Развитие энергетических проектов Израиля. Часть 3

Министерство экологии тормозит или защищает?

На основании разработанных сценариев, развития газовый отрасли страны, экспертная группа предложила проект, наиболее экономически целесообразный для Израиля. Несмотря на всю его логичность, он встретил серьезное сопротивление со стороны Министерства экологии и охраны окружающей среды, которое утверждает, что снятие экспортных ограничений является «опасным шагом, который приведет к безудержной разработке запасов нефти и газа, что нанесет ущерб и повысит зависимость Израиля от загрязняющих веществ». Генеральный директор Дэвид Яхаломи передал позицию министерства в Министерство энергетики. Согласно отчету за май 2021 года, подготовленный МЭА (Международным энергетическим агентством) при переходе к экономике с нулевыми выбросами к 2050 году нет необходимости в новых запасах нефти и газа.

По словам Яхаломи, разработка новых газовых месторождений увеличит выбросы парниковых газов в Израиле и подорвет стремление правительства положить конец зависимости от ископаемого топлива. Следовательно, в программном документе развития энергетической отрасли должна быть поставлена цель по переходу к 2050 году как минимум на 95% производства возобновляемой энергии, а также промежуточные цели на 2030 и 2040 годы.

По заявлению министерства, необходимо сформулировать критерии использования лицензионных платежей за газ для поддержки израильской промышленности и осуществления необходимых инвестиций по сокращению использования ископаемого топлива, а также для разработки и освоения новых чистых технологий. Также предлагается применить обязательство по эвакуации объектов газодобывающей инфраструктуры (буровые головки, газопроводы, буровые установки) и восстановления морской среды в конце использования путем лишения гарантий, штрафов, целевого фонда или любой другой обязательный механизм как условие получения лицензий.

Стоит иметь в виду что в середине июня в Израиле произошла смена правительства и новым министром экологии стала представитель партии МЕРЕЦ Тамар Зандберг, а одним из ее первых заявлений на этом посту стало требование по остановке проекта по транзиту сырой нефти из Эйлата в Ашкелон. Против соглашения о строительстве нефтяного терминала в Эйлате и транзите сырой нефти по трубопроводу Europe–Asia Pipeline (бывшая КАЦАА, нефтепровод Эйлат-Ашкелон) боролись все израильские защитники природы.

В ответ на этот депутат Нир Баркат (Ликуд) объявил, что транзит арабской сырой нефти через порт Эйлата и территорию Израиля — необходимая плата за «исторический» мирный договор с ОАЭ, заключенный правительством Нетаньяху и отказ от этой сделки угрожает миру с эмиратами. Нир Баркат заявил, что Зандберг « намерена расторгнуть соглашение с ОАЭ и тем самым ставит под угрозу мирный договор» с этой страной.

Однако стоит отметить, что соглашение о расширении нефтяного транзита из стран Персидского залива по территории Израиля вызвало тревогу у всех, кому небезразлична природа страны.  Даже кратковременная утечка нефти в Красное море при ее перекачке из танкеров грозит навсегда погубить морскую фауну Эйлатского залива, а такого рода аварии случаются в нефтяных портах сплошь и рядом.

Нефтепровод КАЦАА уже вызывал экологические бедствия. В октябре прошлого года был случай утечки нефти в море в 3 километрах от ашкелонских пляжей из-за неисправного штуцера трубы. «Если бы столько нефти разлилось в Эйлатском заливе, нам следовало бы забыть про кораллы в Красном море, — заявила тогда Майя Якобс, руководитель общественной организации «Цалуль». В 2014 году КАЦАА отравил тысячами тонн сырой нефти заповедник Аврона. Это бедствие называли «крупнейшей экологической катастрофой в истории Израиля». Средиземноморские пляжи Израиля все еще загрязнены нефтью после мартовской аварии, виновников которой так и не нашли.

Поэтому Министерство экологии и охраны окружающей среды потребовало, чтобы компания реализовала «план действий в чрезвычайных ситуациях», который защитит коралловые рифы от нефтяных танкеров «в ближайшее время». Нефтяные танкеры из ОАЭ  начали прибывать в Эйлат еще в январе 2021 года, но аварийный план по устранению рисков, связанных с увеличением объемов перекачки нефти возле кораллового рифа в Эйлате, будет завершен только через год или два.

При этом нельзя утверждать, что данной проблемой Министерство экологии заинтересовалось, лишь после смены власти в стране. Еще предыдущий министр экологии  Гамлиэль заявлял: «Соглашение EPA представляет угрозу для окружающей среды» и в связи с объявлением EPA о резком увеличении объемов топливных баков в ближайшие годы Министерство экологии и охраны окружающей среды направило компании подробный руководящий документ. И хотя у министерства есть оговорки по поводу плана EPA по транспортировке нефти в Эйлатский залив и оно требует обсуждения этого вопроса правительством, оно не имеет полномочий останавливать деятельность, а только дает указания EPA о том, как подготовиться к его реализации в экологический аспект».

Меморандум о взаимопонимании по транспортировке нефти из ОАЭ был подписан 20 октября 2020 года на торжественной церемонии в Абу-Даби. Соглашение было подписано между EPA и MED-RED израильской частной компании, принадлежащей Йоне Фогелю и Малахи Альперу. Соглашение меняет ситуацию в Эйлатском заливе. Ожидается, что после подписания соглашения число танкеров заходящих в Эйлатский порт увеличиваться до 50–90.

Соответственно, Министерство экологии и охраны окружающей среды представило Агентству по охране окружающей среды 23-страничный документ с инструкциями по подготовке плана действий предприятия в чрезвычайных ситуациях на основе пяти этапов. На третьем этапе министерство требует подготовки заключения международной компании, специализирующейся на подготовке терминалов к возможному загрязнению нефтью морской среды. Кроме того, Министерство экологии и охраны окружающей среды составило список требований, включающие  размещение станции мониторинга загрязнения, закупку камер и скиммеров, усиление системы обработки нефтяных инцидентов на море, модернизацию тросов, системы ремней и блокировки причала.

При этом Министерство экологии и охраны окружающей среды заявило, что «профессиональные органы в министерстве не были заранее проинформированы о подписании контракта EPA, а только ретроспективно, после его подписания, и они узнали о его существовании из средств массовой информации». Все, что было заявлено министерству в устной форме, — это то, что 2соглашение включает увеличение количества танкеров, прибывающих к пристани EPA, примерно до 50 в год».

В принципе оказалось, что Министерство экологии вообще не вправе контролировать этот вопрос, так как, в лицензии на ведение бизнеса, выданной Агентством по охране окружающей среды, нет ограничения на количество нефтяных танкеров, которые компания может поставить в док во время эксплуатации, а единственными органами, уполномоченными контролировать деятельность EPA, являются Управление компаний и Министерство финансов. Но на практике большинству правительственных министерств безразличны чужие проблемы и фактически бывший министр Гамлиэль — единственный, кто неоднократно призывал к обсуждению этого вопроса в правительстве.

В итоге три экологические организации подали петицию в БАГАЦ заявляя, что когда они запросили у Министерства финансов информацию о соглашении EPA с ОАЭ в соответствии с Законом о свободе информации им ответили, что информации в министерстве нет.  Что касается увеличения количества танкеров, природоохранные организации заявляют, что условия бизнес-лицензии EPA относились к его деятельности в том виде, в котором она была на момент выдачи лицензии, поэтому в Эйлат прибывали в среднем 3 нефтяных танкера в год, и это не подтверждает ожидаемую активность.

Министерство экологии и охраны окружающей среды ответило: «Терминал EPA был и остается активным с 1960-х годов до сегодняшнего дня, и на самом деле у министерства нет прямого регулирующего органа, чтобы ограничить количество танкеров, которые посещают терминал. Текущий план готовности терминала скорректирован для нескольких танкеров. Обновление программы в настоящее время выполняется при том понимании, что оно примерно в десять раз больше, чем было принято в последние годы, и поэтому требуется более широкое и тщательное развертывание».

Агентством по охране окружающей среды также было подчеркнуто, что руководящие принципы министерства относятся к необходимой готовности агентства к ликвидации последствий загрязнения нефтью, но никоим образом не представляют собой какую-либо позицию Министерства экологии и охраны окружающей среды в отношении транспортировки топлива в Эйлатском заливе и вообще — вопрос должен быть решен на правительственном слушании.

Агентство по охране окружающей среды заявило: «Агентство по охране окружающей среды является государственной компанией, и в результате оно контролируется и действует в соответствии с директивами всех соответствующих органов, включая Министерство экологии и охраны окружающей среды, Управление компаний, Министерство финансов и другие, согласно планам, установленным фирмой. Более того, до реализации соглашения компания провела диалог со всеми заинтересованными сторонами и провела дополнительные действия в соответствии с требованиями, которые ее просили выполнить».

Однако как показывает практика подобных дел в Израиле, вряд ли кроме диалога со всеми заинтересованными сторонами, в ближайшей перспективе произойдут действия по выполнению требований, которые им предъявили. Как и всегда среди трех составляющих любых подобных проектов – политики, экономики и логики, подразумевающей защиту окружающей среды, вряд ли победит логика. Тем более, что в данном случаи идет о политическом интересе в экономическом сотрудничестве с арабским государством.

52.22MB | MySQL:103 | 0,487sec