Развитие энергетических проектов Израиля. Часть 2

Сценарии развития энергетической отрасли

В Израиле постепенно приходят к пониманию, что в обозримой перспективе в  мире, произойдет отход от нефте- и газовых энергоносителей в сторону «зеленой» энергетики и возобновляемым источникам энергии. В этой связи «окно возможностей» по использования собственных крупных месторождений газа, может закрыться в ближайшие десятилетие и все мечты о финансовых доходов от добычи газа исчезнут. В этой связи была создана профессиональная команда по разработки политики страны в газовой отрасли.

Чтобы составить прогноз спроса на природный газ для экономики Израиля до 2045 году, команда исследовала десять различных сценариев, которые включали различные оценки скорости проникновения электромобилей в Израиль, а также производства электроэнергии из возобновляемых источников энергии. Во всех сценариях учитывалось, что четыре угольных энергоблока на станции «Орот Рабин» будут закрыты, а остальные электростанции будут переведены на природный газ.

Различные сценарии показывают объем совокупного спроса на природный газ в следующие 25 лет, от 397 млрд куб. м в самом худшем сценарии до 545 млрд куб. м в самом лучшем сценарии. Изучив десять сценариев, профессиональная команда выбрала десятый сценарий как точку баланса между сценариями. Этот сценарий предполагает соблюдение целевых показателей политики по сокращению использования угля, а также выполнение предложенной цели по энергоэффективности к 2030 году.  Учитывалось и выполнение правительственной задачи по доведению до 30% возобновляемой энергии от объема потребления электроэнергии к 2030 году, а также быстрый темп по внедрению электромобилей , которых планируется до 1,5 млн к 2030 г.. По этому сценарию общий спрос на газ составит 495 млрд куб. м в следующие 25 лет (с 2021 по 2045 год включительно).

Таким образом, команда оценила, что потеря доходов государства от неиспользованного природного газа достигнет 230 млрд шекелей, учитывая сценарий спроса номер 5 (где внутренний спрос будет самым низким 397 млрд куб. м), в то время как объем обнаруженных запасов газа будет быть высоким — 1350 млрд куб. м.

«Вероятность предотвращения потери доходов будет увеличиваться, поскольку страна поощряет экспорт, а не только снимает экспортные ограничения», — говорится в отчете. Решение о значительном увеличении экспорта природного газа из местных месторождений означает, что снижение благосостояния экономики из-за увеличения экспорта в ситуации, когда возобновляемые источники энергии вызовут потребность в природном газе во всем мире, почти вдвое больше, чем потеря благосостояния из-за отказа от существующей политики и риска спроса на природный газ.

В свете этого, как утверждают члены команды, в ближайшие годы следует поощрять разведку природного газа, чтобы повысить шансы на  новые месторождения природного газа. Также необходимо решить вопросы экспорта газа  в рамках ограниченного «окна возможностей» и оказать содействия конкурентному лицензированию процедур и налогообложению.

Теперь команда утверждает, что во избежание потери дохода, которая будет вызвана закрытием «окна возможностей», необходимо как можно скорее исчерпать потенциал для открытия новых месторождений  природного газа и поощрять и поддерживать на государственном уровне его экспорт.

Профессиональная команда стремится содействовать в продвижении международных соглашений, которые будут представлять собой «зонтик» между государствами для подписания и выполнения соглашений о продаже экспортного природного газа или создании капиталоемкой инфраструктуры, которая позволит экспортировать природный газ.

Кроме того, профессиональная команда стремится способствовать соблюдению нормативных требований, чтобы поддерживать и даже поощрять экспорт природного газа, и, в частности, экспорт СПГ (сжиженного природного газа), что влечет за собой создание подходящей инфраструктуры. В целом в отчете говорится, что нормативные положения для краткосрочных сделок по продаже сжиженного газа или спотовых сделок (немедленных сделок) должны быть адаптированы, а руководящие принципы экспорта должны быть обновлены, чтобы его  стимулировать.

В отчете говорится, что экспортные соглашения, подписанные в последние годы о поставках как в Египет, так и в Иорданию, сделали Государство Израиль полноправным членом в «клубе стран-экспортеров природного газа». Экспортные соглашения были крупнейшими экономическими соглашениями с Египтом и Иорданией с момента подписания мирного соглашения с каждой из этих стран. Эти соглашения об экспорте упоминались даже международными рейтинговыми компаниями как один из основных факторов сохранения кредитного рейтинга Израиля в 2020 году, несмотря на коронавирус и его последствия.

Однако эти соглашения предназначены для удовлетворения местного спроса в странах, граничащих с Израилем. Экспорт по этим соглашениям осуществляется через трубопроводы, проложенные по суше (Северная Иордания и Южная Иордания), и через существующие морские трубопроводы (экспорт в Египет), и поэтому не требовали инвестиций в значительную экспортную инфраструктуру. Действительно, существует разумная вероятность того, что эти соглашения будут продлены, но «приблизительный» анализ спроса и предложения на природный газ в странах, граничащих с Израилем, в которые есть возможность экспорта, показывает, что вероятность другого экспортного соглашения для обеспечения спроса на природный газ для местных потребителей в этих странах невысокий.

Это означает, что дополнительный экспорт газа, вероятно, будет направлен на более отдаленные рынки в Европе или Азии и, следовательно, потребует строительства сложной и капиталоемкой экспортной инфраструктуры, будь то в форме морских трубопроводов, либо строительство мощной, а значит и дорогой установки про производству СПГ. Однако все эти планы, прогнозы и предложения должны пройти соответствующую адаптацию в ряде министерств, а уже потом утверждены правительством.

55.81MB | MySQL:105 | 0,520sec