ФРГ — Алжир: развитие связей в контексте проблем и перспектив

С момента провозглашения независимости (5.07.1962) Алжир принадлежит к ключевым странам Северной Африки и Ближнего Востока. ФРГ рассматривает его, особенно с приходом к власти президента Абделазиза Бутефлики (1999), как активного посредника в решении внутриафриканских проблем и как заметного представителя арабского мира в международных вопросах, способствуя тому, чтобы Алжир занял достойное и подобающее ему место в мировом сообществе.

Подобная позиция Германии продиктована рядом причин. Во-первых, политические отношения между Алжиром и Германией традиционно дружеские. Причем они оставались таковыми даже в 90-е гг. прошлого столетия — в пору, когда Алжир имел репутацию примерно такого же толка, как сегодня Пакистан, будучи центром формирования исламистского терроризма. Дипломатические контакты, поддерживаемые Германией, во времена международной изоляции Алжира были встречены далеко неоднозначно даже ближайшими партнерами ФРГ. Однако те, кто отвечал за внешнеполитический курс Германии, полагали, что черные годы, не самые лучшие в алжирской истории, все же останутся позади. Этот расчет, каким бы он ни казался неправдоподобным в сравнительно недавние времена, оказался верен. Достаточно упомянуть, что сегодня мировое сообщество воспринимает Алжир как важного партнера по международной коалиции в борьбе против терроризма. Таким образом, внешнеполитические стратеги ФРГ сумели просчитать ситуацию на много лет вперед и сделали верную ставку. Этим объясняется особое сегодняшнее отношение алжирцев к немцам. Стремление страны к статусу региональной силы в масштабе континента и в масштабе арабского геопространства поддерживается Германией, что автоматически делает ее привлекательным партнером для Европы и Запада в целом.

Во-вторых, наступившее тысячелетие стало определенной вехой в двусторонних отношениях между ФРГ и Алжиром. Некоторые дипломаты Запада и Африки назвали начало 2000-х эрой непрерывного взлета. Во всяком случае, посещение ФРГ с официальным визитом президента Алжира А. Бутефлики в начале апреля 2001 г. подчеркнуло заинтересованность этой североафриканской страны в укреплении политических и экономических контактов с ФРГ и имело логическое продолжение в виде официальных визитов федерального президента Х. Келера в ноябре 2007 г. и федерального канцлера А. Меркель в июле 2008 г. Таким образом, был выстроен немецко-алжирский мост, обеспечивший устойчивое и разностороннее развитие экономических связей.

Это развитие происходит на фоне расширения контактов Алжира с другими ведущими игроками в мировой политике и экономике. Страна активно развивает хозяйственные и политические контакты с Россией и азиатскими государствами (прежде всего с Китаем). Решение чисто внешнеполитических вопросов с международными партнерами сочетается с ее экономическими интересами. Внешнеполитическая линия Алжира определенным образом корректируется за счет регионального сотрудничества в рамках Союза Арабского Магриба. При этом проблемными темами остаются взаимоотношения с Марокко, ждет своего разрешения вопрос о сухопутных границах между обеими странами, которые, как известно, остаются закрытыми, из-за чего сохраняется определенная напряженность. Затрудняет нормализацию нерешенная проблема Западной Сахары.

Несмотря на все особенности сложного периода становления Алжира в условиях новых реалий, страна поступательно движется вперед. Одновременно приходится освобождаться от известного груза прошлого. Прежде всего, Алжиру было жизненно необходимо избавиться от прежнего образа экстремиста, преодолеть последствия внешнеполитической изоляции, настороженного отношения к нему мирового сообщества. Это весьма чувствительно отражалось на характере внешних сношений. Страна ощущала вполне объяснимое и отчетливо выраженное нежелание иметь с ней дело со стороны международных структур в целом и отдельных государств, в частности.

Свое отражение это имело и внутри страны. Последствия внешне- и внутриполитического кризиса 1990-х гг. привели к экономическому спаду. Положение могло спасти использование природных ресурсов — более чем заметного и даже чрезмерного, как его называют немецкие эксперты, потенциала. По оценкам международных аналитиков, страна в табели о рангах мировых производителей энергоносителей стоит на 11-м месте в нефтяном и на 4-м месте в газовом секторах. Это говорит, с одной стороны, об ее энергетической независимости, с другой стороны, о ее существенных экспортных возможностях. Алжир заметно обретает свой вес и значение, прежде всего как поставщик энергоносителей для Европы, о чем подробно будет сказано далее.

Другой вопрос, как быстрее достичь экспортных высот, что непосредственно связано с модернизацией нефтегазовой отрасли, — эта тема как раз и является благодатным полем взаимных хозяйственных контактов ФРГ и Алжира.

Желание привести в соответствие с современными стандартами деятельность промышленных объектов и инфраструктуры одной стороны встречает интерес вкладчиков капитала другой стороны. Этим объясняется тот факт, что немецкие прямые инвестиции в алжирскую экономику в последние годы достигли 350 млн евро. При этом имеются в виду как проекты среднесрочного характера и сравнительно невысокого уровня капитализации, так и долгосрочного характера и требующие значительных капиталовложений. Среди последних можно отметить, в частности, несколько крупных совместных предприятий в газовом секторе и в области электрификации железной дороги большой протяженности. Более 150 немецких предприятий имеют в этих сферах алжирского рынка представительства и офисы связи, что обеспечивает ритмичную, целенаправленную и эффективную взаимную деятельность.

В рамках региональной инициативы, где учитываются экономические интересы Северной Африки и Среднего Востока, немецкие и алжирские предприниматели, начиная с 1996 г., встречаются на совместном хозяйственном совещании F3A -Forum d’Affaires Algero-Allemand. Союз немецко-алжирских предпринимателей (APREAA), превращенный 3 октября 2005 г. в двустороннюю торговую палату, вошел составной частью в сеть внешнеторговых палат ФРГ DIHK. Все эти инициативы, форумы, структурные преобразования служили исключительно одной цели — оптимизации экономических контактов.

Это привело к определенным достижениям, одно из которых заключалось в выравнивании торгового баланса. Так, в 2007 г. Германия импортировала из Алжира товары на сумму 1,2 млрд евро при преобладающей доле ввоза нефти и нефтепродуктов 98,5%. При этом общая сумма немецкого экспорта составляла в том же 2007 г. 1,76 млрд евро и отражала стоимость таких товаров, как машины, транспортные средства, электротехнические и химические изделия. Относительно масштабный товаропоток стимулируется соответствующими договоренностями между Германией и Алжиром, в частности, соглашениями о защите инвестиций и о судовых грузовых перевозках, а также подписанным в ходе визита президента Келера в Алжир соглашением о предотвращении двойного налогообложения. В стадии подготовки находится соглашение о воздушном сообщении между ФРГ и Алжиром, которое явится дополнительным ускорителем оперативной доставки пассажиров и грузов.

Говоря о совместных программах модернизации алжирской экономики, необходимо учитывать большой обоюдный хозяйственный опыт, накопленный в этом отношении.

Отметим, что немецкие учреждения эволюционного сотрудничества — так называемые институты по развитию и сотрудничеству (сокращенно EZ) — присутствуют с момента провозглашения независимости страны в 1962 г. Начиная с 2003 г. возобновлены длительные служебные командировки немецких специалистов в Алжир. Поскольку эффективность двусторонних контактов доказана, что называется, временем, Германия заслужила в Алжире статус надежного партнера в двустороннем эволюционном сотрудничестве. Это отразилось на финансовых показателях, составивших в сумме 200 млн евро (с 1962 г. по настоящее время). Однако качественно изменился характер взаимосвязей. Если прежде, в начале 60-х гг., немецкие услуги в рамках программ технического сотрудничества осуществлялись дискретно, то с 1974 г. их краткосрочный характер уступил место более устойчивым и непрерывным отношениям. Достаточно упомянуть в этой связи, что примерно 180 млн евро из 200 млн — сумма долгосрочных кредитов и разовых финансовых взносов ФРГ в экономику Алжира, что обозначает в числе прочего стратегию и степень доверия обеих стран. На проходивших в ноябре 2005 г. в Алжире немецко-алжирских правительственных переговорах, рассматривавших перспективы двусторонних хозяйственных связей, были представлены взаимные предложения по проекту будущего рамочного соглашения о техническом сотрудничестве. Оно вступило в силу 16 декабря 2006 г. и также служит обоюдным интересам.

Определяющим для хозяйства Алжира является, как уже отмечалось, преобразование в сфере экспорта нефти и природного газа. Прибыль страны, вывозящей энергоносители, составляет около 99 % валютных поступлений, более 35 % валового национального продукта и примерно 75% государственных доходов. Благодаря высокой (до недавнего времени) цене на нефть Алжир имеет, как подчеркивают немецкие эксперты, очень хорошие макроэкономические показатели. Темп роста страны с наступлением нового тысячелетия составляет в течение несколько лет более чем 5% ежегодно. Правда, тенденция изменилась в 2006-2007 гг., и 3-процентный прирост (2007) выглядел не столь значительным, как это было в прежние годы, что дало повод немецким экономистам оценить явление как определенный сбой, который требует дополнительного изучения.

Тем не менее, по данным на июнь 2008 г., Алжир располагал валютными резервами в размере примерно 133 млрд долларов. Внешняя задолженность страны получила тенденцию к сокращению, поскольку началась последовательная досрочная выплата членам Парижского клуба; сумма внешнего долга к концу июня 2008 г. сократилась примерно до 623 млн долларов, что было позитивно воспринято международными аналитиками. В августе и ноябре 2006 г. были подписаны соответствующие соглашения с Германией, по которым были скорректированы финансовые обязательства Алжира. Укрепление экономических позиций страны сказалось на уровне инфляции, которая, несмотря на то что, к примеру, в 2007 г. сохранялась в пределах 3,5%, не была относительно высока. Мировые эксперты в области экономики понизили категорию риска применительно к Алжиру (апрель 2005) с 4 до 3.

Это в свою очередь привлекает к установлению хозяйственных связей с Алжиром другие страны и укрепляет отношения с прежними партнерами. Эксперты ФРГ отмечают: статистика самых важных торговых партнеров Алжира отражает, наряду с традиционно тесными торговыми связями с Европой, нарастающий интерес хозяйственных кругов Америки и Азии. Это сказывается на структуре и ассортименте экспортно-импортных операций. Если говорить о Германии в контексте этой сферы, то она в 2007 г. была пятым по важности (по объему оборота) партнером Алжира после Франции, Италии, Китая и США. И хотя наиболее важными покупателями в том же 2007 г. были США и Италия, которых по-прежнему привлекает такая продукция, как нефть, природный газ и продукты нефтепереработки, Алжир и для Германии приобретает все большее значение как страна — экспортер углеводородного сырья.

Крепнущий товарооборот между названными странами служит наилучшим видом рекламы для тех, кто хотел бы удачно разместить капиталы. По данным Национального агентства содействия инвестициям (ANDI), прямые иностранные финансовые вливания в экономику Алжира в 2007 г. составили примерно 2,2 млрд долларов, что является определенным прогрессом по сравнению с показателем 2006 г. в 1,8 млрд долларов. Интересно, что объем инвестиций меняется вместе с его географией, поскольку наряду с государствами Европы и Соединенными Штатами Америки все чаще источниками притока капитала становятся арабские государства. До сих пор большая часть прямых инвестиций касалась энергетического сектора; однако и в этом аспекте заметны определенные подвижки: все чаще финансовые потоки зарубежного инвестора идут в секторы производства продуктов питания, электротехники, стройматериалов, телекоммуникации, в банковскую сферу. Налицо, таким образом, интерес к вложениям в различные сферы производства, что делает хозяйственную жизнь Алжира более полноценной и постепенно уводит государство от нефтяной привязки.

Вместе с тем, как указывают исследователи ФРГ, в хозяйстве Алжира сохраняется ряд нерешенных проблем, которые взаимно обусловливают друг друга.

Первая из них состоит в сфере стратегических приоритетов. Страна переживает сложный и затяжной период хозяйственных преобразований. Меняются общестратегические направления в экономической политике страны. К примеру, еще в конце 1980-х гг. Алжир наметил дорогу от дискредитировавшегося себя социалистического планового хозяйства к рыночной экономике. Затем последовал период исламистского террора 1990-х гг., внесший полный хаос в хозяйственную жизнь страны. После сложного и утомительного преодоления его последствий (а по большому счету, они в полном объеме не преодолены и по сей день) правительство получило возможность продолжить курс на рыночные реформы. Однако если в торговле относительно долгое время существует определенная либерализация, то приватизация государственных предприятий и банков тормозится ввиду сохраняющегося довольно высокого уровня безработицы и соответствующих этому уровню доходов.

Вторая проблема связана с долговременной привязкой к нефтедобыче. Углеводородный сектор по-прежнему показывает высокую степень доходности, однако создает относительно невысокое число новых рабочих мест. Поэтому в числе ближайших целей правительство Алжира определило программу по вовлечению трудовых ресурсов во внеэнергетические секторы экономики, т.е. туда, куда направляются иностранные инвестиции. Однако власти и за счет собственного бюджета стараются укреплять положение предпринимателей государственными программами поддержки. Прежде всего, это касается малых и средних предприятий, сельскохозяйственных производств, сферы частного сектора в целом, специальных проектов по трудоустройству молодежи. Однако, оценивая в целом комплекс подобных мероприятий, следует отметить, что эффективность предпринятых действий пока не столь высока, как ожидалось.

Третья проблема — безработица. Ее коэффициент, по данным Национального управления статистики Алжира, составляет 13,8%. По оценке независимых экспертов, эта цифра не отражает реального положения дел, поскольку, как они считают, действительный коэффициент безработицы намного выше. Исследователи ФРГ склонны больше доверять второй группе специалистов: ею более детально проработано положение в молодежной среде. Безработицу в этой возрастной группе называют «риском для стабильности Алжира номер один». Для подобного утверждения есть основания: каждый четвертый среднестатистический житель Алжира в возрасте до 25 лет — безработный, в городах это почти каждый третий; в возрастной категории до 30 лет безработных еще больше: каждые трое из четырех.

Для того чтобы решить все названные проблемы, есть одно категоричное и актуальное требование, которое эксперты ФРГ иногда называют даже, ввиду его важности, чрезвычайным. Это модернизация хозяйственной инфраструктуры.

В течение начального периода пребывания у власти президента Бутефлики государство инвестировало примерно 30 млрд долларов в развитие инфраструктуры и людских ресурсов. После его переизбрания (апрель 2004) президент предложил вторую программу — так называемое повторное стимулирование экономики в размере 50 млрд долларов на период с 2005 по 2009 гг. Между тем эта сумма в названные годы неоднократно корректировалась в сторону увеличения, что говорит, в числе прочего, либо о некорректных расчетах и, следовательно, об ограниченной компетентности лиц, отвечавших за финансовую составляющую государственных планов, либо о включении новых, дополнительных и грандиозных проектов, расширяющих содержание прежних замыслов. В настоящий момент идея стимулирования экономики, включая две региональные программы развития, оценивается уже вчетверо дороже первоначальной — в 200 млрд долларов.

Правительство приступило к реализации многочисленных крупных проектов, в том числе прокладки автомагистрали между Западом и Востоком длиной примерно 1,2 тыс. км; сооружение транспортной сети, которая предусматривает скоростную автотрассу, пути для городской электрички и метрополитен; программы реабилитации и демонтаж железнодорожной сети; сооружение электростанции, водоподъемных плотин и установок для опреснения морской воды; обновление водопроводной системы. Большие средства выделялись на строительство нового международного аэропорта, который был сдан в эксплуатацию 5 июля 2006 г. Кроме сооружения объектов чисто хозяйственного назначения, намечена и начала осуществляться программа строительства социального жилья, которая прибавит в общей сложности примерно 1 млн квартир в новых домах, а также строительство 60 новых больниц, которые позволят решить основные задачи в сфере здравоохранения, много лет стоящие на повестке дня правительства.

Для реализации экономической программы приватизации и программы инвестиций Алжир нуждается в поддержке заграницы. Наряду с сотрудничеством с арабскими государствами эта поддержка исходит от ведущих западных государств с развитой индустрией (ЕС, США), что имеет для поступательного развития страны решающее значение. Говорить о каких-то радикальных изменениях в экономической жизни Алжира пока затруднительно, поскольку временной отрезок в данном аспекте сотрудничества еще незначителен: к примеру, соглашение об ассоциировании с ЕС подписано 22 апреля 2002 г. в Валенсии и вступило в силу после ратификации обеих сторон лишь чуть более трех лет назад, 1 сентября 2005 г.

Внегерманский экономический вектор в контексте ЕС также обозначен отчетливо и значимо. В 2007 г. примерно 48,8% общей суммы алжирского экспорта в 29,03 млрд долларов и 51,8% импорта от общей суммы экспорта в 14,21 млрд долларов приходятся на Европу. В десятке самых важных торговых партнеров Алжира, кроме ФРГ, — Италия, Франция, Испания, Нидерланды, Бельгия. Европа — основной покупатель алжирского энергетического экспорта. При этом природный газ занимает преобладающую позицию — 90% всего газового экспорта Алжира. Эта страна — это третий по объему европейский поставщик газа, надежный снабженец соседей по Средиземноморью (Португалия, Испания, Италия и Франция). В недалеком будущем с вводом в строй двух новых веток газопроводов, связывающих Алжир, Испанию и Италию, транспортные мощности по перегону сырья значительно увеличатся.

Большие преимущества обещает и перспектива создания к 2014 г. зоны свободной торговли, охватывающей Средиземноморье. Евросоюз поддерживает процесс реструктуризации и дальнейшей открытости алжирской экономики программами о финансовом сотрудничестве (MEDA или ENPI). Если с этой целью в 1996-2001 гг. ЕС израсходовал 194 млн евро и в 2002-2006 гг. — 271 млн евро, то на период 2007-2010 гг. он предоставляет в распоряжение Алжира 220 млн евро. Эти данные свидетельствуют о возрастающем внимании Старого Света к решению неотложных проблем Алжира. Большую роль в содействии финансовым вливаниям, имеющим устойчивую тенденцию к увеличению, играет Германия.

52.25MB | MySQL:103 | 0,525sec