Алжир снижает свою значимость в качестве газовой поставщика европейским потребителям

На фоне беспрецедентного роста стоимости природного газа Алжир продолжает снижать свою значимость как газового поставщика европейским потребителям.

Его статус как экспортера энергии могут подорвать растущие внутренние потребности в голубом топливе. Об этом говорится в докладе «Энергетические проблемы в Северной Африке: Алжир, Ливия, Египет». Его опубликовал 27 сентября текущего года аналитический центр Observatoire de la securite des flux et des matieres energetiques, специализирующийся на рассмотрении безопасности поставок энергоресурсов.

В докладе говорится, что Алжир, похоже, находится на «энергетическом перепутье», поскольку эта страна, бывшая крупнейшим экспортером газа из Африки и третьим его поставщиком в Европейский союз в 2019 году после России и Норвегии, может уступить это почетное место. Иными словами, с высокой долей вероятности место АНДР в почетном списке поставщиков стратегического сырья ЕС может занять Катар, имеющий для этого серьезные производственные мощности и крупные месторождения с реальной перспективой наращивания выпуска голубого топлива.

Причем, как отмечается в упомянутом выше докладе, «потребление энергии, стимулируемое щедрой системой государственных субсидий», сильно выросло в Алжире за последние 20 лет.

Так, в период с 2000 по 2019 годы потребление электроэнергии (на газе вырабатывается более 99% ее объема) увеличилось в АНДР на 231%. В результате, как говорится в докладе, «Рост внутренних потребностей привел к сокращению объемов газа, доступного для экспорта. Если в 2000 году экспортировалось 75% добываемого в стране газа, то теперь – около 50%.

При отсутствии амбициозного заявленного развития в Алжире возобновляемых источников энергии и снижения потребительских субсидий эта тенденция к снижению с высокой долей вероятности сохранится и в среднесрочной перспективе. Это обусловлено в том числе тем, что, судя по всему, началось и снижение добычи природного газа в самом Алжире».

В отчете сказано: «И хотя это не так заметно, как по нефти», в итоге усиление данной тенденции может привести к потере этой страной своего прежнего энергетического статуса.

Заметим, что согласно выводам журнала Middle East Economic Survey (MEES), 2020 год, несмотря на выводы ряда независимых аналитиков, был относительно хорошим для добычи газа в Алжире, увеличившейся на 1.9 % по сравнению с 2019 годом. Но уровень производства остается сильно ниже достигнутого в 2016 году пика производства – 94.8 млрд куб. м, причем даже по сравнению с 2018 годом оно сократилось более чем на 4%.

По данным авторов вышеупомянутого исследования Observatoire de la securite des flux et des matieres energetiques, у Алжира, однако, есть шанс сохранить свой прежний энергетический статус.

Основанием для такого вывода послужил тезис, согласно которому «Большинство наблюдателей согласны с тем, что Алжир по-прежнему обладает большим неиспользованным потенциалом и обширными недостаточно изученными районами. Возобновление геологоразведочных работ для ввода в эксплуатацию новых месторождений должно стать одним из приоритетов алжирской энергетической стратегии».

И, кажется, в пользу этого тезиса свидетельствует то, что только за последнее десятилетие государственная энергетическая компания Sonatrach объявила об открытии более чем 270 месторождений нефти и газа.

Но на пути их разработки у страны имеется ряд серьезных препятствий: «Разбросанность ресурсов на юге страны не позволяет их использовать, большинство из них расположены изолированно, в отдаленных районах, вдали от транспортной инфраструктуры, которая позволила бы доставлять их в потребительские или экспортные центры».

И поскольку, как пишут авторы указанного выше исследования, «инвестиции в строительство новых нефтепроводов отсутствуют, невелики и перспективы освоения этих месторождений».

Таким образом, по их мнению, «развитие алжирского производства нефти и газа ограничивает не столько геологический потенциал, сколько транспортная инфраструктура».

Именно этим обстоятельством, согласно данным экспертов Observatoire de la securite des flux et des matieres energetiques, и вызвано обескураживающее положение дел, при котором «несколько десятков месторождений, открытых Sonatrach или другими компаниями, остаются неразработанными годами, а иногда и десятилетиями».

Справедливости ради следует заметить, что речь в данном случае не идет о крупных месторождениях, которые, например, имеются в районах Иллизи и Беркин, а о средних. Но в совокупности они могут превышать по объему своих запасов знаменитые источники нефти и газа Хасси Р Мель и Хасси-Мессауд.

Одним из оснований делать выводы о нереализованном потенциале Алжира стала его способность быстро нарастить экспорт природного газа по запросу клиентов всего за считанные месяцы — с января по февраль 2021 годов.

Впрочем, как сейчас делают выводы аналитики в области энергетики, это наблюдалось лишь ограниченное время, причем данный подъем вскоре сменило падение, но сторонники «спасения» Европы с помощью алжирского газа по-прежнему существуют.

Одними из них и являются эксперты приведенного выше Observatoire de la securite des flux et des matieres energetiques, делающие в своем документе вывод: «Таким образом, вопреки большинству пессимистических прогнозов аналитиков нефтегазовой промышленности, предсказывающих снижение производства по добыче газа в Алжире в ближайшие годы, он способен не только сохранять на необходимом уровне, но и удовлетворять растущий спрос своих клиентов, по крайней мере, до 2030 года.

Данный прогноз сделан, как они утверждают, исходя из показателей его экспорта, работающих в этой стране компаний (вероятно, данные доклада не учитывают соответствующие выводы их уходящих из АНДР британских коллег, включая знаменитую British Petroleum) и национального правительства. Все они оптимистично утверждают, что ранее сделанные в его отрасль инвестиции гарантируют возможность увеличивать газовый экспорт.

И не исключено, что подобные выводы во многом были пролоббированы алжирскими властями ради того, чтобы повысить привлекательность их страны для инвестиций в информационном плане. Напомним, что их выводы были прямо противоположны изложенным там фактам с учетом заметного уже невооруженным глазом снижения производства энергоресурсов на «старых» месторождениях при фактическом отсутствии разработки новых источников.

И можно приводить разные данные относительно состояния добычи голубого топлива в Алжире – ясно лишь одно – отсутствие в последние годы требуемого объема инвестиций также неизбежно приведет к уменьшению его газового экспорта.

Кроме того, для Европы выводы Observatoire de la securite des flux et des matieres energetiques мало что значат. Для нее Алжир становится все менее значимым партнером не только заявленного ей роста внутреннего потребления, за которым не поспевает газодобыча, но и развития проектов по СПГ, все более активно закупаемого Турцией и азиатскими странами, особенно Китаем.

Причем происходящее сейчас алжиро-французское обострение будет лишь способствовать дальнейшей подобной переориентации с европейских на «восточных» потребителей с целью дальнейшей диверсификации финансовых источников АНДР.

Заметим, что сейчас в Алжире завершается программа подключения удаленных населенных пунктов к централизованному газоснабжению, требующая выделения дополнительных объемов газа, равно как и подключение к нему новых жилых домов. И, наконец, к этому необходимо добавить постепенное расширение внутреннего производства в стране и затрат на это электроэнергии также требует увеличения газовых расходов.

Иными словами, желание европейских потребителей добиться от российского «Газпрома» более привлекательных условий при помощи алжирского конкурента, то эти надежды, во всяком случае пока, неосуществимы.

62.85MB | MySQL:102 | 0,495sec