Об успехах национальной стратегии продовольственной безопасности Марокко в контексте пандемии коронавируса

Сегодня становится очевидным, что пандемия коронавируса отбросила назад многие достижения африканских стран в области обеспечения продовольственной безопасности и преодоления голода. В новых пост-ковидных условиях, как показывает практика, прежние бизнес модели не работают, и на передний план выходит инновация институтов, процессов и национальных стратегий. Пример Марокко хорошо демонстрирует успех таких подходов, позволяющих добиваться успехов в сфере обеспечения национальной продовольственной безопасности. невзирая на последствия коронавируса, по преодолению вызовов в сфере обеспечения национальной продовольственной безопасности.

К середине 2021 года становится понятным, что главным залогом успеха марокканской модели стала ставка на развитие местного производства. По оценкам Всемирного банка, аграрный сектор (включая животноводство) обеспечивает 15% национального ВВП и составляет 23% всего экспорта страны. В социальном плане, сельское хозяйство несет важнейшую функцию, поскольку обеспечивает треть рабочих мест в стране и до 80% дохода в аграрных районах страны.

Рост местного производства произошел благодаря целенаправленной государственной политике по расширению системы ирригации и внедрению новых технологий использования водных ресурсов и восстановления земель.

В итоге, за последние годы ирригацией охвачено 20% пашенных земель страны. Также власти продвигают т.н. «региональный» или
«территориальный» подход, позволяющий гибко адаптировать стратегию к конкретному региону страны с учетом имеющихся людских, финансовых, инфраструктурных и институциональных ресурсов.

Правительство напрямую поддерживает доступ аграриев к новых технологиям, семенам и удобрениям и поддерживает инициативы по сотрудничеству с бизнесом. Важным элементом поддержки со стороны правительства, особенно в контексте пандемии, cтало обеспечение доступа к финансовым ресурсам малых и средних предприятий аграрного сектора. Власти поддерживают предпринимательство и стимулируют вовлечение в агробизнес молодежь и женщин.

Как результат успешной политики властей, ситуация с продовольственной безопасностью и питанием в Марокко сегодня лучше, чем в значительной части африканских стран. Страна оказалась лучше подготовленной к пандемии и ее социально-экономическим последствиям, и продолжает улучшать показатели в сфере сокращения нищеты и голода и повышения качества питания.

Реагируя на пандемию, правительство Марокко утвердило в 2020 году новую долгосрочную стратегию «зеленого поколения» на 10-летний период, которая реализуется под эгидой министерства сельского и рыбного хозяйства. Стратегия включает два основных элемента – развитие человеческого капитала и устойчивое аграрное развитие.

По первому направлению власти ставят амбициозную задачу создания среднего класса в аграрном секторе с охватом в 400 тысяч семейных хозяйств, и создают стимулы для создания нового поколения молодых аграриев-предпринимателей. Для решения этой задачи в нынешнем году правительство выделило инвестиции для создания 1 млн гектаров земли для коллективного владения. Это позволит создать 350 тысяч новых рабочих мест для местной молодежи при поддержке аграрных организаций и институтов.

По второму направлению власти реализуют задачу обеспечения устойчивого аграрного развития через развитие аграрных цепочек добавленной стоимости, что особенно важно в контексте пандемии. Марокко пока удалось избежать сбоев в работе продовольственных цепочек, даже в период длительных локдаунов. Поставленная до 2030 года задача удвоения экспорта сельскохозяйственной продукции и удвоения аграрной части ВВП, безусловно позволит обеспечить рост торговли и развитие рынков. В этом же контексте правительство работает на треке повышения эффективности распределения продовольственной продукции внутри страны и роста межрегиональной торговли.

В рамках второго направления Марокко активно подключился к глобальному тренду по т.н. «зеленому восстановлению» (green recovery) после коронавируса. В регионе эта страна пока является одним из лидеров и на деле демонстрирует свою приверженность, инвестирую большую долю средств по восстановлению от пандемии именно на «зеленые» проекты. В частности, власти Марокко рассчитывают в ближайшие годы засадить лесами 130 тысяч гектаров земли, что напрямую позволит создать почти 28 тысяч новых рабочих мест. Также Марокко активно инвестирует в развитие экотуризма, привлекая к эти проекты местные общины и неправительственные организации.

Таким образом, в тандеме две выше обозначенные магистральные задачи новой стратегии вносят посильный вклад в укрепление национальной продовольственной безопасности.

При этом однако, было бы ошибочным рассматривать успехи Марокко на агропродовольственном треке исключительно в качестве некоего инструмента социальной защиты, который правительство задействовало против пандемии. Думается, нужно смотреть более глубоко и долгосрочно на аграрный сектор как важнейший локомотив устойчивого экономического роста. Не случайно, Международный валютный фонд весьма высоко оценил потенциал Марокко по экономическому восстановлению после коронавируса. При этом большая заслуга в таком положительном прогнозе принадлежит именно агро-продовольственному сектору. В частности, эксперты МВФ весной текущего года прогнозировали 4.5-процентный рост ВВП Марокко в нынешнем году после почти 7-процентного его падения в 2020 году. По итогам первого квартала 2021 года национальная экономика выросла на 1.8%, что дает хорошие предпосылки на весь год. Во многом это произошло благодаря росту деятельности и проектов в аграрном секторе на 21 % и в рыболовстве на 1%.  При этом в сфере услуг продолжается спад как следствие активизации пандемии и сохранения ограничительных мер. В первом квартале 2021 года ВВП сектора услуг (включая рестораны, туризм и торговлю) упал на 3% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года.

Таким образом, аграрный сектор в Марокко в кризисный период пандемии действительно выступает важнейшим драйвером экономического роста, а заодно и выступает в качестве важнейшего инструмента социальной защиты (сохранение рабочих мест) и национальной продовольственной безопасности в целом. Наконец, важный сдвиг в сторону «зеленого восстановления» от коронавируса и доминанта целевого инвестирования в важные экологические проекты (особенно в лесном и рыбном секторах) стали также возможными благодаря новым стратегиям марокканского правительства на агро-продовольственном треке.

52.33MB | MySQL:103 | 0,455sec