О сотрудничестве ЕС с Ливией по вопросу пресечения незаконной миграции

Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) в июне предупредило о резком росте в 2021 году числа мигрантов, прибывающих в Италию морским путем. Об этом сообщила представитель УВКБ ООН в Италии Кьяра Кардолетти в опубликованном в воскресенье интервью газете «Вельт ам зонтаг».
Кардолетти пояснила, что в текущем году в Италию прибудет по морю столько мигрантов, сколько не наблюдалось за последние четыре года. «По нашим оценкам, в этом году около 60 тыс. человек попадут в Европу по центрально-средиземноморскому маршруту», — отметила Кардолетти. Она добавила, что «это будет наибольшее число мигрантов, прибывших с 2017 года».  Основной причиной резкого роста количества мигрантов, по ее словам, стала непростая ситуация в Ливии. Многие из них не смогли отправиться в Европу из-за пандемии коронавируса. Однако в связи с улучшением эпидемиологической ситуации мигранты вновь ринулись в европейские страны в поисках лучшей жизни.
По данным Международной организации по миграции, более 170 человек погибли на центрально-средиземноморском маршруте в первой половине 2021 года, порядка 460 пропали без вести. Ранее Агентство ЕС по контролю границ Frontex («Фронтекс») сообщило, что за первые четыре месяца текущего года число мигрантов, прибывших в ЕС по центрально-средиземноморскому маршруту, увеличилось более чем в два раза и составило 11 600.
Ливия, где сохраняется нестабильная политическая обстановка, остается основным перевалочным пунктом для беженцев из Африки, стремящихся попасть в европейские государства. Так, согласно данным Национального комитета по правам человека, в 2020 году у ливийского побережья был спасен и доставлен на территорию страны 11 891 нелегальный мигрант, более 300 погибли. При этом не исключается, что фактическое количество летальных исходов может быть значительно выше ввиду невозможности учесть всех лиц, незаконно направлявшихся в Европу. Таким образом, констатировано плачевное положение дел в этой области. С увеличением числа попыток мигрантов пересечь Средиземное море из Ливии и попытками Европейского союза установить миграционный контроль все дальше от своих собственных границ Береговая охрана Ливии сталкивается со всевозможным давлением, как со стороны ливийцев, так и со стороны иностранных правительств. Именно Береговая охрана Ливии является краеугольным камнем усилий Европейского союза по экстернализации управления миграцией и организации сотрудничества в области безопасности с Триполи, но при этом на сегодня она является непрозрачным и фрагментированным органом. Тем не менее, это главная сила, участвующая в перехвате мигрантов. С начала этого года она вернула на ливийскую территорию 13 000 человек, причем более половины из них — с середины мая, поскольку в последние несколько недель резко возросло число людей, пытающихся проникнуть в Европу. Береговая охрана Ливии разделена на два отдельных корпуса, каждый из которых подчиняется своему министерству. В то же время она находится в постоянном контакте с ливийскими ополченцами и государствами ЕС, которые стремятся обучить их и снабдить оборудованием. С момента формирования Правительства национального единства в марте Береговую охрану Ливии, численность которой, по оценкам, составляет чуть более 1000 человек, возглавляет Реда Исса. Он пришел непосредственно из ливийского военно-морского флота, где командовал западными ливийскими военно-морскими силами в операции «Вулкан гнева» по отражению наступления, начатого фельдмаршалом Халифой Хафтаром на Триполи в период с апреля 2019 года по июнь 2020 года. До вступления в должность он отвечал за центральную зону береговой охраны, которая простирается от Хомса на западе до Сирта на востоке. Он принял пост командующего Береговой охраны Ливии от адмирала Абдаллы Тумия, который официально ушел в отставку на церемонии 14 июня. Береговая охрана входит в состав  ВМФ Ливии, которым командует начальник военно-морского штаба Абдель Хаким Абу Хавлия под руководством Министерства обороны. Однако в настоящее время министра обороны нет, и ответственность за это министерство временно взял на себя премьер-министр ПНЕ Абдель Хамид Дбейба. Береговая охрана отвечает как за портовую, так и за береговую безопасность в пределах морских границ страны. Береговая охрана охватывает три зоны, каждая из которых имеет своего командира. Это западная зона, которая включает в себя город Завия, зону Триполи и центральную зону. На востоке Ливии есть еще три зоны, но они находятся под руководством Ливийской национальной армии (ЛНА) Халифы Хафтара. Осенью 2020 года Береговая охрана оказалась в центре серьезной полемики после ареста Абдель Рахмана аль-Милада, известного как Абдо Биджа.  Он был командиром зоны Завия, которая является одним из главных пунктов отправления мигрантов и уже был подвергнут санкциям ООН в 2018 году после того, как его обвинили в совершении насильственных действий в отношении мигрантов и поддержании связей с контрабандистами людей.  Такие обвинения в адрес Береговой охраны Ливии снова появились на прошлой неделе, когда итальянские прокуроры заявили, что они добиваются разрешения Министерства иностранных дел начать расследование видеозаписи, на которой Береговая охрана Ливии стреляет по лодке, перевозящей людей через Средиземное море. В случае одобрения уголовное расследование станет первым в своем роде в Европе, сообщает немецкая спасательная организация Sea-Watch, чей самолет наблюдения снял видео и которая подала жалобу. На снимках, снятых 30 июня, видно, как ливийское судно Береговой охраны стреляет и пытается протаранить небольшую лодку в неудачной попытке заставить ее вернуться в Ливию.  Это дело ведет Луиджи Патронаджо, главный прокурор сицилийского города Агридженто,  однако любое расследование будет осложнено тем фактом, что Италия и Ливия не имеют соглашения о сотрудничестве в судебной сфере. Новость о возможном расследовании, впервые сообщенная итальянской газетой Avvenire, появилась накануне голосования в итальянском парламенте по возобновлению финансирования Береговой охраны Ливии. Италия и Европейский союз в течение многих лет финансировали, обучали и оказывали помощь Береговой охране, чтобы помешать контрабандистам перевозить мигрантов и беженцев на хлипких лодках через Средиземное море в Европу. Но Береговая охрана столкнулась с многочисленными обвинениями в ужасающем жестоком обращении с просителями убежища, а благотворительные организации и правозащитные группы резко критиковали это соглашение. Согласно международному морскому праву, спасенные лица должны быть высажены в безопасном месте. Отдел ООН по правам человека заявляет, что Ливия не может считаться безопасным местом. По данным Международной организации по миграции, в этом году в Средиземном море погибло почти 900 человек.  На прошлой неделе  французская медицинская благотворительная организация «Врачи без границ» (MSF) заявила, что одно из ее судов, спасших сотни мигрантов и беженцев в Средиземном море в прошлом месяце, было задержано в Италии, предполагая, что захват был политически мотивирован. Исследовательское судно MSF Geo Barents, было захвачено 2 июля в Августе, на Сицилии, во время инспекции, которая обнаружила 22 недостатка, говорится в заявлении благотворительной организации. Хотя она была готова выполнить требования властей, MSF добавила, что такие проверки «представляют собой возможность для властей преследовать политические цели под видом административных процедур». В нем говорилось, что итальянские власти задерживали суда НПО 13 раз с 2019 года, четыре из которых в настоящее время задержаны, «почти не оставляя возможности  спасательной деятельности в центральной части Средиземного моря». Все эти моменты только иллюстрируют еще раз, что помимо сложностей в самой Ливии, есть еще и целый ряд разногласий между Римом и Парижем по этому вопросу, даже несмотря на то, что стороны в мае на саммите договорились об общей стратегии по борьбе с миграцией.  Еще одна спорная тема: условия содержания мигрантов в специальных центрах в Ливии.

Кстати, двоюродный брат Абдель Рахмана аль-Милада Мухаммед Кашлаф возглавляет бригаду «Аль-Наср», которая контролирует нефтеперерабатывающий завод «Завия» и заодно центр содержания под стражей «Аль-Наср», куда доставляются некоторые мигранты, подобранные Береговой охраной. Как и все другие центры содержания под стражей, этот официально контролируется правительством. Управление по борьбе с нелегальной миграцией (DCIM), возглавляемое Мабруком Абд аль-Хафизом, находится в ведении Министерства внутренних дел Ливии. Согласно имеющейся информации, этот центр все еще находится в активной деятельности, наряду с 30 или другими подобными ему центрами. Большинство из них контролируются или находятся вблизи штабов ополчения. Центр «Абу Салим» в пригороде Триполи напрямую связан с ополчением «Гнейва» Абдельгани аль-Кикли, которое было призвано в протрипольский правительственный альянс бывшим премьер-министром Фаизом Сарраджем в январе 2021 года и получило название Подразделения поддержки стабильности. Еще один орган выполняет функции береговой охраны под руководством Министерства внутренних дел, которое в настоящее время возглавляет Халед Мазен. Он известен как Главное управление береговой безопасности (GACS) и возглавляется Мухаммедом ан-Нависри. Он управляет 10 региональными центрами, расположенными вдоль ливийского побережья. Самый крупный из них в Триполи возглавляет полковник Ибрагим ас-Сакли. GACS получает большую часть оборудования и программ обучения персонала, предоставленного Италией и Турцией. В конце июня Министерство внутренних дел Италии приступило к восстановительным работам на патрульном судне, принадлежащем Ливии, которое было пришвартовано в тунисском порту Бизерта. Эта работа касается в общей сложности трех судов и проводится в соответствии с условиями соглашения, заключенного между Ливией и Италией в 2017 году, а также меморандума о взаимопонимании по вопросам иммиграции. Трехлетнее соглашение, которое было продлено в 2020 году, предусматривает подготовку персонала, занимающегося вопросами береговой безопасности. Часть этой подготовки проводится в оперативном центре береговой охраны Италии в Кальяри на Сардинии. С июня 2021 года состоялось несколько встреч между итальянцами и ливийцами. 27 июня командующий ВМС Италии принял участие во встрече с начальником штаба ВМС Ливии и командующим Береговой охраной. Обучение в основном финансируется Чрезвычайным целевым фондом ЕС для Африки (EUTF for Africa), который выделил в общей сложности 455 млн евро на проекты в Ливии, из которых 57 млн евро — на управление миграцией. Италия должна была создать в Триполи морской спасательный координационный центр при финансовой поддержке EUTF for Africa, но, по-видимому, он на сегодня не функционирует. Обучение Береговой охраны также является одной из миссий EUBAM Ливии, миссии ЕС по оказанию пограничной помощи во главе с итальянской Natalina Ceа и Средиземноморской военно-морской миссии «Ирини», созданной в 2020 году после окончания операции «София» «Ирини» возглавляет командующий Фабио Агостини, который в ближайшее время должен посетить Триполи. Фабрис Леггери, директор Агентства по охране границ ЕС Frontex, отрицает наличие какой-либо связи между его агентством и Береговой охраной Ливии, но некоторые НПО обвиняют Frontex в том, что он информирует Береговую охрану о положении лодок с мигрантами до того, как они покидают ливийские воды, что облегчает их перехват. Frontex выполняет наблюдательную миссию в Средиземном море, в частности с использованием беспилотных летательных аппаратов. Как стало известно, Европейское агентство потратит 150 млн евро на мониторинг североафриканского побережья с помощью самолетов и беспилотников, и возможно даже дирижаблей. Канадские PAL и британские Alto хотят присоединиться в этой работе  к существующим CAE, DEA и EASP Air. Миссии могли бы распространяться на Атлантику или даже на материковую Африку.  С мая ЕС занята разработкой новой «дорожной карты» управления миграцией, в которой Ливия занимает видное место. Миссия ЕС по оказанию пограничной помощи там будет расширена и ее деятельность  продлена, особенно на юге страны. Помимо угрозы нарастания миграционных потоков Брюссель в данном случае стимулируется еще и попытками  минимизировать растущее влияние Анкары на этом направлении.    Турция начинает опережать Италию в оказании помощи Береговой охране Ливии. В 2019 году она подписала соглашение о военном сотрудничестве с правительством в Триполи, и сотрудники Береговой охраны и GACs отправились в Турцию для обучения. В июне в Анталье состоялась вторая тренировка, организованная турецкими органами береговой безопасности. Турция хорошо зарекомендовала себя на западе Ливии, особенно после того, как турецкие войска и их союзники отразили нападение Хафтара на столицу в 2020 году. Таким образом, Береговая охрана может оказаться мощным оружием, позволяющим Реджепу Тайипу Эрдогану  использовать иммиграционный контроль для оказания соответствующего давления на Европейский союз, как он уже смог это сделать в свое время во время  спора по поводу иммиграции на сухопутной границе между Грецией и Турцией.

62.88MB | MySQL:102 | 0,539sec