О перспективах администрации Дж.Байдена на палестино-израильском треке

Впервые выступая на 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, президент Соединенных Штатов Дж.Байден анонсировал наступление «эры непрекращающейся дипломатии», которая приходит на смену «периоду непрекращающейся войны», символом завершения которого стал выход страны из Афганистана. Помимо этого, американский лидер подчеркнул стремление добиться «большего мира и безопасности в будущем для всех народов Ближнего Востока», где одним из важных элементов достижения поставленной цели является, по его мнению, реализация принципа «двух государств для двух народов».

Одной из практических мер, над которой работает Белый дом, является открытие американского консульства в Иерусалиме, решение о прекращении деятельности которого было принято Д.Трампом. В начале текущей недели израильские СМИ со ссылкой на палестинские источники, которые, в свою очередь, опираются на американские, сообщили о предстоящем возобновлении деятельности данной миссии США  в ближайшие недели. При этом задержка шага, который входил в предвыборные обещания действующего президента, вызвана предположительно тем, что Вашингтон не хочет создавать препятствий для израильского коалиционного правительства, которое сейчас пытается, наконец, утвердить государственный бюджет. При этом упомянутые палестинские источники подчеркивают, что открытие консульства воспринимается Рамаллой как первый шаг на пути к будущему посольству США в суверенном палестинском государстве.

Практические шаги администрации Дж. Байдена на данном направлении традиционно включают и «челночную дипломатию». В понедельник стартовал очередной визит представители американской стороны в зону противостояния, однако обращает на себя внимание уровень посланника, которым стал заместитель госсекретаря Х.Амр. Несмотря на то, что в Госдепе он отвечает за палестино-израильское направлении и в целом имеет позитивные оценки своей работы, Х.Амр все же не политик, а выходец из экспертно-аналитического сообщества. Этот факт не могут не заметить и обозреватели из США и Израиля, по мнению которых, наблюдается достаточное количество свидетельств тому, что данный трек приоритетным для Вашингтона в текущих условиях не является. Ранее аналогичный вывод был сделан после того, как М.Аббасу было отказано в возможности пообщаться в Нью-Йорке во время сессии ГА ООН с Дж.Байденом, после чего глава ПНА принял решение выступать по видеосвязи.

Как бы там ни было, в понедельник Х.Амр провел встречу с главой ПНА. В ходе нее М.Аббас, по данным палестинских источников, «разъяснил» сказанное им ранее на Генассамблее. Там, напомним, палестинский лидер призвал созвать мирную конференцию, а также предъявил контрпартнерам ультиматум, звучавший следующим образом: «у Израиля, как у оккупирующей стороны, есть один год на то, чтобы уйти с палестинской территории, которую он оккупировал в 1967 г., включая Восточный Иерусалим». В течение указанного временного промежутка палестинцы готовы «работать» над урегулированием на основе резолюций ООН, а в случае невыполнения их требований, грозятся отозвать признание Израиля.

При этом упор на переговорах в понедельник, судя по всему, был сделан на созыве международной конференции. Впрочем, данный факт свидетельствует не столько о желании М.Аббаса сесть за стол переговоров с представителями израильского правительства Н.Беннета, который, кстати, решил не говорить в ООН о палестинской проблематике, сколько о стремлении укрепить собственные позиции на фоне отказа от выборов. Глава ПНА, ранее на неопределенный срок перенесший голосования на палестинских территориях, как известно, может подкреплять свою легитимность у власти исключительно тем, что его в отличие от более радикальных представителей палестинских фракций, международные и региональные посредники считают относительно подходящим переговорщиком.

Параллельно с этим в США со стороны т.н. прогрессистов предпринимаются собственные попытки сдвинуть мирный процесс с мертвой точки. Пока Дж.Байден раскрывал международному сообществу важность реализации принципа «двух государств для двух народов», демократ Э.Левин представил законопроект, который он предлагает именовать Two state solution Act. Этот любопытный документ, который уже поддержали по меньшей мере 18 его однопартийцев и близкая по духу лоббистская организация JStreet, предлагает Соединенным Штатам официально признать израильскую «оккупацию» палестинских территорий  незаконной, постоянно делая акцент на этом в официальных документах и заявлениях, а также объявить поселенческую политику нарушением норм международного права. Впрочем, помимо ожидаемых декларативных заявлений акт включает в себя и практические меры в духе особой маркировки израильских товаров, произведенных на «оккупированных» территориях, а также ограничения там проектов, получающих финансирование из США, в то время как палестинские НКО могут рассчитывать на дополнительную американскую поддержку.

Примечательно, что помимо мер, направленных против Израиля, «прогрессивные» демократы замахнулись и на собственное американское законодательство. Так, Э.Левин предлагает, по сути, отказаться от т.н. «Акта Тейлора Форса», подписанного Д.Трампом и запрещающего экономическую помощь США палестинцам до тех пор, пока ПНА реализует программы выплат террористам. Кроме того, предполагается реформировать закон о борьбе с терроризмом с тем, чтобы исключить из списка зарубежных террористических организаций ООП.

В целом, со стороны США в настоящий момент, как кажется, не наблюдается серьезной заинтересованности в том, чтобы действительно включиться в палестино-израильский мирный процесс вплоть до запуска самостоятельной инициативы по урегулированию конфликта. Если и говорить об этом треке, то действующую администрацию в больше степени интересует широкий контекст нормализации между Израилем и умеренными региональными режимами. Косвенно этот процесс способен содействовать сглаживанию палестино-израильских противоречий. Впрочем, такая политика может свидетельствовать и о планах в рамках указанного направления добиться от партнеров большей самостоятельности при сокращении фактического присутствия США в очагах напряженности. Не случайно в ООН Дж.Байден отметил, что «эра непрекращающейся дипломатии» будет включать в себя американскую «помощь в целях развития для инвестирования в новые способы поддержки людей во всем мире», в то время как зарубежные миссии должны быть «четкими и достижимыми, выполняться с осознанного согласия американского народа и, по возможности, в партнерстве с союзниками».

Пожалуй, главным фактором, побуждающим команду Дж.Байдена к  действиям в зоне противостояния, а скорее, именно на палестинском направлении, является прогрессивное крыло Демократической партии. Однако при таком раскладе главной целью становится не достижение мира на Ближнем Востоке, а нахождение компромисса сначала в рядах партии, а затем в Конгрессе, где прогрессистам противостоят не только республиканцы, но и демократы консервативного толка. Наконец, есть еще и уровень общественности, которая зачастую готова симпатизировать палестинскому населению, страдающему от «оккупации», но только до тех пор, пока дело не доходит до реформирования контртеррористического законодательства, защищающего права американских граждан, пострадавших, в том числе от палестинских террористов, и не желающих спонсировать семьи боевиков из бюджета США.

52.25MB | MySQL:103 | 0,551sec