Друзский фактор в противостоянии «Хизбаллы» и Израиля

В минувшую пятницу утром из Ливана по территории Израиля были выпущены 19 ракет. Большая часть из них была сбита противоракетной системой «Железный купол», остальные упали в незастроенной местности неподалеку от ливанско-израильской границы, не нанеся материального ущерба и не вызвав человеческих жертв. За несколько дней до этого уже имел место ракетный обстрел израильской территории из Ливана, хотя и значительно меньшего масштаба. Отличие на этот раз состоит в том, что фактически контролирующая Ливан проиранская шиитская радикальная организация «Хизбалла» взяла на себя ответственность за этот обстрел, не скрываясь, как в предыдущий раз за мелкими палестинскими террористическими организациями, базирующимися в лагерях беженцев на юге Ливана. Нет ни малейшего сомнения в том, что «Хизбалла», а точнее стоящий за нею Иран бросает открытый вызов новому израильскому правительству ставя его перед выбором: либо «потерять лицо», смирившись с периодическими нарушениями израильского суверенитета в виде пока малоэффективных ракетных обстрелов израильской территории, либо пойти на риск начала Третьей ливанской войны (Первая ливанская война была в 1982 году, а Вторая ливанская война – в 2006 году).

В Израиле это прекрасно понимают. Тем не менее, несмотря на жесткую риторику и открытые угрозы со стороны министра обороны Израиля Бени Ганца в адрес Ирана, не говоря уже о «Хизбалле», ЦАХАЛ ограничился на данном этапе артиллерийским обстрелом «района, из которого велся ракетный обстрел», не нанесшим серьезного ущерба. Сам по себе факт такого израильского ответа является вызовом «Хизбалле», представители которой постоянно заявляют, что они жестко ответят «на любое нарушение ливанского суверенитета сионистским врагом», однако ответ ЦАХАЛа, несомненно, мог бы быть и более ощутимым. Чем вызвана такая сдержанность?

Одним из факторов, заставляющих Израиль проявлять на данном этапе сдержанность в отношении Ливана, являются особые отношения между еврейским государством и друзской общиной. Друзы, общая численность которых составляет порядка полутора миллионов человек, проживают главным образом в Сирии (более 600 тысяч), в Ливане (более 400 тысяч) и в Израиле (143 тысячи человек). При этом израильские друзы очень хорошо интегрированы в военные и в политические элиты еврейского государства. И они нередко используют свое влияние на высшее военно-политическое руководство Израиля для защиты интересов своих единоверцев в Сирии и Ливане.

Учитывая данное обстоятельство, «Хизбалла» произвела в пятницу упомянутый обстрел израильской территории из района друзского городка Хасбайя (более 7 тысяч жителей), расположенного на северных склонах горы Хермон, в юго-восточной части Ливана. Хасбайя является важнейшим религиозным центром друзской общины. В непосредственной близости от нее расположена одна из главных святынь друзской религии – Хилват аль-Байда. Здесь находится высшее друзское религиозное училище, в котором с начала Первой ливанской войны и до 2000 года, когда силы ЦАХАЛа были выведены из Южного Ливана, обучались и израильские друзские священнослужители. Многие жители этого ливанского городка связаны семейными узами с израильским друзским селом Хурфейш (6,5 тысяч жителей). Поэтому «Хизбалла» и Иран пытались спровоцировать ЦАХАЛ на то, чтобы нанести ответный дар именно по Хасбайе и тем самым вызвать напряженность в отношениях между друзами и евреями.

Следует отметить, что связь друзов Хасбайи с евреями имеет долгую историю. С точки религиозных представлений иудаизма, Хасбайя является частью святой Земли Израиля. Согласно традиции, еврейская община существовала в этом населенном пункте со времен Второго Храма (ее существование документально подтверждается с начала XV века). В 1888 году большинство евреев Хасбайи переселились по инициативе барон Биньямина Эдмонда де Ротшильда в еврейскую сельскохозяйственную колонию (ныне израильский поселок) Рош-Пина, основанную в 1882 году. Три последних еврейских семьи покинули Хасбайю в 1913 году.

Немало друзов Хасбайи служили в находившейся под командованием христиан-маронитов Армии Южного Ливана (АЮЛ), сотрудничавшей с ЦАХАЛом в период, когда последний удерживал зону безопасности на юге Ливана. После отступления ЦАХАЛа из Южного Ливана и роспуска АЮЛ часть ее бойцов-друзов, в отличие от христиан, не бежала в Израиль, а осталась в Хасбайе, в которую вошли срочно переброшенные из населенного преимущественного друзами горного района Шуф в Центральном Ливане военные формирования представляющей интересы друзского меньшинства Прогрессивно-социалистической партии Ливана (ПСП). Они не дали боевикам «Хизбаллы» войти в Хасбайю, как это произошло с шиитскими и христианскими населенными пунктами Южного Ливана, оставленными ЦАХАЛом. В 2008 году, после того, как лидер ПСП Валид Джумблат выступил против «Хизбаллы», в Ливане произошли вооруженные столкновения между шиитскими и друзскими боевиками, в результате которых обе стороны понесли потери.

На этом фоне не вызывает особо удивления тот факт, что друзы Хасбайи захватили джип «Хизбаллы», на котором была установлена ракетная установка, обстрелявшая Израиль, и передали его ливанской армии (последняя заявила, что она арестовала причастных к обстрелу израильской территории боевиков, однако сомнительно, что ливанская армия в ее нынешнем состоянии способна противостоять «Хизбалле»). Кадры, запечатлевшие этот захват, быстро разошлись по ливанским социальным сетям и поставили «Хизбаллу» в крайне щекотливое положение. В условия массового недовольства военно-политическим засильем Ирана и его подручных в Ливане на фоне тяжелейшего экономического кризиса, переживаемого этой страной, друзы Хасбайи продемонстрировали готовность открыто противостоять «Хизбалле» и Ирану с тем, чтобы не допустить втягивания страны в новую войну против Израиля, в результате которой, как предупреждают представители высшего военно-политического руководства еврейского государства, «Ливан будет возвращен в каменный век».

Принадлежащий к друзской общине израильский генерал-майор запаса Хасун Хасун, занимавший в прошлом в частности пост военного секретаря президентов Израиля Шимона Переса и Реувена (Руби) Ривлина, сказал по этому поводу в интервью армейской радиостанции «Галей ЦАХАЛ»: «Друзы (Хасбайи – В.Ч.) продемонстрировали свое мужество, и я надеюсь, что другие жители Ливана тоже продемонстрируют такое мужество».

Однако в целом генерал-майор Хасун Хасун настроен пессимистично. «Мы находимся на пути, ведущем к войне с Ираном. «Хизбалла» – это только дивизия или передовой командный пункт, который иранцы взяли под свой контроль после 2006 года, — заявил он в частности, — Мы идем к региональной войне с Ираном. Сейчас на Ближнем Востоке есть две региональные сверхдержавы – Израиль и Иран, причем не только с военной точки зрения. С точки зрения военной, разведывательной и технологической мощи мы (Израиль – В.Ч.) – сверхдержава. Но Иран ведет себя как сверхдержава с очень ясной стратегией, он упорен и не тратит зря времени. Иран использует каждую секунду, чтобы усиливаться. (…) Никто не хочет войны (…) ни «Хизбалла», ни Израиль, но мы не можем игнорировать реальность». По мнению генерал-майора Хасуна Хасуна, Иран уже превратил ливанско-израильскую и сирийско-израильскую границу во фронт против еврейского государства, а в дальнейшем Иран намерен установить свой контроль и над граничащей с Израилем Иорданией. В этой ситуации генерал-майор Хасун Хасун призвал высшее военно-политическое руководство Израиля «проявить инициативу» и начать региональную войну против Ирана «в подходящий момент» и добавил: «Мы, а не они (иранцы – В.Ч.) должны устанавливать правила».

52.28MB | MySQL:103 | 0,609sec