О реакции в Иране на события в Афганистане

Проходящие в Афганистане процессы  стабилизации власти фундаменталистского пуштунского суннитского движения «Талибан», приведшие в последние дни к противостоянию талибов и широких масс местного населения, а также и к жесткому насилию, вызывают заметную реакцию в соседнем Иране. Это вполне естественно. Территория нынешнего Афганистана тысячами нитей связана с Ираном в историческом и культурно-цивилизационном плане. Она на протяжении веков была счастью единых с Ираном государственных образований. Там развивалась литература на классическом фарси. Один из двух государственных языков Афганистана – дари – достаточно близок к современному персидскому. В Иране до сих пор живут несколько миллионов  беженцев из соседней страны.

Вот почему афганские события привели в Иране к поляризации общества и истеблишмента, разным оценкам того, что происходит в Кабуле, заметному разделению местных шиитов и суннитов  в их реакции к афганским событиям.  Граждане Ирана внимательно отслеживают и события в населенной в основном дариязычными таджиками мятежной провинции Панджшер, где сопротивление талибам возглавил известный многим Ахмад Масуд, сын популярного среди иранцев Ахмад Шаха Масуда, ставший в стране символом противостояния афганского народа режиму религиозного фанатизма.

Как видно из СМИ и фарсиязычных социальных сетей, этот политик пользуется в Иране широкой общественной поддержкой. Причем, эта поддержка  является не только словесной: много иранцев собрались 7 сентября перед посольством Пакистана в Тегеране и скандировали лозунги против этой страны за ее военную поддержку талибов. В фарсиязычных социальных сетях широко циркулируют десятки видеоклипов, в которых видно, как женщины Кабула, Герата и ряда других афганских городов маршируют по улицам, скандируя лозунги «Смерть «Талибану» и смерть новой власти Афганистана!». Как широко информируют социальные сети, антиталибское протестное движение приняло самый большой размах в Кабуле, Мазари-Шарифе и Герате, где распространенными лозунгами стали «Да здравствует фронт сопротивления» и «Смерть Пакистану». Протестующие подожгли пакистанский флаг в Кабуле. Это показатель того, что многие афганцы рассматривают Пакистан как основную поддержку талибов. Протесты ширятся, несмотря на то, что талибы предупредили в понедельник 7 сентября, что любой их участник будет «жестоко избит». Захра Рахими, корреспондент TOLOnews в Афганистане, опубликовала видео, на котором талибы окружили десятки женщин на стоянке, чтобы помешать им присоединиться к протестам в Кабуле. В то же время лидер Фронта  национального сопротивления (ФНС) Ахмад Масуд  выступил в понедельник с посланием, в котором призвал афганский народ подняться на борьбу против талибов во всех уголках страны.

С другой стороны, пишут местные СМИ, ряд влиятельных суннитских священнослужителей Ирана направили поздравительные послания по случаю победы талибов в Афганистане, а в пригороде Мешхеда  — одного из известных религиозных центров Ирана, группы людей, большинство из которых были афганскими беженцами, проживающими в Иране, скандировали лозунги в поддержку талибов и раздавали прохожим сладости.

В Захедане  — центре пограничной с Афганистаном и населенной преимущественно суннитами-белуджами провинции Систан и Белуджистан, высокопоставленный суннитский священнослужитель Маулави Абдул Хамид, официально направил талибам приветственное послание, поздравив их с «победой». В послании утверждается, что талибы являются друзьями иранского народа и настолько верны этой дружбе, что готовы «перекрыть воду из реки Гильменд и направить ее в Иран, чтобы спасти его от маловодья в этом регионе». Вряд ли многие в Иране солидарны с такими заявлениями, и народ страны, как видно из СМИ,  по-прежнему в большинстве своем желает поражения талибам.

СМИ ИРИ, выражающие взгляды различных политических течений, реагируют на изменение политического пейзажа в соседнем Афганистане исходя из своих приоритетов.  Близкая к фундаменталистам и отражающая взгляды духовного лидера страны аятоллы Али Хаменеи газета «Кейхан» последовательно поддерживает талибов. В то же время, газета «Джаван», близкая к Корпусу стражей исламской революции (КСИР), поместила несколько статей, предупреждавших о потенциальных опасностях господства талибов в Афганистане.

В этой связи отметим подробные публикации на афганскую тематику в популярной в стране консервативной газете «Шарк». 7 сентября в большой аналитической статье издание  признало, что Иран остался в стороне от того, что произошло и еще происходит в соседней стране.  В то время, как там зрели важные политические и военные события, причем, в стране «с большой стратегической глубиной и большим влиянием иранской цивилизации», Тегеран  выбрал поразительное бездействие режима и отсутствие какого бы то ни было влияния на формирование и развитие процесса.  По мнению издания, «загадочное молчание официальных лиц Исламской Республики на разных уровнях продолжалось на всех этапах: началось это с вывода войск США, продолжалось  с побегом Ашрафа Гани и триумфальным вторжением талибов в президентский дворец, объявлением создания  Исламского Эмирата Афганистан,  войной в долине Панджшера». «Талибан» в своем захвате Афганистана, считает «Шарк»,  пользуется поддержкой США, ряда их западных союзников, Пакистана, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Турции и Катара. Это совсем не рядовое событие, ибо «разнообразные пазлы проблемы безопасности на востоке страны быстро обретают законченную форму», Пакистан явно поддерживает «Талибан», и «уже поползли слухи о прямом участии Исламабада  в панджшерской войне против Фронта национального сопротивления». Политическая пассивность или безразличие Ирана к этим событиям непонятны и невероятны для всех, кто пытается это проанализировать, резюмирует газета.

Другой материал, помещенный в этом же издании, пытается заглянуть в день завтрашний и предостерегает, что любое изменение  этнической, племенной и конфессиональной композиции страны в случае, если талибы с гегемонией пуштунов окончательно утвердятся во власти, поставит под угрозу иранскую национальную безопасность и распространение иранской цивилизации. Кроме того, иммиграционные потоки, контрабанда оружия, наркотиков, а также подстрекательство на этнической и религиозной почве неизбежно проявятся как спутник господства талибов в Афганистане. «Пассивность по отношению к этому воображаемому будущему не может быть оправданием молчания и бездействия перед лицом грозных событий. Несомненно», — подчеркивает «Шарк», если талибы уже завтра будут доминировать в Афганистане, как и четверть века назад,  страна станет благоприятной средой для присутствия «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России), других экстремистских, «она попадет под мощное влияние  Саудовской Аравии и ОАЭ, как и других соперников Исламской Республики». Все эти процессы приведут к тому, что «Талибан» получит необходимую международную легитимацию, и тогда, с беспокойством предостерегает «Шарк»,  «вмешательство Ирана не будет иметь никакого эффекта», и не исправит ситуацию, чреватую вызовами  безопасности на восточных рубежах Исламской Республики  Иран.

62.85MB | MySQL:102 | 0,497sec