Ливия: что предлагает и делает для страны А.Х.Дбейба и что – Х.Хафтар

Каким путем пойдет Ливия после выборов и почему путь, предлагаемый мисуратским технократом и хозяйственником, нынешним премьером-министром А.Х.Дбейбой выгоднее во всех смыслах и предпочтительнее чем то, что готовит для страны командующий ЛНА Х.Хафтар? Ответ на этот вопрос на самом деле не очень сложен, но, кроме собственно внутренней ливийской специфики, на наш взгляд способен еще с одного ракурса охарактеризовать отдельные моменты нынешнего геополитического и регионального противоборства, которое ведут те, или иные внешнеполитические игроки на территории Ливии. Нас интересует прежде всего позиция России, позиция, не декларируемая МИД РФ, а действительная, с ее реальным наполнением, поскольку, оно носит точно такой же характер для внешней политики РФ на Ближнем Востоке в других его странах, прежде всего, в Ираке. Разумеется, полагать, что Х.Хафтар является ставленником или проводником планов Москвы кто-то может и считает, это, как говорится, дело вкуса, но то, что его поступки несут на себе определённую проекцию той позиции, которое российское руководство заняло по Ливии, несомненно.
Хлеб или пушки? Так кратко можно обозначить то, что предлагают ливийцам Дбейба и Хафтар. Разумеется, главным и основным моментом, который может привнести изменения в сложившийся расклад сил, является присутствие иностранных вооруженных сил на территории Ливии: если отбросить в сторону условности, вещи можно назвать своими именами, в Ливии противостоят друг другу военные России и Турции. Неважно, кто находится действует «на земле», персонал ЧВК, кадровые военнослужащие, главное это то, что министерства обороны и генеральные штабы обеих стран осуществляют планирование, разработку, осуществление управления действиями этих сил, отвечают за их снабжение. С единственным принципиальным отличием: турки находятся там законно, на основании оформленных юридических соглашений с международно признанными властями Ливии, противная им сторона находится в Ливии, не имея на то никаких юридических оснований и вообще не признает самого факта этого нахождения. И если для Турции вопрос вывода военных сил из Триполитании с точки зрения его влияния на ее интересы в Ливии не является критичным, и мы ниже укажем почему, для России вывод ее контингента из Ливии будет означать конец ее присутствия в этой стране. Со всеми вытекающими последствиями, которых, отметим, на самом деле, не так и много.
Премьер-министр Правительства национального единства Абдель Хамид Дбейба подтвердил, что ему не известно о договоренности между Россией и Турцией относительно вывода их иностранных боевиков, но в то же время отметил, что такой шаг будет приветствоваться Ливией. В беседе с агентством Reuters во время его пребывания на сессии Совбеза ООН в Нью-Йорке Дбейба подчеркнул, что намерен провести выборы 24 декабря, но предупредил, что некоторые законодатели могут не захотеть отказаться от власти, добавив, что он еще не решил, будет ли он баллотироваться на пост президента страны. После 2-й Берлинской конференции в прошлом месяце; поступали сообщения о том, что Германия и США собираются достичь первоначальной договоренности о постепенном выводе своих иностранных боевиков. По этому поводу Дбейба сказал, что «не слышал об этом соглашении о выводе боевиков, но мы приветствуем любое соглашение, и мы приветствуем уход любых иностранных сил, боевиков или наемников при любой поддержке любой стороны, и мы ведем переговоры с всеми сторонами о выводе иностранных войск из Ливии. Немного позднее Дбейба заявил Совету Безопасности ООН, что продолжающееся присутствие иностранных боевиков представляет собой «реальную опасность для текущего политического процесса, а также угрожает усилиям по продолжению прекращения огня и объединению армии в Ливии». В этой ситуации будет «чрезвычайно сложно» объединить армию. «Конечно, мы должны общаться с Хафтаром, но он сложный военный человек, но мы общаемся с ним, хотя это непросто», — так прокомментировал текущий момент агентству Reuters Дбейба.
Позиция ливийского премьера, озвученная в Нью-Йорке, получила неожиданную поддержку со стороны Пекина, который крайне редко высказывался на тему происходящих в Ливии сегодня процессов.
Китай подтвердил, что будущее Ливии в настоящее время находится в руках ливийского народа, высоко оценив прогресс, достигнутый в текущий переходный период, который привел к формированию правительства национального единства, которое готовится провести выборы и организовать конференцию для примирения и объединение институтов. Об этом 15 июля заявил представитель КНР при ООН Ли Баодун во время своего выступления в четверг перед Советом Безопасности по поводу развития ситуации в Ливии. В своем выступлении китайский представитель сказал, что прекращение огня было достигнуто в Ливии при «поддержке международных партнеров», отметив, что «ливийские стороны должны прийти к соглашению, чтобы запустить будущее своей страны и укрепить консенсус для служения интересам страна и ливийский народ». Он добавил, что «Пекин надеется укрепить диалог между ливийскими сторонами, чтобы достичь необходимой конституционной основы для своевременного проведения выборов, и поддерживает миссию ООН и текущие мероприятия по проведению выборов и помощь ливийскому правительству в этом отношении».
Теперь обратимся к тому, что в Ливии делают турки.
16 июля посол Турции в Ливии Канан Йилмаз подтвердил, что его страна будет продолжать проводить обучение и консультировать местных силовиков, чтобы помочь в восстановлении ливийской армии на основе меморандума по вопросам военной безопасности, подписанного между двумя странами. Йилмаз отметил в заявлениях для The Libya Observer, что Турция была первой и единственной страной, которая ответила на запрос законного правительства Ливии о помощи в освобождении Триполи в 2019 году. «Ливия тогда просила помощи у пяти стран (во время агрессии Хафтара против Триполи – авт.), и Турция была единственной страной, которая пришла на помощь», — подчеркнул посол Турции указав, что его страна поддерживает возобновление нового политического процесса в стране, в результате чего нынешняя администрация получила полномочия управлять переходным периодом. Он также подчеркнул готовность Турции помочь в проектах развития, особенно в сфере энергетики, водоснабжения, муниципальных и основных услуг. «Турецкие строительные компании имеют опыт многолетней работы в Ливии и также полностью осведомлены о существующих проблемах и способах их решения», — отметил турецкий дипломат. 15 июля посольство Турции в Ливии организовало церемонию по случаю 5-й годовщины неудавшейся попытки государственного переворота в Турции в результате которой погибли около 250 человек. Согласно официальным заявлениям, часть военнослужащих турецкой армии, связанные с организацией Ф.Гюлена, начали операцию в нескольких крупных городах по свержению правительства и президента Реджепа Тайипа Эрдогана. Мятеж был подавлен, как сообщалось, чуть ли не без помощи из Москвы, якобы вовремя предупредившей «друга Эрдогана» об опасности. На церемонии в посольстве присутствовали глава Высшего государственного совета Халед аль-Мишри, член Президентского совета Абдулла аль-Лафи, начальник Генерального штаба Ливийской армией Мухаммед аль-Хаддад и президент Союзной партии Абдул Рахман аль-Сувейхли.
Турецкие военнослужащие могут покинуть Ливию, но это обстоятельство не изменит и не отменит следующего факта: турецкий экспорт в Ливию увеличился на 72,3% в первой половине 2021 года по сравнению с тем же периодом прошлого года, составив 1,2 млрд долларов. Председатель Турецко-ливийского делового совета Муртаза Каранфил сообщил агентству Anadolu, что «экспорт в Ливию достиг 1 млрд 195 млн долларов, тогда как в июне прошлого года он составил 213 млн долларов». Каранфил ожидает, что «экспорт в Ливию установит новый рекорд, превышающий текущий, в 3,13 млрд долларов», заявив, что «торговля идет хорошо на фоне прихода нового правительства и что его визиты в Ливию помогли укрепить экономические отношения между двумя странами», ссылаясь на встречу с ливийскими официальными лицами в Триполи, в том числе с главой Президентского совета, официальными представителями ПНЕ и государственным министром по коммуникациям и политическим вопросам.
Давайте на минуту представим себе эту цифру – свыше 3 млрд долларов США турецких товаров и услуг в год. За этой цифрой стоят усилия и политика Дбейбы и его соратников. Ливийско-турецкое сотрудничество развивается практически во всех сферах экономики, позволяя людям получить работу, насыщает рынок товарами, продуктами питания, строительными материалами, в конечном счете, становясь тем самым «хлебом». Спектр приложения активности А.Х.Дбейбы отнюдь не исчерпывается развитием связей с Турцией, но и с той же Италией.
12 июля ливийский премьер рассмотрел с Государственным управлением по привлечению инвестиций и приватизации план стимулирования национального экономического роста и вывода страны на путь устойчивого экономического развития. Предлагаемый план включает инициативы, разработанные для поддержки экономического восстановления, стимулирования местной экономической деятельности и создания соответствующих инвестиционных условий и среды в этом отношении, поясняется в заявлении правительственного информационного бюро. Согласно заявлению правительства, план, разработанный по поручению премьер-министра, направлен на обеспечение экономических преобразований в Ливии. Экономическая рабочая группа, сформированная правительством, рекомендует внести поправки в банковские правила в соответствии с исламским банкингом и проектами финансирования развития. На встрече во вторник под председательством государственного министра экономики Саламы аль-Джвейли группа обсудила темы, касающиеся экономического управления, и выпустила ряд рекомендаций. Команда подчеркнула важность решения премьер-министра передать местные доходы муниципалитетам, если нет никаких оговорок со стороны министерств финансов, планирования и внутренних дел. Она также призвала завершить жилищные проекты в ливийских городах. Среди обсуждаемых тем была электросеть общего пользования. Было рекомендовано отключить электричество некоторым предприятиям, потребляющим большое количество энергии.
По поручению А.Х.Дбейбы заместитель председателя Совета директоров Ливийской металлургической компании встретился 15 июля с послом Хорватии в Ливии в присутствии ряда официальных лиц компании. В ходе встречи, которая проходила в штаб-квартире компании, стороны обсудили ряд вопросов, представляющих взаимный интерес в области промышленности, особенно черной металлургии. Посол Хорватии коснулся механизмов наведения мостов между ливийской компанией Iron and Steel и хорватскими компаниями в той же области, в дополнение к маркетингу продукции компании в Хорватии.
Конечно, возразят некоторые, эти мисуратские работают только на благо Триполитании и своего города. Увы, такое утверждение относится к той самой сфере пропаганды и недобросовестной политики по приклеиванию ярлыков, когда недалекие политики и их не менее недалекие советники, горе-эксперты называют все политические силы и партии в Западной Ливии то «террористами», то сплошь и поголовно сторонниками «Братьев-мусульман» (запрещены в РФ), то протурецкими агентами влияния. Такие ангажированные подходы способны лишь завести в тупик отношения между странами. И могут быть с легкостью опровергнуты хотя бы вот такими примерами.
Министр экономики и торговли Ливии Мухаммед аль-Хувейдж 12 июля официально заявил из Бенгази, что морской порт «Джалиана» отныне является зоной свободной торговли. Министр провел инспекционную поездку в порт в присутствии заместителя министра по коммерческим вопросам Сухайля Абу Шиха, мэра Бенгази, и нескольких местных и правительственных чиновников. Аль-Хувейдж встретился во время своего визита с руководством Ливийской портовой компании, чтобы проследить за ходом работы и координации между всеми компетентными органами, а также ознакомился с процедурами регулирования экспортно-импортных операций и предложениями по развитию деятельности порта и повышению уровня торгового обмена и грузооборота.
Муниципалитет Бенгази по инициативе ПНЕ получил партию скота для жертвоприношений в дни праздника Ид аль-Адха в количестве 1930 голов овец из 30 000 голов, о намерении распределить которые среди всех муниципалитетов страны правительство объявило накануне. Муниципалитет передал эту партию в Управление фонда закята Бенгази и Управление по социальным вопросам Бенгази для распространения среди семей, с ограниченным доходом в пределах муниципалитета, имеющих право на получение пособия. Примечательно, что механизм доставки готовился заранее через офис Управления фонда закята и Управление по социальным вопросам, согласно спискам, в которых были указаны имя, национальный номер и номер телефона получателя, в дополнение к тому факту, что доставка осуществлялась по купонам, полученным от Министерства местного самоуправления в ПНЕ.
Теперь обратимся к действиям и заявлениям противоположной стороны. Что можно слышать из Бенгази? Угрозы «если надо повторить», обвинения соперников в содействии терроризму, намеки на некие военные способности и потенциал, способные разделаться с врагами в течении короткого срока времени. Можно ли припомнить из уст Х.Хафтара, его спикера А.аль-Мисмари нечто содержательное и конструктивное, или хотя бы упоминание о попытках вести диалог с тем же А.Х.Дбейбой? Мы такого не припоминаем. Точно так же, как и нельзя вспомнить фактов приезда в Бенгази иностранных бизнесменов, прихода туда инвесторов, капиталов, реализации промышленных или социальных проектов, кроме тех, которые проводит то же ПНЕ. Что может предложить Х.Хафтар ливийцам? Назначить своего сына министром обороны, а его самого выбрать президентом? После чего так называемое «инвестиционное управление» ЛНА займется конфискацией собственности и перераспределением ее в пользу самого Хафтара и его спонсоров, но уже в масштабах всей страны? Ответ ливийцев, на наш взгляд, будет очевиден, и не в пользу Хафтара и сил его поддерживающих.
Что касается реального наполнения внешней политики, то оно также очевидно: с одной стороны — это миллиардные внешнеторговые обороты, крупные инфраструктурные и энергетические проекты, многовекторная экспансия, зачастую имеющая прочную культурно-религиозную историческую основу. С другой – несколько сот вооруженных лиц, находящихся непонятно с какой целью и в чьих интересах в других странах, близкие к нулю цифры экспорта и совершенно невнятные или засекреченные цифры по импорту, практически полное отсутствие конкурентоспособных для местных рынков товаров и услуг, разовые PR-акции вроде вручения пары-другой тысяч доз вакцины от коронавируса и очень много заявлений, рассуждений и утверждений касательно собственной геополитической и региональной роли. К этому еще можно присовокупить периодическую выдачу кредитов, правда в случае с Ливией, об этом говорить не приходится.

52.28MB | MySQL:103 | 0,522sec