О перспективах восстановления членства Израиля в ЮНЕСКО

Израиль присоединился к Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры в 1949 г., а завершил процедуру выхода из состава ее участников в 2019 г. вслед за США. Этому решению предшествовали многочисленные разногласия между государством и специализированным учреждением в составе ООН, связанные с  недовольством Иерусалима политизацией структуры и ее враждебной направленностью, проявлявшейся в последовательной практике включения объектов в список Всемирного наследия с пометкой «палестинский». Более того, еще в 2016 г., занимая пост министра образования и президента Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО, действующий глава правительства ближневосточной страны Н.Беннет инициировал замораживание совместной работы вверенного ему ведомства с организацией в свете ее резолюции, отрицающей связь еврейского народа с его столицей.

В конце 2020 г. в связи со сменой американской администрации высказывались предположения, что Израиль может последовать за США и вернуться в ряды стран-участниц данной структуры. Подкреплялись подобные выводы предвыборными выступлениями Дж.Байдена,  обещавшего восстановить пошатнувшееся международное положение Соединенных Штатов, отказаться от односторонних действий и ликвидировать ущерб, нанесенный Америке внешней политикой Д.Трампа. В списке конкретных шагов, где значились ВОЗ, БАПОР и Парижское соглашение по климату, казалось, найдется место и для ЮНЕСКО.

Впрочем, за истекший период президентства представителя Демократической партии серьезных подвижек со стороны Вашингтона в адрес указанной структуры ООН замечено не было. Эксперты связывают сдержанность Белого дома с двумя обстоятельствами. Во-первых, возвращение потребует от США выплатить взносы в бюджет ЮНЕСКО, причем не только за предстоящий после решения о реинтеграции год, но и за все истекшие, когда страна не считала себя участницей организации. По данным на начало 2021 г. эта сумма превышает 540 млн долларов, что весьма затруднительно для американской экономики, преодолевающей кризис, вызванный  COVID-19, да и в целом имеющей более значимые статьи расходов, в том числе в области внешней политики. Во-вторых, в соответствии с действующим законодательством, США не имеют права финансировать учреждение ООН, признающее Палестину в качестве полноценного государства-участника. Попытки пересмотреть эту практику неизбежно приведут к проблемам для Демократической партии в Конгрессе, что также крайне невыгодно для президента и его администрации. В связи с этим казалось, что и Израиль, чье новое правительство еще больше склонно солидаризироваться с США, будет следовать аналогичному курсу.

Однако в последнее время в израильских СМИ стали появляться сообщения со ссылкой на неназванные источники в правительственных кругах, которые утверждают, что глава внешнеполитического ведомства Я.Лапид предположительно поручил департаменту международных организаций МИД провести оценку возможностей возвращения государства в ряды участников ЮНЕСКО. Свидетельством справедливости данных предположений может быть и то, что министр не так давно заявил, что уход страны с важных международных площадок вследствие их враждебности привел лишь к снижению эффективности дипломатии. Когда будут подготовлены итоговые рекомендации, не сообщается. Однако для принятия окончательно решения, как утверждают те же источники, Израиль все же планирует координировать действия с США.

Нежелание Н.Беннета в прошлом сотрудничать с организацией в сочетании со сдержанностью администрации Дж.Байдена в том, что касается восстановления членства в ЮНЕСКО, ставит вполне резонный вопрос, что подтолкнуло Иерусалим задуматься о трансформации курса. В СМИ страны высказывается версия, что своего рода идеологом данного процесса стал глава Всемирного еврейского конгресса (WJC) Р.С.Лаудер. По некоторым данным, незадолго до поручения Я.Лапида департаменту международных организаций МИД проработать вопрос состоялся их телефонный разговор, в котором глава WJC высказался за реинтеграцию как Израиля, так и США в структуру ООН.

Руководствуется Р.С.Лаудер, вероятно, тем, что WJC удалось запустить при поддержке ЮНЕСКО несколько знаковых инициатив в сфере мемориализации, искажения фактов и отрицания Катастрофы европейского еврейства. Так, в июле Facebook сообщил о расширении возможностей при подключении пользователей социальной сети к сайту AboutHolocaust.org, созданного WJC при поддержке ЮНЕСКО. С января эта опция была предназначена лишь для англоязычной аудитории, а с лета стала доступна для людей, говорящих на 12 языках. Предполагается, что проект позволит бороться с отрицанием Холокоста и антисемитизмом в социальных сетях. Помимо этого, WJC установил неплохие контакты с Генеральным директором организации О.Азулай, которая поддерживает инициативы в данной сфере и выступает на заседаниях WJC. Кроме того, с ее именем ранее также связывались надежды на то, что Израиль и США вернуться в ряды стран-участниц организации.

Таким образом, восстановление членства Израиля в ЮНЕСКО является для государства сложным и многофакторым процессом. С одной стороны, по линии организации возможно начать решение ряда актуальных проблем, таких как антиизраильское подстрекательство в социальных сетях, в том числе подпитывающее движение по бойкоту страны (BDS-Movement), отрицание Холокоста, а также добиться большей вовлеченности в  мониторинг образовательных материалов и культурной политики на палестинских территориях. Помимо этого существует и потенциал подключения к работе США. Во-первых, Вашингтон в своем противоборстве с Пекином будет заинтересован в сдерживании китайской экспансии, распространившейся и на ЮНЕСКО, с уходом Соединенных Штатов из рядов организации. Во-вторых, BDS-Movement, антисемитизм, солидарность с Израилем на международных формах остаются важными направлениями работы администрации Дж.Байдена, а укрепить эти контакты возможно с привлечением нового израильского посла М.Герцога, получившего высокие оценки в том числе со стороны WJC.

С другой стороны, у этого процесса есть и множество ограничителей. В их списке, прежде всего, политика по присвоению статуса Всемирного наследия объектам на территориях, которые ЮНЕСКО продолжает считать палестинскими. Риск нарастания напряженности на текущем этапе существует в Хевроне, где на днях в Пещере патриархов начались работы по обеспечению доступности для лиц с ограниченными возможностями. Израильские левые неправительственные организации, такие как Emek Shaveh, поставившая своей целью борьбу с политизацией археологии, уже обвинили правительство страны в несоблюдении международных норм охраны объектов. С палестинской стороны последовали очередные подозрения в попытках «иудаизации» города. При этом согласно трактовке ЮНЕСКО, Хеврон и Пещера Патриархов считаются палестинским наследием.

Помимо этого нельзя не учитывать, что возвращение в ряды данной  структуры приведет к тому, что палестинцы смогут использовать данный израильский шаг как свидетельство признания Иерусалимом их статуса в ООН и ее специализированных учреждений, что даст им дополнительную свободу в применении практики односторонних действий. Кроме того, начало сотрудничества без пересмотра его условий приведет к тому, что возобновление совместной работы с Израилем станет использоваться ЮНЕСКО как свидетельство глубинных перемен и отказа от политизации, в то время как восстановление финансирования от США, которые могут последовать за своим ближневосточным партнером, позволит расширить административный аппарат и реализовывать проекты, не отвечающие интересам Иерусалима и Вашингтона, что также спровоцирует новый виток напряженности.

Наконец, вопрос о восстановлении членства в ЮНЕСКО для Израиля имеет и внутриполитическое измерение. Так, упомянутый проект в Пещере Патриархов  Н.Беннет продвигал, будучи еще министром обороны. Более того, вопрос статуса, суверенитета и доступа к святыням иудаизма является принципиальным для его электората, а потому кардинальный пересмотр подходов в данной сфере рискует спровоцировать недовольство части общественности, что в совокупности с другими существующим в стране проблемами, накопленными за годы погружения в досрочные выборы, не позволит выйти из политического кризиса. Я.Лапид, пусть и придерживающийся несколько иных взглядов, этот риск, как кажется, понимает, а потому, если и продолжит прорабатывать идею возращения Израиля в ЮНЕСКО, то, весьма вероятно, что процесс этот заметно растянется во времени.

51.65MB | MySQL:101 | 0,339sec