О военно-техническом сотрудничестве Украины и Исламской Республики Пакистана

По данным китайских источников, в мае 2021 г. Начальник штаба Вооруженных Сил Исламской Республики Пакистан – генерал Камер Джавед Баджва совершил официальный визит на Украину, в рамках которого в составе делегации представителей национального ОПК посетил местные предприятия военной промышленности, ориентированные на производство вооружения и военной техники для Сухопутных войск.

Достоверно известно, что пакистанская делегация посетила г.Харьков, в котором расположены два ключевых предприятия ОПК Украины, а именно Харьковское конструкторское бюро по двигателестроению (ХКБД) и Харьковский завод транспортного машиностроения имени В.А.Малышева (ХЗТМ), которые объединены общим направлением – разработка, производство, испытание, модернизация и обслуживание тяжелой гусеничной бронетехники – основных боевых танков.

Данные предприятия хорошо известны пакистанским специалистам по контракту на поставку 320 ОБТ Т-80УД и последовавшим в 2018 г. соглашениям на ремонт турбированных дизельных двигателей  серий 6ТД-1 и 6ТД-2Е, а также на модернизацию динамической защиты и прицельного оборудования танков.  За последние три года контракты на поставку узлов и агрегатов для Т-80УД в Пакистан принесли ОПК Украины не менее 160 млн долл. США, что позволяет указанным предприятиям «оставаться на плаву».

Аналитики китайских специализированных изданий отмечают, что сохранение военно-технического сотрудничества между Киевом и Исламабадом обусловлено несколькими факторами.

Во-первых, Командование СВ ВС Пакистана не намерено попадать в зависимость от поставок ВВТ китайского производства, стоимость которого растет постоянно. С целью сохранения баланса в вопросе источников поставок официальный Исламабад намерен продолжать приобретать ОБТ у ОПК Украины, поскольку стоимость продукции ХКБД и ХЗТМ значительно ниже, чем на ВВТ китайского производства.

Во-вторых, бронетанковые подразделения Вооруженных сил Украины получили значительный опыт боевого применения ОБТ в рамках внутреннего вооруженного конфликта с народным ополчением Донбасса и Луганска. Пакистанские военные рассчитывают, что украинские конструкторы и инженеры учли опыт активных боев 2014 и 2015 гг. в ходе которых ВСУ потеряли значительное количество Т-64, Т-72 и Т-80УД.

В-третьих, официальный Исламабад предпринимал попытки установления ВТС с Российской Федерацией по вопросу поставок ОБТ Т-90МС (пакистанские военные рассчитывали приобрести до 400 танков данной модели), однако российская сторона была вынуждена отказаться от взаимодействия с Пакистанов в пользу контактов с Индией, которая ранее приобретала значительные объемы ВВТ российского производства.

В-четвертых, страны западного мира не могут поставлять ВВТ в Пакистан ввиду санкций, введенных после ряда подземных ядерных испытаний.  В этих условиях официальный Исламабад может сотрудничать только с КНР , Украиной и Турецкой Республикой.

Пакистанские военные рассчитывают на продолжение сотрудничества с указанными предприятиями ОПК Украины, поскольку возлагают серьезные надежды на создание нового ОБТ под обозначением «Аль-Халид 2», который разработан конструкторами национального предприятия Heavy Industries Taxila.

По данным китайских источников, новый танк пакистанской разработки планируют оснащать двигателем 6ТД-3 или даже 6ТД-4. Известно, что максимальная мощность первого составляет 1400 л.с., тогда как мощность второго достигает 1500 л.с. Примечательно, что конструкторы ХКБД разрабатывали двигатель 6ТД-4 с расчетом на перспективные контракты с СВ ВС Индии для установки на ОБТ «Арджун» версии Mk2, полная масса которых составляет 68 тонн, однако решительных подвижек на индийском направлении не отмечено.

Вполне очевидно, что в сложной экономической ситуации руководители упомянутых выше предприятий ОПК Украины готовы продавать пакистанским партнерам даже те разработки, которые были предназначены для ВС Индии.

Необходимо отметить, что в рамках состоявшегося визита генерал Камер Джавед Баджва  лично наблюдал за демонстрационными заездами танков Т-84БМ «Оплот-П» (модификация адаптированная для СВ ВС Пакистана), которые проводили специалисты ХЗТМ на заводском полигоне. В ходе демонстрационных мероприятий экипажи Т-84БМ «Оплот-П» выполнили стрельбу по стационарным мишеням на различной дальности с применением стандартных боеприпасов и противотанковых управляемых ракет, конструкция которых адаптирована под запуск через канал ствола танкового орудия.

Украинские оружейники рассчитывают на крупный контракт с официальным Исламабадом (вероятное количество – 300 ед.), поскольку Вооруженные силы Украины не располагают финансовыми возможностями необходимыми для покупки значительного количества танков.

В свою очередь, пакистанские военные рассчитывают на новые разработки украинских специалистов в области динамической защиты и комплексов активной защиты танков, которые позволят повысить боевую эффективность наличных Т-80УД, а также будут полезны и для ОБТ «Аль-Халид 2».

Китайские специалисты указывают, что хотя военно-политическому руководству Пакистана известны примеры неудовлетворительного сотрудничества Украины с Королевством Таиланд (контракт на ОБТ Т-84БМ) и Ираком (контракт на БТР-4), однако официальный Исламабад однозначно намерен продолжать покупку ОБТ на Украине. Подобная решительность может быть основана на определенных гарантиях от сторонних участников данного процесса.

Так, турецкая сторона активно софинансирует  работу ХКБД по двигателям 6ТД-3, 6ТД-4 и 6ТД-5 и трансмиссии. Предприятия ОПК Турции взаимодействуют с предприятиям военной промышленности Украины, которые задействованы в разработке динамической защиты, комплекса активной защиты и оптико-электронных систем для ОБТ Т-84БМ «Оплот-П». Кроме того, Турция и Катар систематически приобретают противотанковые ракетные комплексы и боеприпасы к ним украинского производства, что позволяет предприятиям ОПК Украины работать и по другим направлениям – создание новых боеприпасов для танковых орудий.

В дополнение к вышесказанному отметим, что Командование СВ ВС Пакистана рассчитывает на приобретение значительного количества противотанковых ракетных комплексов «Корсар» украинского производства и расширенного боекомплекта (в ВСУ принят на вооружение под обозначением «Стугна-П»). Необходимо учитывать, что предприятия ОПК Украины могут поставлять пакистанским партнерам не только описанные выше образцы ВВТ, но и системы радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы, вооружение противовоздушной обороны и т.д.

Представляется возможным согласиться с оценками китайских специалистов в том, что предприятия ОПК Украины в некоторых секторах сохранили работоспособность и продолжают выпуск продукции для давних партнеров, которая привлекает соотношением «цена-качество», особенно в сравнении с продукцией ОПК КНР, РФ, ЕС и США. Представляется возможным утверждать, что даже при современном уровне финансирования украинские оружейники способны выполнят экспортные контракты и даже продолжать работу по новым образцам вооружения.

62.84MB | MySQL:102 | 0,570sec