О результатах работы алжирской нефтегазовой компании Sonatrach

Руководство алжирского нефтегазового гиганта Sonatrach подводит итоги своей деятельности за 2020 – 2021 годы. Его генеральный директор Туфик Хаккар, отчитываясь 30 июня на пресс-конференции за работу вверенной ему компании, всячески демонстрировал успешность ее работы при его руководстве.

Так, если в 2020 году выручка Sonatrach снизилась по сравнению с 2019 годом на 35%, то теперь наблюдается обратная тенденция.

По его признанию, 2020 год был одним из самых трудных для Sonatrach, что отразилось и на экспортном обороте, который составил всего 20 млрд долларов, по сравнению с 32 млрд долларов в 2019 году.

Это объяснялось, по его мнению, чрезвычайными обстоятельствами, в первую очередь, распространением в планетарном масштабе короновирусной инфекции и резким сокращением потребления углеводородов и снижением их стоимости на мировом рынке.

Однако в 2021 году перспективы, по данным Хаккара, выглядят довольно обнадеживающими с учетом «небольшого восстановления цен на нефть и восстановлением на нее спроса».

На практике за первые пять месяцев 2021 года экспортные доходы Sonatrach увеличились на 45%, достигнув в стоимостном выражении 12.6 млрд долларов (за соответствующий период 2020 г. – 8.7 млрд долларов) и при ее дальнейшем сохранении глава компании рассчитывает к концу года достигнуть минимальных показателей в 28 млрд долларов, а возможно, и в 30 млрд долларов.

В первую очередь это было достигнуто, по словам директора по управлению производительностью в Sonatrach Буталеба Мухаммеда Рашеди, увеличением экспорта на 17%.

Рост производства связан с увеличением поставок на внешние рынки сырой нефти (на 22%), природного газа (на 68%), СПГ и газового конденсата (на 5%)

При этом он поставил себе в заслугу краткосрочную спотовую продажу СПГ в начале 2021 года, когда спрос на газ резко усилился из-за холодной зимы, позволившую увеличить выручку за него на 119%.

Еще одно достижение, по словам главы Sonatrach – почти полное прекращение ввоза в АНДР иностранного дизельного топлива и бензина к сентябрю 2020 года за счет модернизации нефтеперегонных заводов или восстановления их деятельности.

Сокращение составило на 83% по объему и на 79% по стоимости. Как ожидается, этот процесс завершится к 2024 году реализацией совместного проекта с неназванным иностранным партнером  по вводу нефтеперерабатывающего завода в Хасси-Мессауде.

Одновременно в своем отчете Туфик Хаккар заявил о том, что Sonatrach уже вышла за рамки классических нефтегазовых компаний, поскольку она играет огромную роль во многих инфраструктурных проектах Алжира и решает в том числе проблему водного кризиса установкой и эксплуатацией опреснительных установок морской воды.

Однако ему пришлось коснуться и проблемных моментов, в частности, ожидаемого ухода с алжирского рынка компании British Petroleum (BP), желающей продать свои газовые проекты In Salah (33% акций) и In Amenas (45.89% акций) итальянскому концерну ENI.

Последний проект состоит из семи месторождений, эксплуатируемых совместно с Sonatrach и норвежской Equinor, ранее известной как Statoil, причем сырье перерабатывается на одноименном производственном комплексе.

Глава Sonatrach признал реальность таких переговоров. По «официальной» версии, BP в настоящее время реализует новую «стратегию, в которой возобновляемые источники энергии будут занимать более важное место, чем ископаемые».

Впрочем, он не уточнил, почему в таком случае британская компания не желает реализовать свои соответствующие амбиции в АНДР, учитывая наличие здесь идеальных условий для использования энергии солнца.

По неофициальным же данным, руководство британской компании недовольно сохранением ущербного по отношению к иностранным инвесторам инвестиционного законодательства и наличием проблем в области безопасности, приведших в январе 2013 года к известной трагедии в Ин Аменасе.

По данным главы алжирской компании, судьба переговоров уже фактически решена. По его словам, «контракты с BP истекают в 2027 году, и ENI готова продолжать работать на этих проектах после этой даты».

Оговоримся, правда, что пока итальянские источники не подтверждают данную уверенность.

Вероятно, в связи с этим глава Sonatrach подчеркивает необходимость к началу августа изменить инвестиционное законодательство в сторону его большей «гибкости» с целью сделать работу зарубежных компаний в АНДР более привлекательной.

Еще одна сфера применения усилий руководства Sonatrach – возвращение к транзитному контракту, связанному с газопроводом Магриб-Европа в Испанию.

В связи с этим, по его словам, «национальная компания готовится ко всем сценариям», не будучи уверена в том, что истекающий 31 октября 2021 года контракт будет продлен. Видимо, потому, что он связан с затрагиванием марокканских интересов в силу того, что часть газопровода проходит по территории королевства.

В том случае, если этого не произойдет, Sonatrach и ее испанские партнеры будут использовать Medgaz (51% акций Sonatrach и 49% акций – Naturgy), газопровод, идущий из Бени-Саф (Алжир) в Альмерию (Испания), через Средиземное море, минуя марокканскую территорию.

С целью возможного увеличения прокачки газа Алжир уже расширил его протяженность на 197 км от Бени-Сафа до Эль-Ариши.

Вместе с тем, в отчете Тауфика Хаккара прозвучали и весьма тревожные нотки. Он, фактически, открыто признал, что контекст для усиления производства нефти и газа в перспективе «не благоприятен, поскольку многие компании сокращают свои инвестиции, ориентируясь на возобновляемую отрасль».

Соответственно, в 2020 году сама компания Sonatrach сократила свой инвестиционный бюджет почти (на треть на 32%) в разведку и модернизацию производства. И разумеется, в ближайшие годы это должно крайне негативно сказаться на показателях добычи и экспорта природного газа и нефти.

Также Туфик Хаккар подробно остановился в своем выступлении на других проблемах, мешающих развитию Sonatrach, указав на допущенные его предшественником Абдельмуменом ульд Каддуром нарушения в связи с покупкой в 2018 году проблемного устаревшего нефтеперерабатывающий завод в итальянской Аугусте у американского собственника.

Это стоило алжирской компании 700 млн долларов и до сих пор, по признанию нового главы компании, ему не удается вывести этот проект на полную самоокупаемость, и только в 2021 г. этот завод стал частично гасить имеющиеся издержки.

Кроме того, алжирской компании пришлось провести там ремонтные работы, на осуществление которых ей пришлось взять кредит в размере 100 млн долларов, а общая стоимость этого сомнительного проекта, включая обременение в виде решения экологических проблем, может доходить до миллиарда долларов.

На этом фоне предметом особой гордости Туфика Хаккара служит тот факт, что несмотря на все сложности, в 2020 году Sonatrach осуществила инвестиции в иностранные углеводородные проекты, наиболее значимые из которых находятся в Ливии, Тунисе и Нигере.

Итак, отчет главы Sonatrach выглядит в целом оптимистическим. На этом фоне по сравнению со своими предшественниками он выглядит успешным управляющим.

Напомним, что с июля 2014 г. в руководстве главной алжирской нефтегазовой компании происходит чехарда. За это время в кресле ее гендиректора сменилось шесть человек. Связано это было с неуклонным сокращением ее выручки и доходности.

Соответственно, несмотря на очень блеклые итоги 2020 года, в 2021 году нынешний глава компании может усидеть в своем кресле.

Однако это не решает проблемы страны вообще и компании Sonatrach в частности. Напомним, что на пике в 2008 и 2012 гг. выручка Sonatrach доходила до 76 — 80 млрд долларов в год. Именно тогда страна выходила по своим финансовым результатам «в плюс» и чтобы прекратить тратить сделанные тогда накопления, алжирский энергогигант должен как минимум получать ежегодно 50 млрд долларов прибыли.

Напомним, что экспортная выручка АНДР на 97.5% зависит именно от работы Sonatrach, а точнее от продажи ее газа и нефти на мировом рынке.

И это с учетом того, что средства  компаниине будут отвлекать на различные сторонние проекты вроде опреснительных станций и создания нефтеперерабатывающей отрасли.

Иными словами, несмотря на ожидаемое улучшение положения в 2021 году по сравнению с 2020 годом, кардинального переворота для Алжира в финансовой сфере не ожидается. Для этого стоимость нефти на мировом рынке должна продолжительное время сохраняться на уровне свыше 100 долларов за баррель.

Но даже если это произойдет, плюсы от взлетов стоимости «черного золота» будет амортизироваться в обозримой перспективе ростом внутреннего потребления энергоресурсов в результате дальнейшего роста населения и снижения добычи из-за уменьшения инвестиций в данную отрасль.

62.86MB | MySQL:102 | 0,500sec