Оценки китайских специалистов печального опыта ВВС Ирака по сотрудничеству с США в области боевой авиации

Как известно, на вооружении 9-й эскадрильи оперативно-тактической авиации (ОТА) ВВС Ирака находятся истребители F-16 IQ (одна из экспортных версий F-16C/D Block 52), которые были изготовлены на заводе Fort Worth компании «Локхид Мартин» в рамках контракта и опциона на 36 самолетов, подписанных в 2011 г. между Багдадом и Вашингтоном.  Следует отметить, чрезвычайно высокую стоимость первого контракта – 4,2 млрд долл. США, согласно которого ВВС Ирака приобрели 18 самолетов, т.е. цена одного F-16IQ составляла 230 млн долл. США, что почти в 4 раза больше, чем для ВВС США.

Отчасти такую завышенную стоимость по контракту можно объяснить затратами на подготовку пилотов, включающую: оплату труда пилотов-инструкторов и технического персонала, обслуживание самолетов, горюче-смазочные материалы и боеприпасы. Кроме того, компания «Локхид-Мартин» приняла обязательство по послепродажному обслуживанию самолетов.

ВВС США обеспечили подготовку пилотов данных истребителей ВВС Ирака на базе 162-го крыла истребительной авиации, которое дислоцировано в штате Аризона, однако в ходе учебных полетов потерпели крушение 2 истребителя, предназначенные для иракской стороны. В результате ВВС ближневосточного государства получили 34 самолета. Поставки были выполнены в период с 2014 по 2017 гг.

По данным зарубежных источников, к настоящему моменту к полетам могут быть допущены только 6 истребителей F-16IQ, тогда как 10 самолетов полностью выведены из эксплуатации. Оставшиеся 18 летательных аппаратов служат источниками сменно-запасных частей, т.е. технические специалисты ВВС Ирака вынуждены разбирать по три самолета, чтобы обеспечить летную годность хотя бы одной машины.

В данном аспекте следует обратить внимание на явную нехватку сменно-запасных частей, поставки которых, видимо, не были предусмотрены в контракте. Основными проблемными моментами истребителей F-16IQ являются радиолокационные станции и оборудование кабины пилотов.

Неисправности в работе данных компонентов не позволяют пилотам применять авиационные средства поражения для борьбы с наземными целями, что является главное задачей ВВС Ирака, которые должны оказывать авиационную поддержку наземным подразделениям, ведущим бои с отрядами международной террористической организации «Исламское государство» (запрещено в РФ) в северных районах Ирака.

Китайские специалисты признают, что F-16C/D Block 52 это достаточно эффективные многофункциональные боевые самолеты, которые позволяют с высоким качеством выполнять широкий спектр боевых задач, однако для поддержания летной годности необходимо регулярное техническое обслуживание и высококвалифицированный персонал в технико-эксплуатационной части.

В отношении ВВС Ирака достоверно известно, что командование практически оставило без внимания вопрос закупки сменно-запасных частей для истребителей  F-16C/D Block 52, что привело к разбору части самолетов на компоненты, т.е. иракские техники были вынуждены следовать по «каннибалистическому» пути обслуживания авиационной техники.

В дополнение к этому следует отметить, что компания «Локхид Мартин» в угоду официальному Вашингтону периодически отзывала своих технических специалистов, обслуживавших 9-ю эскадрилью ОТА ВВС Ирака. Командование эскадрильи систематически искажало данные о технической исправности самолетов и как следствие дезинформировало руководство страны о боевой готовности подразделения.

В данной ситуации военно-политическое руководство страны было вынуждено пойти на решительные шаги, поскольку допускать дальнейшего снижения боеготовности национальных ВВС было просто нельзя.

С целью решения создавшейся ситуации официальный Багдад принял решение о приобретении партии легких одномоторных истребителей китайско-пакистанской разработки под обозначением JF-17 в модификации Block III, которые будут собраны на авиастроительном объединении «Камра» (расположено на одноименной авиационной базе национальных ВВС) в Исламской Республике Пакистан. Указанные истребители поступят на вооружение 9-й эскадрильи ВВС Ирака.

Как известно, истребитель  JF-17 был разработан специалистами Чэндусского авиастроительного предприятия именно в интересах ВВС Пакистана для постепенной замены устаревающих истребителей Цзянь-7P, PG. В результате проведенных  работ китайским специалистам удалось создать летательный аппарат, который по своим летным качествам  превосходит МиГ-21-93, однако, благодаря новейшим компонентам бортового радиоэлектронного оборудования располагает возможностями по применению широчайшей номенклатуры авиационных средств поражения.

По данным китайских источников, 23 сентября 2021 г. в рамках визита заместителя командующего ВВС Ирака генерал-майора Мухаммеда Маджида Махди Махмуда в Исламскую Республику Пакистан были проведены переговоры с командующим ВВС Пакистана маршалом Захиром Ахмадом Бабаком.

В ходе встречи высокопоставленный представитель ВВС Ирака подтвердил намерения военно-политического руководства страны по установлению и расширению сотрудничества в области боевой авиации. Также, были утверждены планы по поставкам истребителей JF-17 Block III и авиационных средств поражения к ним; учебно-тренировочных самолетов «Супер Мушшак»; подготовки летного и технического состава к пилотированию и обслуживанию указанных летательных аппаратов.

Достоверно известно, что в ходе данного визита был подписан контракт между ВВС Ирака и Авиастроительным объединением (АО) «Камра» на поставку 12 истребителей JF-17 Block III стоимостью 664 млн долл. США.

Процедура подписания проходила в кабинете начальника штаба ВВС Пакистана — маршала Муджахида Анвар Хана, который принял личную ответственность за реализацию контракта. Кроме того, М.А.Хан будет в дальнейшем курировать работу по расширению ВТС двух стран в области ВВТ ВВС.

В стоимость контракта включено следующее:

– поставка самолетов и их послепродажное обслуживание до конца 2023 г;

– поставка комплекта авиационных средств поражения (УР ВВ ближнего боя «Гром-5Е», УР ВВ средней дальности SD-10E, корректируемых авиационных бомб моделей REK/IREK, контейнерных ОЭСРН ASELPOD (пр-во Турция), контейнерных систем РЭБ Indra (пр-во Испания)).

– подготовка пилотов ВВС Ирака на территории Пакистана.

Представители ВВС Ирака в рамках переговоров с пакистанскими коллегами отметили, что при условии успешного выполнения первого контракта официальный Багдад готов разместить второй заказ на 48 истребителей JF-17 Block III, что обеспечит АО «Камра» работой на ближайшие 4 года.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что подобный контракт полностью отвечает интересам кооперации пакистанских и китайских авиастроителей, которые разграничили мировой рынок, т.е. АО «Камра»  поставляет свою продукцию в дружественные официальному Исламабаду страны, даже при условии, что ОПК КНР располагает более совершенным продуктом. Кроме того, контракт с ВВС Ирака обеспечит работой как китайских поставщиков комплектующих JF-17, так и российское ОДК-«Сатурн», которое поставляет в КНР двигатели РД-93 для указанных боевых машин.

62.85MB | MySQL:102 | 0,539sec