О развитии политической ситуации в Ливане

В последнюю неделю июля в вопросе о формировании нового кабинета министров Ливана, кажется, появился «свет в конце тоннеля». 20 июля Саад Харири, получивший в конце прошлого года вотум доверия парламента на создание нового правительства страны, официально отказался от выполнения этой задачи. Официально он мотивировал это тем, что не может больше испытывать терпение ливанцев, так как консультации по формированию нового правительства затянулись на девять месяцев и пока ни к чему не привели. Большинство ливанцев восприняло это как крах своих политических надежд. Однако уже 27 июля президентом был назван новый кандидат на пост премьера. Им стал один из наиболее богатых ливанских политиков, 65-летний Наджиб Микати. Наджиб Микати уже возглавлял правительство страны в 2005 и 2011-2014 годах. Уже через день ливанский парламент большинством голосов (73 из 118 депутатов) утвердил его кандидатуру.  Напомним, что в настоящее время в Ливане функционирует «техническое правительство» во главе с Хасаном Диабом. Все министры имеют статус «исполняющих обязанности». Они не имеют права ни проводить реформы, ни заключать долгосрочные международные соглашения. В условиях жесточайшего экономического кризиса, который переживает Ливан, это означает, что страна не может ни получить экстренный пакет международной помощи, ни прибегнуть к содействию Всемирного банка или МВФ.

В своем докладе от апреля 2021 года Всемирный банк поместил нынешний ливанский экономический коллапс в список десяти, а, может быть, и трех наиболее суровых кризисов с середины 19 века. ВВП Ливана в 2020 году снизился на 20% и достиг нижней отметки в 33 млрд долларов. Государственный долг приближается к 100 млрд долларам, что стало результатом безответственной кредитной политики правительства, которую Всемирный банк охарактеризовал как «схему Понци». Курс национальной валюты упал с 2019 года на 90% и в начале июля достиг 18 тысяч лир за доллар. В Ливане возникла реальная перспектива нехватки товаров потребления, а для некоторых категорий населения  и голода, так как страна импортирует 85% товаров первой необходимости. Между тем, Центральный банк страны (Banque du Liban) имеет валютные резервы только на 15 млрд долларов. Бедность в Ливане достигла беспрецедентных масштабов. В настоящее время 45% ливанцев попали в категорию бедных, а 22% населения страны живет ниже уровня бедности. 30% ливанских детей ложатся спать голодными и не получают медицинской помощи. В то же время 77% домохозяйств не хватает денег на продукты питания. Субсидии на продукты питания, горючее и медицинское обслуживание за прошедшие два года были постепенно сняты, что больно ударило не только по бедным слоям населения, но и по среднему классу.

При анализе назначения Микати на пост премьер-министра необходимо обратить внимание на два фактора. Во-первых, представляется, что ускоренное  формирование правительства стало результатом франко-американской инициативы. Напомним, что Саад Харири изначально обладал французской поддержкой. После взрыва в порту Бейрута 4 августа прошлого года президент Франции Эммануэль Макрон посетил Ливан и представил свою «дорожную карту» по выходу страны из кризиса. Была обещана французская и международная помощь, но под правительство, которое должен был возглавить Харири. Однако этот премьер-неудачник «не оправдал доверия» Парижа. Основной причиной его неудачи  в формировании кабинета министров, как представляется, стали разногласия с президентом Мишелем Ауном и лидером Свободного патриотического движения Джебраном Басилем. Представители этого течения маронитской общины настаивали на том, чтобы у президента в новом правительстве была блокирующая треть, что очень стесняло бы премьера. 5 июля с.г. послы США и Франции в Ливане Дороти Ши и Анна Грийо провели в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде консультации по улучшению ситуации в Ливане. Столица КСА была выбрана для этой цели неслучайно. Премьер-министром Ливана по конституции может быть только мусульманин-суннит. Саудовская Аравия издавно считается покровителем суннитов Ливана, а клан Харири в течение десятилетий был проводником ее политики. Однако наследный принц КСА Мухаммед бен Сальман с самого начала проявил к Сааду Харири антипатию и неприятие. На встрече, во-первых, обсуждались другие кандидатуры на пост главы правительства Ливана. Во-вторых, была выработана политика «кнута и пряника» для  того, чтобы поторопить ливанских политиков с созданием нового кабинета. В частности французское правительство после этого пригрозило санкциями для тех ливанских политиков, которые не желают конструктивно сотрудничать.

Во-вторых, выбор нового премьера зафиксировал переход лидерства в суннитской общине от клана Харири к кланам Триполи. Неслучайно лидер партии «Марада», представляющей интересы маронитов севера Ливана Сулейман Франжье еще за несколько дней заявил о том, что новым премьером Ливана будет либо Наджиб Микати, либо Фейсал Караме, оба уроженцы Триполи. Наджиб Микати принадлежит к одной из аристократических суннитских семей Триполи, имеет большое влияние на ситуацию в городе. У этого политика и бизнесмена сложились тесные партнерские отношения с Францией. В то же время за годы нахождения на посту премьера он были известен конструктивным сотрудничеством с «Хизбаллой».   Что касается Фейсала Караме, то этот молодой честолюбивый политик является племянником многолетнего ливанского премьера Рашида Караме (убит в 1987 году) и сыном другого премьер-министра Омара Караме, но на этот раз выбор был сделан не в его пользу. В своем первом интервью после назначения на пост премьер-министра Наджиб Микати отметил, что будет способствовать реализации инициативы Макрона 2020 года, а также, что новое правительство будет правительством технократов, то есть в его состав не войдут представители политических партий.

Голоса в парламенте при вынесении вотума доверия Микати распределились следующим образом. Из 128 депутатов парламента в голосовании приняли участие 118 человек. За Наджиба Микати проголосовали представители суннитского движения «Мустакбаль» Саада Харири (17 депутатов), фракции «Союз сопротивления» (представители движения «Хизбалла», 12 депутатов), фракции «Развитие  и освобождение» (сторонники движения «Амаль» спикера парламента Набиха Берри, 17 человек), фракции движения «Марада» Сулеймана Франжье (5 депутатов), фракции Прогрессивно-социалистической партии Валида Джумблата (7 депутатов), фракции Сирийской социально-национальной партии (ССНП, 3 депутата) и ряд независимых депутатов. Против проголосовали депутаты фракции «Сильная республика», выражающей интересы «Ливанских сил» Самира Джаджаа (14 депутатов), депутаты фракции «За сильный Ливан» (СПД Джебрана Басиля, 17 человек), представители Армянского блока (3 депутата) и Блока «Защита горного Ливана» (3 депутата). Таким образом, две ведущие христианские партии – СПД и «Ливанские силы» выразили недоверие Микати. Вероятно, это объясняется его намерением создать непартийный кабинет, в котором они не получат желаемых преференций. В случае с СПД не помог и давний альянс этой партии с движением «Хизбалла».

Перед Наджибом Микати  и поддерживающими его силами стоит непростая задача  остановить сползание страны в пропасть и, если не вытянуть ее из кризиса, то хотя бы спасти от окончательного распада. В течение двух лет многие ливанские аналитики, отчаявшиеся в возможности решении этой проблемы, считали, что альтернативной нынешнему перманентному кризису может быть только военный переворот. Однако мяч вновь оказался на стороне статусных политиков.

62.84MB | MySQL:102 | 0,903sec