О конкурентном противостоянии ОПК Украины и КНР за контракты Вооруженных сил Исламской Республики Пакистан

Как известно, формирование бронетанковых подразделений Сухопутных войск Вооруженных сил (СВ ВС) Исламской Республики Пакистан стало возможным благодаря установлению официальных отношений между Исламабадом и Пекином, поскольку на начальном этапе существования молодого мусульманского государства только военно-политическое руководство КНР решилось поставлять тяжелую бронетехнику, а именно основные боевые танки (ОБТ), которые были необходимы пакистанским военным для противостояния с СВ ВС Индии. Именно ОБТ позволяют Сухопутным войскам успешно вести, как наступательные операции, так и отражать нападение противника в ходе оборонительных боев.

Первые ОБТ, которые ВС Пакистана получили  были танки второго поколения – «Тип-59Д», которые за годы существования прошли несколько этапов модернизации. На базе данного танка пакистанские специалисты при поддержке китайских партнеров разработали модель ОБТ под обозначением «Аль-Заррар», который имеет несколько отличий от китайского образца. Вторым образцом бронетанковой техники, который предприятии ОПК КНР серийно изготавливали для СВ ВС Пакистана стал ОБТ «Тип 69-2М/МР». Всего было поставлено около 250 танков данной модели.

Для противодействия ОБТ Т-72М1 СВ ВС Индии на вооружение СВ ВС Пакистана были приняты ОБТ «Тип 85IIA/P». Известно, что данные танки были созданы китайскими конструкторами с опорой на информацию о таких танках советского производства, как Т-64 и Т-72.

Опытные образцы «Тип 85IIA/P» были подвергнуты обстрелу из танков Т-80У, которые в начале 90-х гг. прошлого столетия украинская сторона поставила в КНР в рамках военно-технического сотрудничества.   Достоверно известно, что на предприятиях ОПК КНР в  интересах СВ ВС Пакистана было собрано 300 танков данной модели, а после этого передано 250 комплектов для сборки на танковых заводах в самом Пакистане.

Вполне вероятно, что пакистанские военные осознавали растущую зависимость от поставок ОБТ и сменно-запасных частей к ним из КНР, равно как и отсутствие возможности приобретать разработки европейских и российских конструкторов. В результате проведенного анализа ОПК наиболее развитых иностранных государств пакистанские специалисты установили, что наиболее вероятным поставщиком ОБТ может стать Украина, поскольку на ее территории располагаются все необходимые для разработки и производства ОБТ предприятия

Как отмечают китайские специалисты, украинская сторона вполне охотно пошла на установление официальных дипломатических отношений с Пакистаном, а предприятия национального ОПК достаточно оперативно наладили военно-техническое сотрудничество с ВС Пакистана.

Так, Харьковский завод транспортного машиностроения имени В.А.Малышева (ХЗТМ) предложил СВ ВС Пакистана партию ОБТ Т-80УД (оснащены турбодизельными двигателями 6-ТД2Е) по цене 1,8 млн долл. США, хотя на тот момент минимальная стоимость аналогичных танков, выпускаемых в других странах, составляла не менее 2,2 млн долл. США.

Именно низкая стоимость явилась решающим фактором для заключения контракта, согласно которого СВ ВС Пакистана получили 320 танков Т-80УД, которые по многим параметрам превосходили все ОБТ китайского производства, находившиеся в распоряжении пакистанских военных. По данным китайских источников,  пакистанские военные рассчитывали на продолжение сотрудничества с ОПК Украины в виде поставок 1000 комплектов для сборки Т-80УД на территории Пакистана, однако этот замысел остался нереализованным по причине значительного объема финансовых затрат, на которые официальный Исламабад пойти не смог.

На момент заключения данного контракта между Киевом и Исламабадом специалисты танкостроительных предприятий ОПК КНР не ощущали серьезной конкурентной угрозы со стороны  украинских конструкторов и производителей бронетехники, поскольку были заняты реализацией нескольких программ по ОБТ  для нужд НОАК.

Именно этот фактор позволил украинским производителям наладить достаточно тесное сотрудничество с коллегами из Пакистана и организовать линию по  обслуживанию Т-80УД и отдельную линию по капитальному ремонту двигателей моделей 6ТД-1/6ТД-2.  По прошествии некоторого времени предприятия ОПК Украины и ВС Пакистана подписали несколько контрактов на модернизацию Т-80УД, что неприятно удивило китайских производителей бронетехники, которые рассчитывали на несколько крупных соглашений по модернизации танков «Тип-69» и «Тип-85» поставленных ранее, а также на продажу крупной партии экспортной версии ОБТ «Тип-96» под обозначением МВТ-2000.

Командование СВ ВС Пакистана пошло на встречу китайским партнерам и санкционировало совместную разработку ОБТ под обозначении ем «Аль-Халид» в качестве основы для которого был выбран именно МВТ-2000.

По прошествии нескольких лет ОПК Украины снова вступил в конкурентную борьбу с китайскими танкостроителями за очередной тендер СВ ВС Пакистана на поставку ОБТ, однако благодаря значительному влиянию официального Пекина на Исламабад победу одержал ОПК КНР, предприятия которого в настоящее время выполняют контракт на поставку около 300 ОБТ модели VT-4.

Следует отметить, что поражение в пакистанском тендере не парализовало волю украинских военных промышленников к борьбе за выгодные контракты. По данным китайских источников, специально для СВ ВС Пакистана была разработана специальная модификация БМ Т-84БМ «Оплот-П» («П» — Пакистан). Демонстрационный показ состоялся на полигоне  Харьковского завода транспортного машиностроения имени В.А.Малышева в июне 2019 г.  Китайские специалисты пристально наблюдают за контактами ВС Пакистана и ОПК Украины по данному ОБТ, который может быть принят на вооружение бронетанковых подразделений ВС Пакистана. Основным преимуществом «Оплота-П» является его стоимость, которая заметно ниже VT-4.

В последние три года основу военно-технического сотрудничества Украины и Пакистана составляют регулярные поставки новых двигателей 6ТД-1 и 6ТД-2Е  для ОБТ «Аль-Заррар» и  Т-80УД. Известно, что в ноябре 2018 г. был подписан контракт стоимостью 600 млн долл. США на поставку 200 двигателей 6ТД-2Е.

Одновременно с поставками двигателей, сменно-запасных и новых комплектующих для модернизации Т-80УД СВ ВС Пакистана инженеры Харьковского конструкторского бюро по двигателестроению  в сотрудничестве с Харьковским заводом транспортного машиностроения имени В.А.Малышева (ХЗТМ) ведут работу над турбированным дизельным двигателем 6ТД-3, который необходим ОПК Пакистана в рамках программы ОБТ «Аль-Халид 2» (также известен под обозначением «Супер Халид»).

В данном аспекте отметим, что Командование СВ ВС Пакистана больше ориентировано на покупку именно «Аль-Халид 2» нежели на поставки ОБТ «Алтай» из Турции. Официальный Исламабад не намерен повторять печальный опыт с затянувшимися поставками разведывательно-ударных вертолетов Т-129 «Атак» — фактически, контракт сорван, поскольку турецкие авиастроители не располагают собственным вариантом силовой установки для винтокрылой машины.

В отношении ОБТ «Алтай» турецкой разработки сложилась схожая ситуация. По причине ухудшения военно-политических контактов Анкары с ЕС и США был сорван план разработки силовой установки для данного танка, что уже привело к отставанию от графика почти на 2 года.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным согласиться с китайскими специалистами, что для сохранения баланса среди поставщиков ОБТ официальный Исламабад, скорее всего, в ближайшей перспективе сделает выбор в пользу продукции ХЗТМ, а именно танка «Оплот-П», серийное производство которого можно обеспечить с меньшими затруднениями, чем у турецкого «Алтай».

55.55MB | MySQL:105 | 0,440sec