О новых социальных протестах в Тунисе

К середине сентября с.г. в Тунисе началась первая волна массовых социальнных протестов общественных организаций как реакция на единоличное решение в июле 2021 г. президента Кайса Саида взять на себя чрезвычайные полномочия и фактически сосредоточить в своих руках всю полноту власти.

Тогда, напомним, тунисский президент, отправил в отставку премьер-министра Х.Мешиши, полностью взял на себя рычаги исполнительной власти и приостановил на месяц работу парламента. Он отменил парламентскую неприкосновенность для всех 217 членов нижней палаты. В ответ на это, оппозиционные силы во главе с «Ан-Нахда» охарактеризовали действия президента как государственный переворот и захват власти.

Однако до недавнего времени, социальные протесты оставались на уровне низкой активности, и только в середине сентября протест начал раскачиваться с тунисской столице. 12 сентября тысячи тунисцев вышли на улицы с требованием «вернуть стране законность». Думается, дополнительным триггером послужили новые заявления президента в начале сентября о намерении приостановить действие конституции и предложить к ней принципиальные поправки в целях перехода от парламентской к прямой президентской форме правления. Такие поправки, по мысли К.Саида, могли бы быть одобрены через созыв общенационального референдума.

Разумеется, решительные шаги тунисского президента по укреплению своей единоличной власти начиная с июля с.г. вызывают обеспокоенность не только среди оппозиционных движений внутри страны, но и на внешнем фронте. Западные страны усматривают в этих тактических действиях стремление нынешнего политического руководства свести на нет основы демократической системы и правочеловеческих принципов, которые – по их же убеждениям – удалось более или менее закрепить в Тунисе по результатам вспыхнувшей на волне народных протестов во время «арабской весны» в 2011 году.

Тунисский президент отвергает такие версии, подчеркивая публично, что его шаги мотивированы благими намерениями «окончательно побороть коррупционную систему» в стране и предотвратить приближение экономического кризиса. В подтверждение своих намерений К.Саид начал чистку рядах «старой гвардии», которая сохранила свои позиции после революции 2011 г. Он заявил, что ответственность должны понести все, кто был вовлечен в коррупционные схемы. В конце августа с.г. президент посадил на домашний арест бывшего главу антикоррупционного комитета Туниса Ч.Табиба, который занимал эту должность с 2016 года и ранее в 2020 году был освобожден от должности. Также летом 2021 года в связи с обвинениями в коррупции были арестованы функционеры Фосфатной горнодобывающей компании Туриса Гафса. Известно, что до «арабской весны» 2011 года эта компания была пятым в мире по объему производства фосфатов и одним из крупнейших работодалетей в стране, однако впоследствии по причине социальных протестов и многочисленных забастовок показатели производства этой компании сократились вдвое.

К.Саид под давлением западных стран, прежде всего администрации Джо Байдена, также обещает в ближайшее время назначить нового премьер-министра страны вслед за отставкой Х.Мешиши, категорически отвергая обвинения в «совершении государственного переворота» в Тунисе. Эта ключевая фигура, назначение которой могло бы сбалансировать распределение властных полномочий внутри элиты.

Следует признать, что в своих действиях президент Туниса также опирается на широкую поддержку населения, значительная часть которого солидарна с его политикой. В ответ на протесты оппозиционных сил в середине сентября пропрезидентские группы также организовали в тунисской столице массовые выступления и митинги в поддержку действий К.Саида.

Тем не менее, ситуация в Тунисе продолжила накаляться. Так, уже спустя неделю со старта протестов, в субботу 18 сентября, число протестующих в тунисской столице еще более увеличилось. Демонстранты заблокировали центр города, включая бульвар, служивший эпицентром революционных событий 2011 года.

Сейчас президент К.Саид находится в непростом положении. Действительно, в июле с.г. большая часть населения искренне приветствовала его инициативу по роспуску непопулярного парламента, лейтмотивом которой декларировалось пресечение коррупции, борьба с растущей безработицей и бедностью и назревшие экономические реформы.

Однако дальнейшие шаги президента по ужесточению политических мер, доминированию во власти наряду с отсутствием какого-либо внятного долгосрочного плана экономического развития привели к росту недоверия и разочарования в обществе. Усилилась цензура в средствах массовой информации: по данным независимых источников, 93% времени в телевизионном эфире контролируют сторонники президента К.Саида. Парализация парламента и затягивание вопроса о назначении нового премьер-министра страны еще более накаляют обстановку. На фоне такого закручивания гаек и бездействия президента в вопросе возобновления работы парламента и правительства во главе с новым премьер-министром, недовольство стало резко расти. Сейчас оно вновь выливается в точечные уличные протесты, которые могут быстро перерасти в более масштабные акции с непредсказуемыми последствиями. Активизировалась критика единоличных действий К.Саида со стороны правозащитных и неправительственных организаций.

Таким образом, усиление протестного движения в Тунисе в качестве реакции на недавние действия К.Саида по укреплению единоличного президентского правления, имеют четкую тенденцию к дальнейшему росту и масштабизации, что угрожает политической стабильности в стране. Это протестное движение происходит по меньшей мере с одобрения западных партнеров Туниса, которые не довольны авторитарными замашками тунисского президента и опасаются угрозы демонтажа важных демократических институтов и подрыва принципа разделения властей. Дальнейшие шаги президента К.Саида по формированию правительства, вероятным поправкам в конституцию и проведению обещанных экономических реформ будут иметь первостепенное значение для социально-политического развития страны.

53.17MB | MySQL:103 | 0,472sec