась присутствием в двух консорциумах алжирской фирмы ETRHB Haddad. Строительный гигант был практически парализован с тех пор, как его глава Али Хаддад, столп клана Бутефлика, был заключен в тюрьму в апреле 2019 года. В дополнение к проектам соединения автомагистралей Насри также пытается завершить строительство самой автомагистрали Восток-Запад. Ему по-прежнему не хватает вспомогательной инфраструктуры, в частности 56 платных киосков, которые должны быть введены в эксплуатацию к концу этого года. Контракты на них были заключены в 2014 году. Группа государственного сектора Cosider, работающая с испанскими фирмами Indra Sistemas и Ericsson, получила официальное уведомление о завершении оснащения центрального сектора. Тейшейре Дуарте и ETRHB, ответственным за западный сектор, было приказано как можно скорее возобновить работу, которая почти остановилась. Однако министр, похоже, намерен все-таки  расторгнуть контракт с последней группой. В середине марта он представил правительству проект, согласно которому оборудование западного участка будет передано государственным компаниям. Насри находится под давлением, чтобы превратить «самую дорогую автомагистраль в мире», как теперь иронично называют ее сами алжирцы, в прибыльный бизнес. Теббун использовал перестановки в правительстве в феврале, чтобы заменить Фарука Шиали, который несколько раз занимал пост  министра  общественных работ с 2013 года, на Насри. Насри пользуется доверием Теббуна, который, будучи министром жилищного строительства, назначил его генеральным директором жилищного фонда в 2014 году. Эта работа была очень важной, поскольку она поставила Насри во главе строительства дешевого жилья, на которое Алжир ежегодно выделяет несколько миллиардов евро. Теббун сделал Насри министром жилищного строительства в январе 2020 года, сразу после того, как он был избран президентом.

52.25MB | MySQL:103 | 0,477sec