Ситуация в Сомали: ноябрь 2008 года

Самым громким событием месяца, а может, и года вокруг Сомали стало заявление Эфиопии от 28 ноября о том, что эфиопские войска — а это примерно 4 тыс. человек — покинут соседнюю страну до конца 2008 г. Соответствующие письма за подписью главы МИДа Эфиопии были отправлены 25 ноября в адрес председателя Комиссии Африканского союза и генерального секретаря ООН. «Для Эфиопии становится неприемлемым сохранять свои войска в Сомали. Мы выполнили там нашу работу и гордимся этим, но нас разочаровало поведение мирового сообщества», — отмечалось, в частности, в послании.

Позицию Аддис-Абебы легко понять, если вспомнить, что многие на Западе быстро забыли, что именно эфиопские войска не допустили в конце 2006 г. превращения Сомали в новый оплот «Аль-Каиды». Более того, они сразу же начали критиковать Аддис-Абебу за якобы чрезмерную жесткость, проявленную в последующем эфиопскими военными, несшими на себе основную тяжесть войны с исламистами в Сомали.

Одним этим заявлением Аддис-Абеба, на долю которой пришлась значительная, если не основная, тяжесть войны против исламистов в Сомали, фактически обрекла на вывод и развернутый в этой стране африканский миротворческий контингент Амисом, численность которого в ноябре составляла всего 3,4 тыс человек.

Еще с 17 ноября солдаты Амисом начали заменять эфиопских военных на позициях, которые последние занимали в Могадишо. Формально это делалось во исполнение соглашения от 26 октября, подписанного в Джибути между переходным правительством Сомали и умеренным крылом оппозиционного Альянса за новое освобождение Сомали (АНОС). Этим документом предусматривалось, что эфиопские военные должны покинуть ряд районов города Беледвейн (центральная часть страны) и Могадишо до 21 ноября, и полностью покинуть Сомали в начале 2009 г.

С учетом осложнения ситуации в Сомали влиятельная так называемая Группа мудрецов Африканского союза (в него входят бывшие главы африканских стран) 29 ноября призвала Совет Безопасности ООН незамедлительно развернуть Международные силы по стабилизации в Сомали с тем, чтобы заменить эфиопские войска и оказать поддержку контингенту Амисом. «Мудрецы» предупредили, что в результате вывода эфиопских войск ситуация в Сомали рискует серьезно осложниться, что в свою очередь создаст «серьезную угрозу миру и международной безопасности».

Днем ранее спецпредставитель генерального секретаря ООН по Сомали Ахмеду ульд Абдалахи призвал международное сообщество незамедлительно обсудить с Эфиопией все вопросы, касающиеся решения Аддис-Абебы о выводе войск из Сомали. «Нас в первую очередь интересует стабильность в Сомали. Поэтому необходимо, чтобы постоянные члены Совета Безопасности ООН, Африканский союз и Евросоюз незамедлительно обсудили с Эфиопией условия этого вывода», — утверждал дипломат. Он напомнил, что «Совет Безопасности ООН и Африканский союз ранее одобрили вмешательство эфиопских войск в Сомали, однако оставили их без тыловой и финансовой поддержки». Ульд Абдалахи также отметил, что его «вторая реакция на решение Аддис-Абебы — это необходимость сказать сомалийцам, что после объявления о выводе эфиопских войск у них нет больше видимых причин воевать между собой». Хотя понятно, что для исламистов присутствие в Сомали эфиопских войск было лишь предлогом для ведения боевых действий в борьбе за власть в этой стране.

Заявление Аддис-Абебы прозвучало на очень сложном фоне, связанном с непрекращающимся наступлением исламистов из движения «Шабаб» и почти ежедневными вылазками сомалийских пиратов.

В ноябре формирования исламистов вели успешное наступление на юге и в центральной части страны. В течение месяца под их контроль перешел порт Мерка (90 км к югу от Могадишо), ранее они захватили третий по величине город страны Кисмао, находящийся на юге Сомали. Захват Мерки сразу же поставил под вопрос поставки гуманитарной помощи, осуществлявшиеся через этот порт по линии Всемирной продовольственной программы (ПАМ) ООН, и существенно улучшил позиции движения «Шабаб».

13 ноября представитель полиции, находящейся под контролем переходного правительства Сомали, заявил, что власти намерены восстановить контроль над территориями, захваченными исламистами. Как заявил Абдулахи Хасан, «мы намерены направить правительственные силы в этот регион с тем, чтобы освободить его от сторонников насилия, которые стремятся сорвать выполнение мирного соглашения», подписанного переходным правительством и умеренным крылом оппозиционного Альянса за новое освобождение Сомали (АНОС)

Пока переходные власти Сомали собирали силы для наступления на юге страны, исламисты начали устанавливать там свой «новый» порядок. Одним из их первых нововведений стал запрет на торговлю во время часов молитвы. Как заявил один из полевых командиров движения шейх Абди Муз, «наша цель — насаждение законов шариата в регионе, все его жители должны соблюдать их и подчиняться заповедям Аллаха» Один из его соратников утверждал, что исламисты не намерены препятствовать поставкам через Мерку гуманитарной помощи. Исламисты имеют все шансы получить поддержку значительной части местного населения, занимающейся торговлей, поскольку они немедленно отменили «налог» на торговцев, ранее установленный контролировавшими город проправительственными милицейскими формированиями. Последние оставили город без боя. В качестве союзников движения «Шабаб» выступают формирования исламиста Хасана Турки, имя которого фигурирует в американском списке спонсоров международного терроризма.

4 ноября стало известно о трагическом и дичайшем инциденте в районе Кисмао, ставшем следствием насаждения новых законов. Там — согласно шариату и по приговору исламского суда — закидали камнями 13-летнюю девочку. Незадолго до этого Аиша Ибрагим Духулоу была изнасилована тремя дальними родственниками. Когда она попыталась обратиться за помощью к новым властям, исламский суд обвинил ее в адюльтере и приговорил к смерти через забрасывание камнями.

18 ноября в Триполи президент Сомали Абдулахи Юсуф Ахмед объявил, что обратился к лидеру ливийской революции Муамару Каддафи с просьбой выступить посредником в деле достижения внутрисомалийского примирения. «Я информировал моего брата Каддафи о развитии ситуации в Сомали и передал ему досье относительно внутрисомалийского примирения, попросив лично заняться им», — заявил глава Сомали. Он же сообщил, что попросил Каддафи урегулировать все вопросы с Джибути относительно переноса переговоров по внутрисомалийскому урегулированию из Джибути в Триполи. При этом он утверждал, что Ливия имеет «больше средств» для принятия подобных переговоров.

Ранее сообщалось, что конференция по внутрисомалийскому урегулированию уже несколько месяцев проходит под эгидой ООН в Джибути. Радикальные исламисты бойкотируют это мероприятие.

В ноябре значительная активность сторон наблюдалась на антипиратском «фронте» в зоне Сомали. Пираты захватывали судно за судном, включая саудовский супертанкер «Сириус стар», а мировое сообщество, включая Россию, активно наращивало группировку боевых кораблей в зоне Аденского залива, причем этот процесс никак заметно не повлиял на активность пиратов. В этой связи в диссонанс прозвучало заявление видного эксперта в области ВМС, главного конструктора ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» Виктора Кашкина. Он, в частности, считает, что простое арифметическое наращивание международной военно-морской группировки в зоне Сомали не приведет к искоренению морского пиратства в этом районе. Необходимо менять тактику и методологию борьбы с этим злом, полагает он. 19 – 22 ноября Кашкин в составе делегации Рособоронэкспорта представлял на выставке вооружений в Индонезии многоцелевой фрегат «Гепард-3.9». «Здесь мы представляем фрегат, который наиболее подходит для использования в данном регионе, — отметил Кашкин в беседе с корреспондентом ИТАР-ТАСС. — Что касается актуальной в настоящее время проблемы борьбы с пиратством, то для этих целей у нас есть малый корвет проекта 1124М2 водоизмещением около 1200 тонн. Он имеет высокую скорость, значительную автономность плавания, есть площадка для легкого вертолета. Корвет оснащен соответствующим вооружением, которое наиболее эффективно для борьбы с пиратством».

По мнению Кашкина, именно «легкие корветы, катера, вертолеты, самолеты базовой патрульной авиации, действующие с передовых баз (для этого, в частности, можно было бы восстановить пункт базирования на йеменском острове Сокотра, в свое время использовавшийся ВМФ СССР), а не крупные боевые корабли, были бы наиболее эффективными с точки зрения экономичности для борьбы с пиратством» «Пока же, — считает эксперт, — эта борьба недостаточно эффективна, поскольку простое наращивание группировки крупных боевых кораблей в районе Сомали не привело к снижению числа пиратских атак»

Как известно, в настоящее время в зоне Аденского залива находятся до 20 кораблей разных стран мира, включая российский сторожевик «Неустрашимый»

Несколько иную точку зрения на борьбу с пиратством представил командующий ВМС Франции в зоне Индийского океана вице-адмирал Жерар Вален. По его мнению, для того чтобы эта борьба была эффективной, необходимо противодействовать пиратам не только в море, но и на земле, т.е. на территории Сомали.

52.23MB | MySQL:103 | 0,522sec