Военно-политическая обстановка в Ираке (ноябрь 2008 года)

В ноябре 2008 года военно-политическая обстановка в Ираке оставалась сложной. В стране одновременно идут два процесса: постепенного улучшения ситуации в сфере безопасности и усиливающегося противоборства между арабами и курдами, которое осложняет ситуацию в стране, делает ее более напряженной. Во внешнеполитической сфере главным событием ноября стало подписание соглашения с США о выводе американских войск из Ирака и условиях их временного пребывания в стране.

Руководитель миссии ООН в Багдаде С. де Мисутра считает, что предстоящие несколько месяцев станут для Ирака «критическими». Де Мисутра призвал международное сообщество усилить помощь иракскому правительству с тем, чтобы обстановка в стране быстрее стабилизировалась.

Положение дел в сфере безопасности в Ираке в ноябре 2008 года не претерпело существенных изменений и, несмотря на произошедшие позитивные изменения, оставалось сложным, а в некоторых районах страны – напряженным. Командование ВС США и иракские власти по-прежнему сталкиваются со значительными трудностями в действиях, направленных на нормализацию обстановки в стране. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун назвал ситуацию в сфере безопасности в Ираке «хрупкой». По официальной информации, число местных граждан, погибших в ноябре от различных видов насилия, составило 340 человек (в октябре – 317 человек). Кроме того, различные ранения и увечья, связанные с вооруженным насилием, получили 728 человек (в октябре 562 человека).

Наиболее крупными очагами напряженности, как и прежде, оставались северные и северо-восточные провинции Ирака: Найнава с центром в г. Мосул, Дияла (г. Баакуба) и Эт-Таамим (г. Киркук), а также столица страны Багдад и прилегающие к городу районы.

В минувшем месяце на северо-востоке, севере, в центре и на западе Ирака вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия имели место в городах (и прилегающих к ним районах): Багдад, Киркук, Баакуба, Мосул, Самарра, Талль-Афар, Рамади, Туз-Хурмату, Эд-Дора, Балад, Сулейман-Бег, Эль-Фаллуджа, Эль-Баадж, Эт-Тармия, Синджар, Хувейджа, Бухриз, Тикрит, Джалула, Эль-Халис и в ряде других мест.

Нестабильная и напряженная обстановка сохраняется в крупнейшем городе иракского севера – Мосуле и прилегающих к нему районах, где практически ежедневно происходят вооруженные нападения или теракты, хотя, по официальной статистике, число еженедельно совершаемых насильственных акций в городе и его окрестностях снизилось с 130 в мае до 70 в ноябре. Боевики перешли от преимущественно крупных нападений к действиям мелкими группами, преимущественно суннитскими. Они продолжают активно использовать различного рода взрывные устройства. Очень сложной остается криминальная ситуация в Мосуле. Здесь действуют несколько криминальных синдикатов. Численность частей правительственной армии и полиции в провинции Найнава составляет 60 тыс. человек, в т. ч. 35 тыс. человек непосредственно в Мосуле. Кроме того, в регионе размещен контингент ВС США, насчитывающий 25 тыс. человек. По заявлению американского командования, подавляющее большинство операций против боевиков в Мосуле и провинции Найнава проводят иракские силы, которым вооруженные силы США оказывают поддержку авиацией.

Хроническая напряженность в Мосуле и провинции Найнава в значительной степени обусловлена межэтническим противостоянием между арабами и курдами. Арабы-сунниты составляют 60 проц населения региона, насчитывающего свыше 2,8 млн жителей, а курды – 25 проц. Остальное население – это христиане (300 тыс. чел., арабы, ассирийцы), туркоманы и др. При этом курды хорошо организованы. Они занимают господствующие посты в местной администрации, т. к. арабы-сунниты бойкотировали провинциальные выборы в 2005 году. Части мосульского гарнизона также укомплектованы в основном военнослужащими-курдами. Большинство арабов-христиан, покинувших Мосул после погромов, имевших место в сентябре-октябре с. г., все еще опасаются возвращаться на прежние места жительства.

Напряженной остается обстановка в провинция Дияла к северо-востоку от Багдада. Здесь регулярно происходят вооруженные столкновения правительственных сил с боевиками, совершаются теракты и вооруженные нападения.

Взрывоопасной сохранятся ситуация в Киркуке, что обусловлено непрекращающимся противоборством между курдами, с одной стороны, и арабами и туркоманами с другой, по вопросу о дальнейшей судьбе города. По распоряжению главы курдской автономии М. Барзани в ноябре в Киркук были переброшены дополнительные силы курдских вооруженных формирований «пешмерга».

Обстановка в Багдаде по-прежнему далека от реальной стабильности. В ноябре в столице и ее пригородах совершено значительное число терактов, обстрелов, вооруженных нападений и других видов насилия. Нападениям подвергалась даже особо охраняемая «зеленая зона» в центре города, где расположены основные правительственные учреждения, командование американскими войсками в Ираке и многие дипломатические представительства.

Обстановка в западной провинции Анбар сохранялась относительно стабильной. Вместе с тем, в ноябре здесь было совершено ряд терактов и вооруженных нападений.

В ноябре ситуация в бывшем т. н. «треугольнике смерти» южнее Багдада продолжала оставаться сравнительно спокойной. В то же время вооруженные столкновения и другие насильственные действия имели место в городах Эль-Латифийя и Эль-Мусайиб.

В большинстве районов иракского юга обстановка в минувшем месяце сохранялась в основном стабильной. Тем не менее, вооруженные столкновения и нападения, теракты, другие насильственные действия произошли в городах (и прилегающих к ним районах): Амара, Эль-Кут, Хилла, Махавилл, Эль-Мардж Эль-Кебир и в некоторых других местах.

Ситуация в Иракском Курдистане в ноябре в целом продолжала оставаться стабильной. Исключение, как и прежде, составили районы, где базируются вооруженные отряды Курдской рабочей партии (КРП), ведущей вооруженную борьбу с турецким правительством. Турецкая авиация и артиллерия неоднократно наносила удары по объектам боевиков КРП на территории Северного Ирака. Ирак, США и Турция договорились о создании совместного комитета для координации действий против КРП и нормализации обстановки в иракско-турецком приграничье. Причем стороны предполагают использовать против боевиков различные меры воздействия, включая силовые.

Представительство ООН в Ираке опасается, что различного рода экстремистские группировки могут значительно активизировать свои действия с целью помешать намеченным на январь 2009 года выборам в местные органы власти.

Не прекращается противостояние между арабами-суннитами и шиитами. Ежедневно в различных районах Ирака продолжают обнаруживать трупы убитых представителей обеих конфессий. Совершаются нападения на мечети, убийства шиитских и суннитских активистов.

Руководимое шиитами иракское правительство продолжает реализовывать различного рода дискриминационные меры в отношении бойцов суннитских отрядов «сахва», воевавших на стороне ВС США против боевиков местной «Аль-Каиды» и других экстремистских формирований. Их насильно разоружают, производятся аресты бывших ополченцев, и, особенно, их командиров. Правительство также планирует уменьшить денежное довольствие бойцов «сахва», которые до 1октября с. г. ежемесячно получали от американцев по 300 долларов, а командиры от 400 до 600 долларов. К настоящему времени командование ВС США передало в распоряжение иракских властей отряды ополченцев в Багдаде и провинциях Бабиль, Васит и Кадисийя. Правительство Н. аль-Малики настаивает на передаче контроля над отрядами «сахва» в провинции Дияла в январе 2009 года, однако американцы считают это преждевременным из-за очень сложной обстановки в этом регионе. Всего в провинции Дияла действуют 8,2 тыс. бойцов «сахва», из которых власти намерены интегрировать в официальные силовые структуры около 3 тыс. человек. Полностью завершить процесс передачи контроля над формированиями «сахва» в руки иракских властей планируется в июне 2009 года.

Командование ВС США считает, что возможности группировки «Аль-Каида в Ираке» совершать крупномасштабные нападения на гражданское население, американских и иракских военных «драматически уменьшились». В настоящее время террористы совершают свои акции, действуя преимущественно в составе небольших групп, число которых к тому же сокращается. И все же боевики иракского филиала «Аль-Каиды», несмотря на понесенные ими серьезные потери, продолжают проявлять заметную активность, особенно на севере и северо-востоке Ирака.

По-прежнему активно проявляют себя террористы-смертники. В стране организована и действует целая сеть по подготовке молодых женщин-смертниц. Их воспитанием занимаются главным образом вдовы погибших боевиков местной «Аль-Каиды» и, отчасти, матери будущих шахидок. Всего в Ираке в 2008 году подорвали себя свыше 30 женщин-смертниц (в 2007 г. – 8). Потенциальные шахидки представляют большую опасность для иракских военных и полиции, т. к. по мусульманским правилам солдаты и полицейские не могут их обыскивать, чем и пользуются руководители террористов. Для борьбы с женским терроризмом власти начали привлекать специально обученных женщин-полицейских.

Как и прежде, наиболее часто иностранные террористы и местные боевики совершают вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия в отношении иракских политических деятелей различной ориентации, чиновников различных рангов, военнослужащих правительственной армии, сотрудников правоохранительных органов, бойцов суннитских отрядов «сахва» (в 2008 г. погибли до 500 и получили ранения около 750 человек), иракцев, работающих на иностранные войска. Нападениям подвергаются представители иракской интеллигенции, иностранцы, работающие в стране, предприниматели, женщины и дети, работники СМИ (всего в Ираке с 2003 г. погибли 135 журналистов), врачи. Сторонники террористов продолжают проникать в различные правительственные силовые структуры – полицию, органы безопасности, армию.

Повседневной практикой остается похищение людей с целью получения выкупа или по политическим мотивам, причем многих из похищенных лиц затем убивают. В целом похищение людей и рэкет продолжают считаться в Ираке прибыльным «бизнесом», борьба с которым все еще не привела к заметным успехам.

Продолжаются нападения на административные здания, полицейские участки и объекты иракской армии, офисы местных политических партий и организаций, представительства иракских и иностранных фирм, школы, различные экономические объекты, медицинские учреждения.

По состоянию на 1 декабря 2008 года в силовых структурах Ирака числилось 593,2 тыс. человек, в т. ч. в вооруженных силах – 211,6 тыс. человек и в различных структурах МВД – 381,6 тыс. человек. Кроме того, имеются т. н. «части охраны инфраструктуры», насчитывающие 110 тыс. человек и подчиняющиеся различным министерствам и ведомствам.

По официальной информации, в ноябре иракские силовики потеряли убитыми 43 человека (военнослужащих – 14, полицейских – 29). Ранения в ноябре получили 128 человек (28 военнослужащих и 100 полицейских). При этом, как сообщается, иракские правительственные силы убили, по меньшей мере, 60 боевиков.

Вооруженные силы Ирака состоят из сухопутных войск (183,8 тыс. чел.), сил специального назначения (4,0 тыс. чел.), сил поддержки (19,9 тыс. чел.), ВВС (2,0 тыс. чел.) и ВМС (1,9 тыс. чел.).

В состав МВД Ирака входят полиция (298,4 тыс. чел.), Национальная полиция (аналог внутренних войск или жандармерии, 41, 8 тыс. чел.) и силы пограничной охраны (41,4 тыс. чел.).

Начальник генштаба ВС Ирака генерал Б. Зибари заявил, что национальная армия будет «полностью восстановлена» до конца 2011 года. Причем это будет сделано «в координации с Многонациональными силами и США».

По оценке американских военных, несмотря на достигнутые в военном строительстве успехи, «фундаментальными проблемами» иракской армии остаются плохая связь, слабое тыловое и материально-техническое обеспечение.

Число выходов иракских катеров для патрулирования в прибрежных водах Персидского залива возросло в три раза по сравнению с началом 2008 года. Иракские моряки регулярно досматривают иностранные суда, входящие в территориальные воды страны.

США поставляют для ВМС Ирака партию из 26 малых патрульных катеров типа «Дефендер». К настоящему времени 6 катеров уже прибыли в Ирак, еще 10 будут поставлены в декабре, а остальные прибудут летом 2009 года. Катера предназначены для патрулирования реки Шатт-эль-Араб. Военнослужащие Береговой охраны США в настоящее время обучают иракские экипажи.

Италия поставит иракским ВМС 4 больших патрульных катера. Один из них уже построен, а иракские экипажи проходят подготовку в Италии.

Ирак и Кувейт подписали в ноябре протокол о совместном патрулировании флотами двух государств прибрежных вод Персидского залива в интересах противодействия криминальной деятельности, в т. ч. контрабанды и незаконного рыболовства.

В настоящее время иракские ВВС еженедельно совершают до 300 самолето-вылетов, главным образом для разведки боевиков и патрулирования.

В ноябре авиационную школу в Ираке впервые закончила группа летчиков-курдов (свыше 20 человек), которые прошли подготовку по программе, схожей с той, которая действует в военно-воздушных силах США.

В минувшем месяце получила огласку сделка правительства курдской автономии по закупке партии стрелкового оружия в Болгарии, которое в сентябре с. г. было доставлено тремя самолетами С-130 в Сулейманию. Сделка была заключена в обход центрального правительства, что вызвало острое недовольство в Багдаде. Со своей стороны, власти Иракского Курдистана заявили, что приобрели оружие на законных основаниях в интересах обеспечения безопасности на подконтрольных территориях и борьбы с терроризмом. Однако иракское правительство считает, что монопольное право на приобретение оружия за рубежом имеют министерства обороны и внутренних дел Ирака.

По состоянию на 1 декабря 2008 года группировка вооруженных сил США в Ираке насчитывала ок. 146 тыс. человек в составе 15 бригад (сухопутных войск – 13, морской пехоты – 2). Американские войска в стране размещены на 400 военных базах и местах дислокации, а их основные силы продолжают находиться в центральных и северных районах Ирака.

В ноябре, по заявлениям американского командования, из Ирака должны были вывести одну бригаду (3,5 тыс. человек) из состава 101-й воздушно-десантной дивизии. Однако информации об убытии этого соединения на родину не поступало.

Сообщается, что Пентагон, выступая за постепенное сокращение численности американской группировки в Ираке, предложит избранному президенту США Б. Обаме пересмотреть его планы по выводу из этой страны американских боевых частей к середине 2010 года. Военные, учитывая большой объем перевозок, называют этот срок «физически невозможным». Кроме того, они опасаются, что поспешный уход из Ирака может привести к «утрате успехов», достигнутых в сфере безопасности в этой стране в последнее время. Так, по словам командующего ВС США в Ираке генерала Р. Одьерно, вывод войск должен осуществляться «не спешно, и обдуманно, чтобы мы не растеряли достигнутых успехов». Вместе с тем, Б. Обама по-прежнему считает реальным вывод боевых частей вооруженных сил США из Ирака в течение 16 месяцев, хотя и заявил, что, он, конечно же, выслушает «рекомендации моих командиров».

Потери личного состава американских ВС в Ираке в ноябре 2008 года составили убитыми 17 человек и ранеными около 100 человек. Таким образом, общие потери ВС США с марта 2003 года по 1 декабря 2008 года достигли, по уточненным данным, убитыми 4453 человека и ранеными около 30900 человек. Кроме того, один американский военнослужащий считается пропавшим без вести.

Данных о потерях в ноябре среди военнослужащих других стран-участниц международной коалиции в Ираке не имеется.

В минувшем месяце имели место случаи нанесения американскими войсками ошибочных ударов по гражданскому населению.

Интенсивность действий боевой авиации коалиционных сил в Ираке в ноябре сохранялась примерно на уровне октября. Авиация коалиционных сил (преимущественно самолеты F-16, F/A-18, F-15) оказывала поддержку боевым действиям наземных сил коалиции и иракской армии в различных районах страны, наносила удары по опорным пунктам, базам и лагерям боевиков и террористов, их транспортным средствам, складам оружия и боеприпасов, мастерским по изготовлению взрывных устройств, прикрывала с воздуха передвижение транспортных конвоев на автодорогах, вела воздушную разведку объектов противника. Ежедневно в ноябре самолеты союзников совершали от 59 до 88 боевых вылетов.

В минувшем месяце боевая авиация союзников действовала главным образом в районе городов Багдад, Мосул, Баакуба, Балад, Амара, Эль-Мардж Эль-Кебир. Для нанесения ударов по противнику использовались, в частности, управляемые авиационные бомбы GBU-38, а также другие авиационные боеприпасы. Самолеты сил коалиции неоднократно совершали полеты над неспокойными районами Ирака с целью демонстрации силы и запугивания противника. Авиация регулярно привлекалась к решению поисково-спасательных задач. Транспортные перевозки в интересах коалиционных сил осуществляли самолеты ВВС США, Великобритании, Канады, Южной Кореи, Японии, Австралии. Дозаправка боевых самолетов горючим в воздухе производили американские самолеты-заправщики КС-10 и КС-135.

Иран предостерег Соединенные Штаты от возможного нарушения его границы с Ираком американскими вертолетами и напомнил американским военным о необходимости «установить безопасные маршруты для вертолетов США, чтобы избежать ошибки».

Общая численность войск других стран коалиции в Ираке (18) составляла на 1 декабря 2008 года около 6,2 тыс. человек. Наиболее крупным контингентом располагает Великобритания (4,1 тыс. чел.). Кроме того, в Ираке находятся 150 военнослужащих из Фиджи, которые охраняют сотрудников миссии ООН в Багдаде и не входят в состав многонациональных сил. Для обеспечения безопасности сотрудников ООН в Ираке задействованы также подразделения из контингента вооруженных сил Румынии.

Продолжается вывод из Ирака военных контингентов стран-участниц международной коалиции. В ноябре страну покинуло подразделение армии Македонии (77 человек) и Боснии и Герцеговины (65 человек). До конца года из Ирака выведут свои подразделения и группы военнослужащих Азербайджан, Албания, Болгария, Дания, Литва, Молдавия, Польша, Украина, Тонга, Чехия, Южная Корея. Япония прекратит миссию подразделения военно-транспортной авиации, которое базируется в Кувейте и обеспечивает перевозки в интересах коалиционных сил в Ираке. После 31 декабря 2009 года в Ираке помимо американских войск останутся военные контингенты из Австралии, Великобритании, Румынии, Сальвадора и Эстонии – всего примерно 4,7 тыс. человек. Иракское правительство ответило согласием на просьбу США об оставлении военных подразделений перечисленных стран в Ираке после окончания срока действия мандата Совета Безопасности ООН на пребывание многонациональных сил на иракской территории, для чего они подпишут с Багдадом соответствующие соглашения.

В Ираке на сегодняшний день действуют 172 частные охранные и военные компании, персонал которых насчитывает до 175 тыс. человек .из числа граждан США, Ирака и других стран. По контрактам с министерством обороны США в Ираке работают 162 тыс. человек, из которых 17 проц — граждане США, 49 проц – граждане Ирака, а остальные представлены выходцами из других стран. По контрактам с Госдепартаментом США в Ираке работают 5500 человек, в основном американцев, а по контрактам с Агентством международного развития США — 4800 человек.

23 ноября в Дамаске состоялось третье с 2006 года заседание Международного координационного комитета по безопасности в Ираке. В его работе участвовали делегации экспертов из Ирака и стран-соседей этой страны, ООН, ЛАГ, ОИК. Присутствовали представители Великобритании, Египта, Китая, России, США, Франции и Японии. В итоговом коммюнике встречи подчеркивалось, что иракская территория «не должна стать плацдармом для нападений на соседние государства», а также была высоко оценены «усилия Сирии по установлению контроля за совместной границей» с Ираком. Со своей стороны, иракская делегация подчеркнула важность вклада стран-соседей в достижении стабильности и безопасности в Ираке. Иракские представители осудили «американскую агрессивную акцию против Сирии, совершенную 26 октября и выразили готовность преодолеть негативные последствия этого инцидента». Сирия же отвергла американские обвинения в пособничестве «террористическим сетям» использовать свою территорию для действий в Ираке.

За последние пять месяцев из Иордании в Ирак добровольно вернулись 35 тыс. беженцев. Иракское правительство оказало им материальную помощь для переезда на родину.

Таким образом, в ноябре 2008 года положение дел в сфере безопасности в Ираке не претерпело серьезных изменений и, несмотря на происходящие позитивные изменения, все еще оставалось сложным и в целом неустойчивым.

Внутриполитическая обстановка в Ираке в октябре 2008 года по-прежнему характеризовалась многочисленными, зачастую острыми противоречиями между различными политическими силами страны.

В ноябре в Багдаде было официально объявлено, что выборы в провинциальные органы власти Ирака должны состояться 31 января 2009 года. По оценке миссии ООН в Багдаде, учитывая усиливающуюся политическую борьбу в стране, предстоящие выборы могут «перерисовать политическую карту» Ирака «путем перераспределения региональных политических сил».

2 декабря иракский парламент принял поправки к закону о провинциальных выборах, которые гарантируют религиозным и национальным меньшинствам (речь, прежде всего, идет о христианах) 6 из 440 мест в советах провинций. В то же время эксперты ООН рекомендовали выделить представителям этих категорий граждан 12 мест.

На первый план политической жизни страны все более отчетливо выходят обостряющиеся противоречия между арабами и курдами по политическим и территориальным вопросам. Прежде всего, это относится к северным районам Ирака, где усиливается напряженность между двумя этническими группами, оспаривающими право контроля над Киркуком и рядом других районов. В этих условиях миссия ООН в Багдаде, не желая «подливать масло в огонь», отложила представление доклада по вопросу об урегулировании проблем спорных территорий в Ираке.

Премьер-министр Ирака Н. аль-Малики 8 ноября призвал внести изменения в конституцию страны с целью расширения прав центрального правительства в интересах «защиты иракского национального единства» и обеспечения безопасности в стране. Эта идея сразу же была отвергнута курдами, назвавшими ее «попытками ограничить полномочия курдского региона или любой другой провинции». Руководитель курдской автономии М. Барзани обвинил Н. аль-Малики в «диктаторских замашках и нарушении конституции», заявив, что своими единоличными решениями глава правительства ущемляет права регионов».

Недовольство многих политических сил Ирака и, прежде всего, курдских партий вызывают созданные при прямом содействии Н. аль-Малики и подконтрольных ему силовиков т. н. «Советы поддержки центральной власти», в состав которых вошли вожди и представители племен, заявившие о своей поддержке багдадского правительства, в т. ч. по вопросам обеспечения безопасности и борьбы с терроризмом. Курдские политики считают, что деятельность этих структур на территориях, где проживают курды или спорных территориях является попыткой аль-Малики «нелегальным путем» не допустить расширения границ курдской автономии. М. Барзани назвал Советы поддержки «игрой с огнем». По его мнению, эти органы «могли быть хороши в других районах», но «они невозможны в Курдистане и в спорных районах». Ведущие курдские партии — Демократическая партия Курдистана и Патриотический союз Курдистана в совместном заявлении назвали деятельность Советов поддержки «неконституционной».

Одна из ведущих политических сил шиитов – Высший исламский совет Ирака также негативно относится к деятельности Советов поддержки, рассматривая их как «нелегальную» попытку аль-Малики укрепить свои позиции и власть, добиться успеха на предстоящих провинциальных выборах. С настороженностью относятся к Советам и многие суннитские политик. Сам же глава правительства заявляет, что Советы поддержки помогают укреплять власть правительства и действуют в интересах укрепления единства Ирака.

15 ноября в Тикрите, Кербеле, Эн-Насирийе, Самаве и Хилле прошли массовые демонстрации протеста против создания и деятельности Советов поддержки.

Президентский совет Ирака 21 ноября подверг критике премьер-министра страны Н. аль-Малики за создание Советов поддержки и потребовал приостановить их деятельность до тех пор, пока не будут приняты решения и документы, предоставляющие им право на легитимную работу, в т. ч. по финансовым вопросам.

Продолжают проявлять себя сепаратистские тенденции на юге Ирака. Так, в ноябре два депутата от Басры предложили вынести на референдум вопрос о предоставлении самостоятельности этой провинции.

Сложная ситуация сохраняется в экономике и социальной сфере страны. Мировой финансовый кризис негативным образом сказывается на состоянии дел в Ираке. 11 ноября правительство страны утвердило бюджет на 2009 год, расходная часть которого определена в размере 67 млрд долларов, что на 13 млрд меньше первоначально планировавшейся суммы. Сокращение расходов связано с падением мировых цен на нефть. Продолжение снижения цен на нефть самым отрицательно скажется на иракской казне, 85 проц. доходов которой поступает именно от нефтяного экспорта, а также на общем состоянии национальной экономики и социальной сферы, в т. ч. водо- и электроснабжении, которые и так работают со значительными трудностями и перебоями.

10 ноября Ирак и Китай подписали соглашение о совместной разработке нефтяного месторождения Аль-Ахдаб в провинции Васит юго-восточнее Багдада. Стоимость сделки оценивается в 2,9 млрд долларов. Здесь планируется добывать более 120 тыс. баррелей нефти в день.

Правительство курдской автономии заявило о намерении начать в первые месяцы 2009 года самостоятельный экспорт нефти по нефтепроводу до турецкого средиземноморского порта Джейхан. Первоначально объем экспорта намечен в 100 тыс. баррелей нефти в сутки с последующим его увеличением до 250 тыс. баррелей. В то же время в Багдаде заявили, что курды не получали официального разрешения на экспорт, а этот вопрос все еще находится на стадии обсуждения, хотя имеется соглашение о подсоединении двух нефтяных месторождений в Иракском Курдистане к нефтепроводу Киркук – Джейхан. Курдские руководители считают, что иракская конституция дает им право на продажу нефти за рубеж, не согласовывая данный вопрос с центральным правительством. К настоящему времени власти автономии уже подписали с иностранными партнерами более двадцати соглашений по ведению разведки и добычи нефти на территории региона, которые иракское министерство нефти считает незаконными и угрожает внести в «черные списки» подписавшие их компании.

Таким образом, внутриполитическая обстановка в Ираке в ноябре 2008 года оставалась очень сложной. Негативное влияние на положение дел в стране во все большей степени оказывают противоречия между арабскими и курдскими политиками, суннитско-шиитские разногласия и отсутствие единства в арабской шиитской среде.

В ноябре 2008 года важнейшим событием во внешнеполитической сфере стало подписание «Соглашения между Соединенными Штатами Америки и Республикой Ирак о выводе вооруженных сил Соединенных Штатов из Ирака организации их деятельности на период их временного пребывания в Ираке».

Подписанию документов, особенно соглашения о выводе войск, предшествовали длительные и трудные переговоры, длившиеся 11 месяцев.

6 ноября Вашингтон передал Багдаду свой окончательный вариант соглашения о выводе войск. После недолгих, но шумных возражений по его тексту, более рассчитанных на широкую публику, чем на американцев, иракское правительство 16 ноября одобрило проект соглашения, а уже 17 ноября в Багдаде документ подписали министр иностранных дел Ирака Х. Зибари и американский посол в Ираке Р. Крокер. Одновременно стороны подписали «Рамочное стратегическое соглашение об отношениях дружбы и сотрудничества между Соединенными Штатами Америки и Республикой Ирак». 27 ноября оба документа одобрила Палата представителей иракского парламента, а 4 декабря их утвердил Президентский совет Ирака. С американской стороны ратификации соглашений Конгрессом не требуется.

Соглашение о выводе войск состоит из Преамбулы и 30 статей. Оно определяет условия нахождения войск США в Ираке после истечения 31 декабря 2008 года мандата Совета Безопасности ООН на пребывание коалиционных сил в этой стране, дает американцам легитимное основание для продолжения своего военного присутствия в Ираке. Соглашение вступает в силу 31 декабря 2008 года. Любые изменения в его тексте могут производиться только по обоюдному согласию сторон. Основные положения этого документа сводятся к следующему.

1. Американские войска «должны быть выведены с территории Ирака не позднее, чем 31 декабря 2011 года». В этот же день заканчивается и срок действия соглашения. При этом «не позднее, чем 30 июня 2009 года» боевые части вооруженных сил США должны покинуть «иракские города, деревни и их окрестности», после чего они будут дислоцированы в специально оговоренных местах и только иракские силы будут «нести полную ответственность за безопасность» в стране. Специально подчеркнуто, что США признают суверенное право правительства Ирака в любое время потребовать полного вывода американских войск, а Соединенные Штаты имеют такое же право досрочно вывести свои войска из Ирака.

2. Все военные операции на территории Ирака должны осуществляться только согласия его правительства, «полностью координироваться» с иракскими властями через специальный Объединенный комитет по координации военных операций. Все боевые операции должны проводиться при условии соблюдения конституции и законов Ирака, его суверенитета и национальных интересов. При этом отдельно оговорено право вооруженных сил США и армии Ирака на «легитимную самооборону в пределах Ирака» на основе международного права.

3. Сразу же после вступления соглашения в силу американцы должны иракской стороне полный контроль над воздушным пространством страны. Однако Багдад может попросить у США помощи в решении этой задачи, что и будет сделано, учитывая полное отсутствие у иракцев в настоящее время и на обозримую перспективу эффективных средств контроля воздушного пространства, сил ПВО и боевой авиации.

4. Наземная территория, территориальные воды и воздушное пространство Ирака не могут быть использованы вооруженными силами США в качестве плацдарма или «транзитной территории» для нападения на другие страны. Не секрет, что под «другими странами» подразумеваются, прежде всего, Иран и Сирия.

5. По просьбе правительства Ирака Соединенные Штаты получают право на действия по защите этой страны от любой внешней или внутренней угрозы или агрессии. Это, в частности, подразумевает участие американских войск в мероприятиях по обеспечению безопасности и стабильности в Ираке, в борьбе с террористами и «остатками прежнего режима». Особо отметим, что в Вашингтоне полагают, что статьи Соглашения можно трактовать с позиций, позволяющих американцам «применить силу под предлогом самообороны, если от неких соседних с Ираком государств будет исходить угроза для США». Со своей стороны, иракское руководство всячески подчеркивает, что не позволит использовать национальную территорию для нападения на соседние государства.

6. Наиболее острую дискуссию на переговорах вызывал вопрос о подсудности американских граждан, проходящих службу в армии или работающих по контрактам в Ираке. Статься 12 соглашения предусматривает получение Ираком права преследовать в судебном порядке военнослужащих ВС США и гражданских сотрудников военного ведомства за «серьезные преднамеренные уголовные преступления», совершенные ими за пределами территорий, отведенных для размещения американских войск и во внеслужебное время. Вместе с тем, в случае задержания, военнослужащие и гражданский персонал МО США должны будут в течение 24 часов передаваться в руки американского командования с объяснением причин их задержания или привлечения к уголовной ответственности, а на время следствия и суда они будут содержаться под американской охраной. Военные и гражданские служащие Пентагона, находящиеся на территории отведенных для них баз, или выполняющие служебные обязанности за их пределами, будут находиться под юрисдикцией США. Эксперты полагают, что Вашингтон предложит собственную трактовку статьи 12, что не позволит передавать американских военных и гражданских служащих Пентагона под юрисдикцию багдадских властей. В то же время граждане США, работающие в частных охранных компаниях, лишаются имевшегося у них иммунитета, и на них в полном объеме будет распространяться действие иракских законов.

В свою очередь, иракские граждане, задержанные американскими военными, должны будут передаваться властям Ирака в течение 24 часов после их задержания. Причем командование ВС США обязано сообщать местным властям обо всех случаях задержания иракцев с объяснением причин этих действий. Американским военным не будет позволено проводить обыски в иракских домах без соответствующего разрешения местных властей. В то же время иракское правительство может просить у США оказывать содействие в задержании преступников и подозреваемых лиц. Властям Ирака должны быть переданы все заключенные (16-17 тыс. человек), находящиеся в тюрьмах и лагерях, контролируемых вооруженными силами США.

7. Вашингтон согласился с тем, что американские военные должны предоставлять властям Ирака списки всех грузов, ввозимых в страну для ВС США или частных охранных компаний, но при этом иракцы должны соблюдать «требования безопасности» американской армии.

8. Все здания и сооружения, находящиеся в настоящее время в ведении вооруженных сил США, станут собственностью Ирака, а американские военные базы после завершения вывода войск перейдут под контроль иракцев.

Вопрос о военном соглашении с США стал одним из основных в политической жизни Ирака. Сторонниками его подписания стали многие шиитские политики, прежде всего, из числа приверженцев главы правительства Н. аль-Малики. По их мнению, национальные армия и полиция все еще не в состоянии самостоятельно решать задачи по обеспечению безопасности в стране, что требует продолжения американского военного присутствия в Ираке. Последовательными сторонниками соглашения с США являются курдские политики, которые видят в нем одну из важнейших гарантий, обеспечивающих сохранение самостоятельности контролируемых ими территорий. Вместе с тем, у части курдских политиков существуют опасения насчет того, что центральное правительство, используя соглашение с США, может прибегнуть к силе для восстановления «территориального единства» Ирака.

За ратификацию соглашения 27 ноября проголосовали 144 из 198 присутствовавших на заседании депутатов Палаты представителей (всего в парламенте 275 депутатов). Для «проталкивания» документа правительство добилось от Конституционного суда Ирака специального вердикта, согласно которому для его одобрения необходимо согласие лишь простого большинства депутатов, т. е., как минимум, 138 голосов. Шиитско-курдский альянс также согласился с требованием суннитских политиков о проведении референдума по соглашению до лета 2009 года. При этом если иракцы проголосуют против соглашения, то оно будет аннулировано. И все же сунниты же демонстративно отказались участвовать в голосовании в парламенте.

Обеспокоенность в связи с подписанием соглашения с США высказал духовный лидер иракских шиитов А. Систани. Он считает, что соглашение может усилить нестабильность в стране т. к. в обществе нет консенсуса в отношении этого документа. По оценке политологов, большинство иракцев не поддерживают договоренности с США и выступают за скорейший вывод страны американских войск, которых они продолжают считать оккупантами. Наиболее серьезным противником военного соглашения между Багдадом и Вашингтоном остается движение во главе с радикальным шиитским лидером М. ас-Садром, которое намерено продолжать борьбу за его отмену. М. ас-Садр даже выступил с угрозой возобновить вооруженное противостояние с американскими войсками, если они не покинут Ирак в ближайшее время.

На международной, а особенно на региональной арене иракское руководство всячески подчеркивает, что военное соглашение с США не представляет угрозы для соседних и арабских стран. Премьер-министр Н. аль-Малики особо заверил в этом Лигу арабских государств.

Жестким противником американо-иракской договоренности является Сирия. Президент САР Б. Асад считает, что подписание соглашения с США превратит Ирак в «постоянный источник угрозы для безопасности соседних с ним государств», а рейд американских спецназовцев на сирийскую территорию в октябре с. г. убедительно подтверждает, что иракская территория превратилась «в плацдарм для нанесения ударов по соседним странам».

Иран, жестко выступавший против подписания военной договоренности между Ираком и США, заявил, что поддержит этот документ, если иракский народ на референдуме одобрит соглашение. Среди иранских политиков нет единого мнения по отношению американо-иракского соглашения. Так, спикер парламента ИРИ А. Лариджани резко осудил его, в то время как министр юстиции Х. Шахради заявил, что «иракское правительство поступило правильно». По мнению некоторых экспертов, в Тегеране не считают соглашение угрозой для Ирана. Во-первых, после избрания Б. Обамы президентом США у иранцев прибавилось уверенности, что американцы не нападут на ИРИ. Во-вторых, руководство ИРИ надеется все же найти общий язык с новой вашингтонской администрацией по иранской ядерной проблеме, а поэтому не желают «мелкими проблемами создавать препятствия на этом пути». И еще одна причина – Иран не хочет ухудшения отношений с Ираком, «дискредитировать иракское правительство в глазах иракского народа».

Генеральный секретарь ЛАГ А. Муса, комментируя американо-иракское военное соглашение, подчеркнул, лишь примирение и национальное единство, а не иностранные войска смогут защитить Ирак.

В целом, как видится, военное соглашение с США юридически закрепило существующее в Ираке положение вещей, а именно сохранение сильной зависимости багдадского правительства от американской военной и иной помощи.

Рамочное соглашение о стратегическом партнерстве предусматривает установление долгосрочных отношений дружбы и сотрудничества между Ираком и США, развитие связей в политической, экономической, энергетической, военной, культурной и других сферах. Соединенные Штаты и в этом документе обязуются не использовать территорию Ирака для нападений на другие станы.

Руководство Ирака придавало большое значение президентским выборам в США, понимая, что их итоги напрямую отразятся на иракско-американских отношениях и, следовательно, на развитии ситуации в самом Ираке. Багдад выразил готовность сотрудничать с администрацией Б. Обамы, одновременно заявив, что не ждет серьезных перемен в американской политике оп отношению к Ираку.

Министр иностранных дел Ирака Х. Зибари посетил в первой половине ноября Сирию для обсуждения ситуации, сложившейся в двусторонних отношениях после рейда американского спецназа в конце октября из Ирака на территорию САР. Зибари проинформировал сирийское руководство, что в американо-иракском военном соглашении Багдад постаралось учесть интересы стран-соседей Ирака.

Россия озабочена сохраняющейся возможностью ухудшения обстановки в Ираке и считает, что добиться долговременной стабилизации обстановки в этой стране, «опираясь исключительно на силу, невозможно, Нужны реальные шаги по налаживанию широкого внутрииракского диалога с участием всех сил, отвергающих террор, как метод решения политических проблем».

Таким образом, военно-политическая обстановка в Ираке в ноябре 2008 года продолжала оставаться сложной. В стране одновременно идут два процесса – в сторону улучшения ситуации в сфере безопасности и в сторону возможной дестабилизации обстановки из-за обострения противоречий между ведущими политическими силами Ирака. В этой ситуации много будет зависеть от способности и желания иракских политиков договориться по урегулированию многочисленных и сложных проблем, не допустить в стране нового витка масштабного насилия и кровопролития.

52.38MB | MySQL:103 | 0,576sec