История вопроса
Водный баланс Израиля отрицательный, что означает, что страна использует больше воды, чем получает благодаря дождям. С момента создания Государства Израиль проблема нехватки воды в стране всегда волновала его руководство. Первый премьер-министр Давид Бен-Гурион заявил, что «потребность в дополнительных источниках воды не только существенна, но и имеет решающее значение для Израиля». Стоит иметь в виду , что большая часть питьевой воды в Израиле добывалась из водяных скважин, и лишь первые два десятилетия активно использовались возможности пресного озера Кинерет, расположенного на севере страны. Поэтому Израиль с самого начала искал решения водной проблемы в основном с помощью опреснения.
В начале 1960-х годов в Эйлате была продемонстрирована установка основанная на замораживании морской воды под вакуумом и с дальнейшем отделением образованного льда и его плавлением. Процесс, изобретенный Александр Зарченым был основан на том, что лед при замораживании не содержит соль.
В 1973 был опробован метод обратного осмоса для специальных нужд в районе Мертвого моря. Кроме того, в этом районе построено 17 сооружений по опреснению солоноватой воды для населенных пунктов, не подключенных к национальной сети водоснабжения.
В 1997 году первая в Израиле система опреснения морской воды была установлена на опреснительной установке в Эйлате с использованием метода обратного осмоса (до этого опреснялась только солоноватая вода). Опреснительные установки в Эйлате обеспечивают полное потребление жителей города. В 2004 году государственная водяная компания «Мекорот» усовершенствовала процесс опреснения, чтобы предотвратить повреждение сельскохозяйственных культур.
В конце 1990-х годов на фоне отсутствия осадков и засухи в те годы и ожидаемого увеличения потребления воды для бытовых и промышленных нужд примерно с 650 млн куб. м в 1997 году до 850 млн куб. м в 2005 году и 1 млрд куб. м в 2010 году, что привело бы к нехватке 350-200 млн куб. м, начались обсуждения о создании опреснительных установок вдоль прибрежной зоны.
В декабре 1999 года министерский комитет во главе с министром финансов Авраамом Шохатом принял решение о создании ряда опреснительных заводов. В декабре 2000 года был также представлен план строительства шести заводов по опреснению соленой воды объемом 117 млн куб. м.
Площадка под строительство первого объекта располагалась на территории трубопроводной компании Эйлат-Ашкелон на пляже Ашкелон. Тендер на строительство опреснительной установки в Ашкелоне с использованием метода BOT (сборка-эксплуатация-передача) был опубликован в конце 2000 года. В феврале 2001 года министр финансов Шохат объявил второй тендер на строительство трех дополнительных опреснительных установок, которые будут производят около 50 млн куб. м в год. Водная комиссия предупредила, что в течение следующих пяти лет будут построены еще как минимум четыре опреснительных сооружения, которые будут производить около 200 млн куб. м воды в год, чтобы справиться с ожидаемым дефицитом воды. Было решено, что второй тендер будет проводиться в форме государственно-частного партнерства с использованием метода BOO — построить — владеть — эксплуатировать (частный концессионер финансирует и управляет предприятием, а также является владельцем предприятия). На первом этапе, в августе 2001 года, Министерство инфраструктуры отобрало 17 из 21 участка, предложенного различными группами предпринимателей. В рамках второго конкурса по строительству установок по опреснению воды было подано 6 заявок.
В сентябре 2001 года VID Desalination Group выиграла строительство опреснительной установки в Ашкелоне, предложив самое дешевое предложение — 52 цента за куб.м воды.
В августе 2002 года группой Via Maris был выигран второй тендер на строительство завода по опреснению воды возле пляжа Пальмахим с предложением цены в 54 цента за куб. м. В октябре 2002 года группа также выиграла тендер у «Мекорот» на строительство Ашдодской опреснительной установки. Однако после долгих разбирательств этот тендер был отменен и компания «Мекорот» сама построила завод примерно через десять лет.
В августе 2002 года группа компаний Carmel Desalination выиграла тендер на строительство завода по опреснению морской воды и производству энергии в Хайфском заливе. Однако группа так и не построила объект и заплатила государству 35 млн шекелей за нарушение соглашения.
В апреле 2003 года группа «Ювалим» выиграла тендер на строительство опреснительной установки в Акко. Однако группе не удалось получить необходимое финансирование, и объект не был создан.
В решении правительства от июня 2008 года говорилось, что объем опреснения морской воды в Израиле должен быть увеличен до 505 млн куб. м в год к 2013 году и до 750 млн куб. м к 2020 году.
По состоянию на 2017 год, существуют пять основных заводов по опреснению морской воды в Израиле: в Ашкелоне , в Ашдоде, в Пальмахим, в Сореке и в Хадере . Кроме того, планируется построить установку возле кибуца Шомрат.
В 2013 году Израиль произвел около 500 млн куб. м опресненной воды. За исключением опреснительной установки Пальмахим, которая была построена с использованием BOO — Build Own Operate, остальные опреснительные установки были построены с использованием BOT ( сборка-эксплуатация-передача ).
Общее водопотребление в Израиле в 2013 году составило 2200 млн куб. м Из которых национальная система водоснабжения поставляла в среднем 1150 млн куб. м пресной воды. В итоге на опресненную воду в том году приходилось около половины потребляемой пресной воды.
В конце первого десятилетия 21-го века , в рамках подготовки к эксплуатации многих опреснительных установок вблизи Средиземного моря, компания «Мекорот» начала строительство нового национального трубопровода — системы, которая соединит с национальной водной системой пять опреснительных установок, расположенных вдоль побережья. Средиземноморское побережье. Стоимость проекта оценивалась более чем в 2 млрд шекелей.
В 2018 году был объявлен тендер на строительство еще одного объекта в Сореке, который, как ожидается, будет производить 200 млн куб. м воды в год, что является крупнейшим в мире объектом такого типа.
В 2019 году было объявлено, что две компании: Desalination Engineering и Hutchison вышли в финал, но в ноябре того же года Министерство финансов объявило об отмене объявления победителя тендера из-за нарушений, обнаруженных наобъект Whistle-1, эксплуатируемый этими двумя компаниями.
В мае 2020 года Desalination Engineering выиграла тендер после давления США, которые добивались запрета на участие китайских компаний в тендерах по управлению объектами инфраструктуры в Израиле.