Одной из главных серьезных угроз, c которой столкнулся назначенный в конце июля с.г. на пост премьер-министра Ливана Н.Микати грозит стать национальный топливный кризис.
Накануне стало известно, что политический тяжеловес и миллиардер Н.Микати смог предварительно согласовать с президентом страны состав нового кабинета министров, утверждение которого ожидается в ближайшие недели. Несмотря на это, взаимоотношения внутри политического истеблишмента страны все это время остаются напряженными, и одним из проявлений этих противоречий стало решение Центрального банка Ливана (ЦБЛ) об отмене субсидий на топливо.
Это вызвало однозначную реакцию со стороны нового премьер-министра: он выступил против столь несвоевременного решения ЦБЛ, которое по сути ликвидирует один из важнейших механизмов социальной защиты населения (наряду с субсидией на хлеб) в самый разгар экономического кризиса. Очевидно, что отмена топливной субсидии поднимет цены на топливо на новую отметку, что приведет к новому витку роста цен на транспортировку, а также потребительские товары, включая продовольствие. Действия ЦБЛ и его главы Рияда Саламе новый премьер назвал «противозаконными».
Ранее, несмотря на негативную реакцию переходного правительства на действия ЦБЛ, временный премьер Хасан Диаб отвергал призыв президента страны М.Ауна о созыве чрезвычайной встречи временного кабинета для обсуждения этого вопроса. Аргумент был простой – необходимо дождаться формирования нового кабинета для решения такого рода стратегических вопросов, которые не входят в компетенцию переходного правительства.
Теперь, все ожидания устремились к новому премьеру, которому придется в срочном порядке принимать меры для предотвращения топливного кризиса. По сути он стал первой проверкой на прочность новых ливанских властей. Напомним, что поводом для введения топливной субсидии в Ливане в 2019 году стал мировой финансовый кризис, который сподвиг Бейрут по сути субсидировать импорт топлива за счет применения Центробанком официального обменного курса доллара к ливанскому фунту, который был на порядок ниже ставок на черном рынке.
Нынешнее решение ЦБЛ по топливной субсидии по факту отменяет льготный режим обменного курса национальной валюты для импортеров топлива, и предполагает установление нового, приближенного к рыночной стоимости обменного курса. В частности, это угрожает серьезными убытками для импортеров нефтепродуктов, что приведет к взвинчиванию цен на топливо. Экономические эксперты уже предупредили о существующем остром дефиците топлива в стране. Сразу после анонсирования такого решения ЦБЛ, население стало активно скупать бензин, что и привело к его ажиотажному спросу и дефициту.
Нужно отметить, что судьбоносное решение главы ливанского Центробанка не стало неожиданным с точки зрения логики финансовых экспертов. Действительно, в выборе момента такого решения сразу после назначения на премьерский пост Н.Микати можно усмотреть некую преднамеренность и направленность против этого политика. Однако если абстрагироваться от политической подоплеки вопроса, становится очевидно, что такое решение об отмене топливных субсидий напрашивалось уже по меньшей мере несколько месяцев. Резервы ЦБЛ к концу лета 2021 года практически иссякли, а новых массовых поступлений, особенно прямых иностранных инвестиций, как показала недавняя донорская конференция по Ливану, в ближайшее время не ожидается. В развитие назревающего политического скандала и вслед за негативной реакции нового премьер-министра Ливана, руководство ЦБЛ выступило с новым заявлением, в котором подчеркивало правильность принятого решения. По логике Центробанка, существующие немалые субсидии на топливо помогали преимущественно крупному бизнесу, а не простому населению. Только в июле 2021 года Бейрут израсходовал на топливные субсидии 800 млн долларов, однако при этом на топливном рынке Ливана ощущался дефицит продукции и цены на топливо продолжали рост.
Примечательно, что фигура находящегося на этом посту с 1990-х гг. бессменного главы Центрального банка Ливана Р.Саламе уже не раз оказывалась в центре внимания и крупных политических скандалов. Именно его в рамках длящегося не один год острого политического кризиса неоднократно подозревали в причастности к крупным коррупционным скандалам. Неоднократно в средства массовой информации вбрасывался различный компромат на главу ЦБЛ о коррупционных схемах, махинациях с валютой и обменным курсом и выводе денег за рубеж. Последний по времени раз ситуация вокруг фигуры Р.Саламе накалилась в январе-феврале с.г., когда под нажимом Франции и других западных партнеров Ливана деятельность ЦБЛ попала под мониторинг аудиторов и прокуроров Швейцарии. Тогда Саламе удалось уйти из-под международного прессинга, в том числе благодаря вмешательству главы внешнеполитического ведомства Ливана.
Однако сейчас ситуация сложнее и ЦБЛ фактически оказался под двойным ударом. Помимо международного давления, его недавними действиями по отмене топливных субсидий крайне недовольно новое ливанское правительство, обеспокоенное ростом социальных протестов. Буквально сразу после одобрения этого решения ЦБЛ в ряде крупных городов вспыхнули протесты.
В то же время очевидно, что такой шаг готовился Центробанком давно, в расчете и в обмен на компенсацию другими механизмами социальной защиты. В частности, ранее в июне ливанский парламент одобрил новую систему карточек, по которой 500 тысяч беднейших семей Ливана получают наличные в долларах США сроком на один год . В общей сложности на эту программу было выделено 550 млн долларов для полной поэтапной замены системы субсидий новыми рыночными механизмами.
Вопрос в том – насколько эта программа сможет компенсировать рост цен на бензин, который затронет все населения Ливана, а не только беднейшие слои. С другой стороны, возможно, что особенного выбора у ливанского Центробанка не было, несмотря на все громогласные заявления нового правительства и обвинения в «незаконности» таких решений. Еще в конце июня ливанское правительство объявило о росте цен на бензин на 35%, доведя их уровень до 2 долларов США за литр. Это при том, что еще в январе текущего года цена за литр бензина в Ливане колебалась на отметке ниже 1 доллара. В июле с.г. рост цен на бензин продолжился и достиг уже 2.5 долларов за литр. Это обусловлено резким ростом инфляции на глобальных рынках в 2021 году, что привело к скачку цен на сырьевые товары. Сырая нефть с осени прошлого года поднялась с отметки 40-50 до 70 долларов за баррель, особенно на фоне оживления американской экономики.
Таким образом, топливный кризис в Ливане станет одним из серьезнейших вызовов для сформированного накануне нового ливанского правительства.